«Построение модели воспитательной системы как способ реализации задач ДОУ»
статья (младшая группа)

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности.

Очевидно, что основным приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении.  

Особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Построение модели воспитательной системы как способ реализации задач ДОУ»

«Воспитание детей есть важная задача государства, законодатель не должен отводить ему вторичное место»

Платон

В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности.

Очевидно, что основным приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении.  

Особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания.

Особую роль в современном образовательном процессе играет системно организованная воспитательная деятельность.  

Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:

  • исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;
  • субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих;
  • отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;
  • среды, освоенной субъектами;
  • управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность»  

Таким образом, воспитательная система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты как:

  • контингент детей;
  • контингент семей воспитанников;
  • особенности педагогического коллектива, его психологический климат, творческий потенциал педагогов;
  • творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее в себя «место творения», процесс творчества  и  внутреннюю личную мотивацию детей, педагогов и родителей  к порождаемому результату совместной деятельности;
  • систему управления.

Цель воспитательной системы – создание комфортных условий субъектам деятельности для реализации цели учреждения.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Реализация этой цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:

  • Самоценность дошкольного периода жизни человека.

Основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

  • Педагогическая концепция целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта детской деятельности.

Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

  • Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Концептуальные идеи воспитательной системы направлены на

  • создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности;
  • на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь,
  • на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности,
  • организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).

Концептуальные принципы:

Система воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
  • Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
  • Принцип общего культурного образования и позитивной социализации Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.
  • Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
  • Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.
  • Принцип совместной деятельности, ребёнка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения. Уважение и безусловное принятие личности ребёнка; формирование ценности, а не оценивания ребёнка
  • Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
  • Принцип поддержки разнообразия детства. Учет региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности.
  • Принцип индивидуализации дошкольного образования. Помощь и поддержка ребенка, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. Индивидуальный подход с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
  • Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение

Данные принципы реализуются в укладе образовательной организации, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:

  1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
  2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
  3. Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в организованной образовательной деятельности – обобщил.

Таким образом, воспитание в образовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, взаимопроникновения государственного, общественного и семейного воспитания во благо ребенка.

Воспитательная система не статична, она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Выбирая систему методов воспитания педагогу необходимо учитывать, что воспитательный процесс должен быть выстроен как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется с целью развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модель воспитательной системы ДОУ"

У каждого образовательного учреждения есть своя модель воспитательной системы. Я представляю свою. Надеюсь, что какие-то направления помогут коллегам. Оставляйте свои отзывы. Заранее спасибо!...

визитная карточка "Система работы по реализации задач экологического воспитания в ДОУ"

В визитной карточке отражена система работы по реализации задач экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении...

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

вматериале представлен опыт работы в группе компенсирующего назначения для детей с овз....

Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»

Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...

"Модель воспитательной системы

СодержаниеКраткая справка об образовательном учрежденииОписание модели воспитательной системыПедагогическое целеполаганиеСистемообразующие (основные виды) совместной деятельности детей и взрослых, в р...