«Построение модели воспитательной системы как способ реализации задач ДОУ»
статья (младшая группа)
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности.
Очевидно, что основным приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении.
Особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления:
«Построение модели воспитательной системы как способ реализации задач ДОУ»
«Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место»
Платон
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности.
Очевидно, что основным приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении.
Особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания.
Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность.
Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:
- исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;
- субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих;
- отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;
- среды, освоенной субъектами;
- управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность»
Таким образом, воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:
- контингент детей;
- контингент семей воспитанников;
- особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
- творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества и внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей к порождаемому результату совместной деятельности;
- систему управления.
Цель воспитательной системы – создание комфортных условий субъектам деятельности для реализации цели учреждения.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Реализация этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:
- Самоценность дошкольного периода жизни человека.
Основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
- Педагогическая концепция целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности.
Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
- Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.
Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Концептуальные идеи воспитательной системы направлены на
- создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности;
- на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь,
- на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности,
- организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Концептуальные принципы:
Система воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
- Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
- Принцип общего культурного образования и позитивной социализации Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
- Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
- Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
- Принцип совместной деятельности, ребёнка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Уважение и безусловное принятие личности ребёнка; формирование ценности, а не оценивания ребёнка
- Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
- Принцип поддержки разнообразия детства. Учет региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности.
- Принцип индивидуализации дошкольного образования. Помощь и поддержка ребенка, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. Индивидуальный подход с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
- Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение
Данные принципы реализуются в укладе образовательной организации, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
- Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
- Организованная образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в организованной образовательной деятельности – обобщил.
Таким образом, воспитание в образовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, взаимопроникновения государственного, общественного и семейного воспитания во благо ребенка.
Воспитательная система не статична, она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Выбирая систему методов воспитания педагогу необходимо учитывать, что воспитательный процесс должен быть выстроен как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется с целью развития личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
Презентация к занятию по экологическому воспитанию...
«Система работы по реализации задач экологического воспитания дошкольного возраста»
презентация по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/20/picture-141139-1576818713.jpg)
Презентация "Модель воспитательной системы ДОУ"
У каждого образовательного учреждения есть своя модель воспитательной системы. Я представляю свою. Надеюсь, что какие-то направления помогут коллегам. Оставляйте свои отзывы. Заранее спасибо!...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-321717-1475076493.jpg)
визитная карточка "Система работы по реализации задач экологического воспитания в ДОУ"
В визитной карточке отражена система работы по реализации задач экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-645584-1435173468.jpg)
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
вматериале представлен опыт работы в группе компенсирующего назначения для детей с овз....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-255640-1368704749.jpg)
Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»
Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-1196469-1575612998.jpg)
"Модель воспитательной системы
СодержаниеКраткая справка об образовательном учрежденииОписание модели воспитательной системыПедагогическое целеполаганиеСистемообразующие (основные виды) совместной деятельности детей и взрослых, в р...