Методическое Объединение «Построение речевой развивающей среды в группе детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Самотой Юлия Ивановна

«Построение речевой развивающей среды в группе детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obedinenie_samotoy_yu.i.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

«Построение речевой развивающей среды в группе детей раннего возраста»

Ю.И.Самотой, Воспитатель

МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное

Белгородского района, Белгородской области

Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить.

Сессиль Лупан «Поверь в свое дитя».

Теоретическая часть

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период, чтобы адаптировать ребенка раннего возраста к детскому саду, необходимо учитывать возрастные особенности.

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности.

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных.  В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Когда я организовываю свою работу, прикладываю максимум усилий, чтобы каждая наша встреча с детьми была эмоционально окрашена, несла характер учебно-игровой деятельности. Моей целью является развить и удовлетворить потребность в сотрудничестве, общении, во внимании, развитии речи.

Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка, особенно в раннем возрасте. По мнению Л.С. Выготского, развитие речи в возрастных периодах «настолько тесно и непосредственно связано с центральными новообразованиями возраста, когда только возникает в самых первоначальных очертаниях социальное и предметное сознание ребенка, что речевое развитие невозможно не отнести к центральным линиям рассматриваемого периода» (Л.С. Выготский, 1997).

Речевая Развивающая Среда группы раннего возраста строится на следующих критериях:

• Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

•  Методы  и  приемы,  направленные  на  развитие  речи  как  средства  общения (поручения, подсказ, образец, сопряженная речь);

• Методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать (чтение, рассказы);

• Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи.

Практическая часть.

Для построения речевой развивающей среды детей раннего возраста можно создать специальный уголок, в котором будет содержаться всё, что необходимо для развития речи малыша. Мы с вами рассмотрим пример нашего уголка «Учимся говорить с Галчонком».

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Чтобы запустить речь детей необходимо прорабатывать несколько областей, мы сейчас подробно рассмотрим каждую область, представленную в нашем уголке.

  • Развитие речевого слуха.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - "речевой слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

«Ложки весело играют» (деревянные и металлические)

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать предметы на слух по их звучанию и отвечать соответствующим действием.

 «Шумящие мешочки». Цель: Развивать умение различать предметы на слух по их звучанию и отвечать соответствующим действием.

«Угадай, где позвонили?» Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Таким образом была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие мелкой моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и развитие зрительно – двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

При нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш достаточно точно воспроизводит направленные движения, действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов.

Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать и разжимать пальчики руки, осваивает песенки – потешки «Сорока - белобока» и «Коза - рогатая». В дальнейшем тренируют руку и кубики, и сбор пирамидки или матрешки, и игра в машинки или причесывание куклы.

В раннем и дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Рисование и раскрашивание картинок - хорошее упражнения для развития мелкой моторики. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.

 Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.

Мозаика- способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

 Переборка круп - насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

  • Обогащение активного словаря.

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы.

Игры по формированию словаря дошкольников могут проводиться в подгрупповой и индивидуальной форме, а также, как часть непосредственно образовательной деятельности. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идёт объяснение, а затем идёт выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи, игры от начала до конца полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словестной игры) подобрать слова на случай затруднения детей. «Чудесная коробка» - 1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде вещей, в нашем случае это транспортное средство (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет

.«Кто живёт во дворе?» . Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.  Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов. От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

«Тук-тук, кто там?» - Эту игру мы придумали сами, за основу взяли героя из известного мультфильма Простоквашино, им оказалась милая птичка, которая постоянно твердила: «кто там?» Мы садимся с детками и якобы приходим в гости к Галчонку, тук- тук, ответ Галчонка – «Кто там?», на что ребенок должен ответить как его зовут, постепенно добавлялись слова, выстраивался диалог.

  • Развитие речевого дыхания.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Дефекты речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение многих групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз отрицательно влияющие на развитие речи детей. Таким образом речевое дыхание является очень важным.

Дыхательная гимнастика. Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу

«Лети-порхай»- развитие длительного плавного выдоха.

«Сдуй дождинки с листочка» -Цель: развитие длительного плавного сильного выдоха; активизация губных мышц.

«Ветерок» -Цель: учить дуть, вытягивая губы трубочкой, не раздувая щеки; развивать плавный, длительный выдох;

  • Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

 4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 6.Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  • Воспитание звуковой культуры речи

Правильное произношение звуков играет немаловажную роль в развитии детей, ведь не для кого ни секрет, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли и желания. Очень часто дети с неправильным звукопроизношением сталкиваются с проблемами в школе (как слышит, так и пишет).

Я считаю, что правильную речь нужно развивать с раннего возраста, и в помощь для решения этой задачи я решила выбрать создать уголок «Учимся говорить с Галчонком». В котором содержится всё необходимое для построения речевой развивающей среды детей раннего возраста.

Методические рекомендации для участников объединения

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало.

 Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

 Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –“одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

 Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место.

 В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.

Список использованной литературы

1. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения [Текст] / Т.А. Воробьева, П. А. Воробьева- С-П.: Литера, 2014 г.-112с.

2. Кравец Ольга Юрьевна, Рыбкина Ирина Александровна Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста | 2014 г.

3. Мещерякова, Галигузова: Речевое развитие детей. Методические материалы к комплексной образов. программе для детей. ФГОС ДО Редактор: Чайка И. Л. Издательство: Русское слово, 2020 г.

4. Титова, Елецкая, Куликова: Речевое и предречевое развитие детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. Издательство: ИНФРА-М, 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период  изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей....

Развивающая среда в группе детей раннего возраста.

Из заметки можно узнать, как и с какой целью можно организовать в группе уголок с висящим каскадом....

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....

Конспект выступления в Районном Методическом Объединении. Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»

Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Совре­менным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить реб...