Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности
статья на тему

Халикова Валентина Владимировна
В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халикова В.В. , к.п.н., г. Москва

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности

Аннотация: В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ.

Ключевые слова: Профессиональная компетентность, личностно ориентированная деятельность, структура компетентности.  

Становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации российского образования усложняется и наполняется новым содержанием. Уровень профессиональной подготовки, реализуемый в сфере образования, и содержание современных концептуально-законодательных документов ориентируют педагогов на сохранение, совершенствование педагогических ценностей в своей деятельности, формирование профессиональной направленности, развитие и саморазвитие своего профессионального уровня, изучения образовательных потребностей и особенностей  сферы дошкольного образования. Современный педагог должен быть готов к личностно ориентированной профессиональной деятельности. Реализация личностного подхода к детям дошкольного возраста позволит решить главную задачу – развитие личности нового типа. Однако реализация личностно ориентированного подхода к ребенку на практике вызывает большие трудности. Это связано с отсутствием у педагогов ДОУ навыков партнерского общения, сильным влиянием складывающихся годами стереотипов авторитарной педагогики.

Современному дошкольному учреждению  нужен педагог, который способен с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей, планировать, организовывать и контролировать педагогически целесообразную систему работы, осуществлять субъект-субъектное взаимодействие с детьми, направленное на развитие и саморазвитие ребенка, регулировать и корректировать ход и результаты воспитательно-образовательного процесса с учетом обратной связи.

В личностно ориентированном процессе меняются роль и требования к педагогу. Роль педагога дошкольного образования заключается в обеспечении развития личностных, субъектных качеств ребенка,  прежде всего через раскрытие сущности окружающего мира с позиции оппонента, будящего ум и сознание дошкольника, побуждающего его к деятельности. Гуманистическая направленность педагогического взаимодействия выражается в оказании ребенку содействия в определении отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении способна обеспечить всестороннее, равномерное, свободное и гармоничное развитие ребенка. Именно она имеет определяющее значение в развитии потенциальных особенностей детской личности, ее способностей [1, с. 78].

Профессиональная подготовленность педагога, использующего технологии личностно ориентированного обучения, должна отвечать некоторым критериям. Такой         педагог должен:

- диагностировать уровень развития детей (осознанность и произвольность, самостоятельность и творчество в учебной работе, готовность действовать в условиях, возникающих в детской деятельности);

- ставить образовательные и воспитательные цели на основе изучения личностных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- отбирать материал учебного занятия не только на основе образовательной программы, но и с учетом опыта самих обучающихся;

- применять современные методы, приемы и технологии обучения;

- оценивать качество знаний детей (осознанность, полноту, прочность, системность, готовность к их применению в новых условиях).

Способность осуществлять личностно ориентированную профессиональную деятельность требует высокого уровня профессиональной компетентности педагогов.

Профессиональная компетентность (от лат. profession – официальное занятие, лат. competo – соответствовать, подходить) в Энциклопедии профессионального образования трактуется как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности [2, с. 66].

Деятельность педагога ДОУ предполагает партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, хотя роль каждого из участников не одинакова и определяется конечными результатами обучения. Педагог превращается в организатора совместной деятельности с детьми, приобретает умения и навыки:

- выдвигать конкретные педагогические идеи, адекватные личностно ориентированному содержанию обучения;

- проектировать педагогическую деятельность исходя из операционального анализа, учитывая предшествующие результаты и вариативность детской деятельности;

- управлять совместной деятельностью детей и взрослого;

- контролировать не только процесс, но и результат.

Анализ профессиональных функций педагога дошкольного образования и содержания его деятельности с позиций личностно ориентированного подхода, позволил охарактеризовать сущность профессиональной компетентности такого специалиста. В структуре компетентности можно выделить три блока: мотивационно-личностный, информационный и технологический.

Мотивационно-личностный блок предполагает наличие у педагогов установки на личностно ориентированную деятельность и личностные качества, позволяющие ее осуществлять.

Информационный блок составляет содержательную основу взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на личностно ориентированное развитие ребенка.

Технологический блок включает в себя умение анализировать, проектировать и внедрять технологии воспитания и обучения, направленные на личностное развитие ребенка, моделировать воспитательно-образовательный процесс, создавать пространственно-развивающую среду, адекватную потребностям и интересам ребенка, осуществлять исследовательскую деятельность и т.д.

Оптимальным вариантом в системе развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ является включение каждого из них в разработку и реализацию комплекса разномасштабных образовательных программ в собственном образовательном учреждении и направленных на:

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- формирование ключевых компетенций всех участников образовательного процесса;

- повышение уровня управления качеством образования;

- формирование здоровья и здорового образа жизни.  

Методическая деятельность дошкольного образовательного учреждения призвана разработать конкретные направления по развитию компетентности, актуализируя и повышая творческий потенциал педагогов, активизируя при этом все средства развития и саморазвития профессионального уровня педагога.

Целенаправленный процесс развития профессиональной компетентности педагога возможен при четком определении уровня профессиональной компетентности, профессиональных потребностей педагога в профессиональных знаниях, умениях, профессиональных ценностных ориентациях; при умении выявить эффективные технологии проектирования своей деятельности; использовать методы диагностики состояния образовательного процесса учреждения, коррекции его результатов и др.

Таким образом, в процессе выбора и организации разнообразных форм методической деятельности, разработки их содержания с учетом потребности и возможностями каждого педагога можно создать условия психолого-педагогической и методической поддержки педагогу дошкольного образовательного учреждения в его профессиональном развитии и саморазвитии.

Библиографический список

1. Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада: Дис. …д-ра пед. наук. М., 2005, с. 78.

2. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. Под ред. С.Я. Батышева. М.: Просвещение, 1999., с. 66.

3. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения  // Вопросы психологии. – 1995. - № 2. – С. 32-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, опти...

Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...

Статья "Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)"

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошко...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)

Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)Какова роль играющего педагога в развитии и воспитании дошкольника.С чего начать соверше...

Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

laquo;Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, без...