Консультация для педагогов «Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста
материал

Наумова Альбина

Консультация для педагогов "Основы целеполагания для детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад «Аистёнок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 «Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста

 и что может помешать педагогу достичь цели образовательной деятельности

 в реализации ФГОС ДО»

                                                                        Подготовила:

 педагог-психолог, А.В.Наумова

2020 г.

Цель: Ознакомление педагогов с приёмами целеполагания для детей дошкольного возраста
Задачи:
- познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в области определения темы и постановки цели занятия совместно с детьми;
- научить использовать в практике приёмы целеполагания;
- повысить уровень теоретической подготовки педагогов.

Целеполагание педагогическое – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности

Цель – заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе получения той или иной деятельности.


Традиционно педагог в начале занятия называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой). 
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. 
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Модернизационные изменения в дошкольном образовании дают свободу педагогу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности.

Первая задача - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания.

Развивающее занятие – это не занятие готовых истин, а занятие поиска истины. Его признак – сомнение детей в своих знаниях и даже в том, что говорит педагог. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса… Обычное занятие учит отвечать. Занятие развития учит спрашивать” (Давыдов В. В.)
Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения цели и задач. Но что значит поставить перед ребенком цель или задачу? Их недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная педагогом, должна быть принята ребёнком, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на занятии, должен стать собственным вопросом ребёнка, иначе он получит от педагога ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”. 

Постановка темы и учебной цели связана с двумя принципиально важными “открытиями” для детей:
1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи); 
2) они должны хотеть решить эту цель, стремиться к ее решению.
Цели должны быть: 
- Диагностируемые.
- Конкретные.
- Понятные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные. 
- Личностно значимыми для воспитанников. 
Рассмотрим принципы постановки темы и цели:
1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы. 
2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления. 
3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез. 
4) Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Некоторые приемы целеполагания
Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели занятия.
Например, тема "Число и цифра 6".             2 4 1 6 3 5 0 
Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. 
Первый вид.Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема "Дикие животные".

Второй вид.Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, по теме "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей занятия.
Домысливание
Например: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
I.Организационный момент.
II. Введение в тему занятия.
- Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.
Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) 
- Незнайка на занятии писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.
- Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки. Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? 
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например, «
Педагог предлагает детям присесть, удобно расположиться и послушать одну историю.
ІІ Сообщение темы и цели занятия
Педагог: Сегодня мы должны познакомиться с новой буквой и звуком. А с какой, догадайтесь.
Педагог: эта история произошла в одном сказочном лесу, в котором, жил озорной


Но всегда нужно помнить, что обязательными условиями использования приемов целеполагания являются: 
- учет уровня знаний и опыта детей;
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
На занятиях организовать постановку темы и цели и решения учебной задачи довольно сложно, но это возможно. Педагогу необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы цель стала
“собственной” целью для детей, чтобы дети понимали значимость этой цели и необходимость ее решения.

Слайд 1

Типичные ошибки педагога или «Что может помешать педагогу достичь цели образовательной деятельности в реализации ФГОС ДО»

Слайд 2

Ошибка №1 Ответы «за детей»

Слайд 3

Причины

  • Педагог не учитывает причины молчания ребенка (тип темперамента, ведущую сенсорную систему, возможность паузы хетизации )

Пауза хезитации – непреднамеренная остановка информационного потока в процессе общения, обусловленная целым рядом факторов (индивидуальных (узкий кругозор говорящего, слабые речевые навыки, небольшой словарный запас, привычки) ; психологических (волнение, темперамент, эмоциональное возбуждение, плохая память, рассеянное внимание, ощущение неловкости, нежелание говорить и др.) ; физиологических (плохое самочувствие и регуляцию дыхания)).

  • Педагог не понимает, что ребенок может молчать из-за того, что не понял вопроса взрослого
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Потеря детской инициативы в высказываниях
  • Несформированность у ребенка умения слышать вопрос
  • Несформированность у ребенка умения доносить собственную точку зрения (доказательность речи)

Слайд 4

Ошибка №2 Ориентация только на первые правильные ответы детей

Слайд 5

Причины

  • Педагог боится услышать неправильные ответы детей и не суметь на них среагировать
  • Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их не чему не научила»
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения
  • Не все дети понимают происходящий диалог

 Последствия

  • Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего остальным ребятам, почему его ответ признан правильным)

Слайд 6

Ошибка №3 Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих реальной жизни

Слайд 7

Причины

  • Педагог привык так делать
  • Педагог боится детских конфликтов
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • У детей не формируется социальная позиция «победителя» и «проигравшего», что в дальнейшей жизни будет накладывать отпечаток на его поведенческие реакции
  • У детей формируются «двойные стандарты», т.е. «в саду я говорю одно, а в жизни я поступаю иначе»

Слайд 8

Ошибка №4 Отсутствие педагогического экспромта

Слайд 9

Причины

  • Низкий профессионализм педагога
  • Педагог боится не выполнить запланированные виды работы
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Дети являются пассивными участниками происходящего мероприятия, вследствие чего у них может сформироваться мнение, что от них ничего не зависит
  • Потеря детской инициативности

Слайд 10

Ошибка №5 Многократное повторение своего вопроса для детей

Слайд 11

Причины

  • Педагог сомневается в том, что ребенок может понять его с первого раза
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Несформированность у ребенка умения слышать вопрос с первого раза
  • Затягивание времени образовательного мероприятия
  • Несформированность у ребенка умения слушать другого человека, т.е. коммуникативной компетентности

Слайд 12

Ошибка №6 Многократное повторение ответов вслед за детьми

Слайд 13

Причины

  • Педагог не умеет держать паузу
  • Педагог сомневается в том, что ребенок может понять с первого раза ответы сверстников
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Потеря детской инициативности в высказываниях
  • Несформированность у ребенка умения слышать вопрос Несформированность у ребенка умения доносить собственную точку зрения (доказательность речи)

Слайд 14

Ошибка №7 Предупреждение детской ошибки, затруднения

Слайд 15

Причины

  • Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их ничему не научила»
  • Педагог боится услышать неправильные ответы детей и не суметь на них среагировать
  • Низкий профессионализм педагога (отсутствие знания о «зонах ближайшего и актуального развития»
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Ребенок вновь и вновь повторяет свою ошибку, т.к. она не становится его опытом
  • У ребенка не формируется умение фиксировать свое затруднение, анализировать его причину и планировать собственную деятельность по его устранению
  • Ребенок «топчется» на одном месте и не продвигается к зоне ближайшего развития

Слайд 16

Ошибка №8 Готовность отвечать на все детские вопросы

Слайд 17

Причины

  • Педагог считает, что нельзя признаваться в том , что чего-то не знает
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Нарушения принципа научности в ответах
  • Несформированность у детей самостоятельно добывать информацию и планировать свою деятельность в этом направлении

Слайд 18

Ошибка №9 Категорическая педагогическая оценка

Слайд 19

Причины

  • Педагог привык так делать
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего собственную точку зрения, возможность самому найти ошибку в своих ответах в процессе его объяснения всем остальным ребятам)
  • Потеря детской инициативы в размышлениях и высказываниях, т.к. «все равно уже Маша сказала правильно»
  • Непонимание ребенка, почему его «приравнивают ко всем остальным и возможная обида на педагога и сверстников

Слайд 20

Ошибка №10 «Доделывание» за ребенком

Слайд 21

Причины

  • Педагог не учитывает причины «невыполнения» (тип темперамента, ведущую сенсорную систему)
  • Педагог ориентирован на результат «для родителя»
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения Последствия
  • Потеря детской инициативности в действиях
  • Несформированность у ребенка доводить свое дело до конца
  • Несформированность у ребенка индивидуальной (творческой) позиции
  • Реакция протеста, уход в себя

Слайд 22

Ошибка №11 Неоправданный тактильный контакт

Слайд 23

Причины

  • Педагог не может объяснить словами то, что хочет, чрезмерно нетерпелив
  •  Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Потеря детской инициативы в действиях
  • Несформированность у ребенка слышать устную инструкцию
  • Реакция протеста, уход в себя

Слайд 24

Ошибка №12 Отсутствие «детской цели»

Слайд 25

Причины 

  • Педагог не понимает значимости игровой мотивации для организации детской деятельности
  • Педагог не может придумать «детскую» цель (детский игровой мотиватор )
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Потеря детской инициативы в действиях
  • Незаинтересованность происходящим, следовательно, легкая отвлекаемость, формальность выполнения заданий
  • Реакция протеста, уход в себя

Слайд 26

Ошибка №13 Выводы «за детей»

Слайд 27

Причины

  • Педагог чрезмерно нетерпелив, привык играть главную роль в общении с дет
  • Педагог предполагает, что ребенок не способен сделать вывод самостоятельн
  • Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

Последствия

  • Отсутствие ребенком полной осознанности произошедшего
  • Неумение осуществлять рефлексию собственной деятельности
  • Неполное усвоение полученной информации

Слайд 28       Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "О правильной осанке детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов. Данную консультацию можно провести и для родителей....

Консультация для педагогов "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов  с презентацией  и  участием воспитателей....

Консультация для педагогов "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Профилактика здоровья детей. Плоскостопие. Презентация...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром

Особенности социально-личностного развития детей по возрастным группам....

Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....