МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
методическая разработка на тему

Заморская Оксана Сергеевна

вматериале представлен опыт работы в группе компенсирующего назначения для детей с овз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ             

       

                                                   Автор: Заморская Оксана Сергеевна,

воспитатель

«С любовью и верой, заботой и делом

Мы справимся с этой бедой.

Шагай, малыш, смело, по миру умело,

Мы все идём рядом с тобой!»

С целью обеспечения адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 7 лет, а также обеспечения психолого-педагогической коррекции нарушений в их развитии, с учётом индивидуальных возможностей и личных особенностей каждого ребёнка, в ДОУ № 8 «Якорек» г. Снежногорска Мурманской области, была создана группа компенсирующего назначения для детей со сложным дефектом.

Главным в своей работе считаем: создание оптимально – комфортных условий для воспитания и обучения ребёнка   исходя из его интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта для ребёнка и формирование адекватных способов вхождения в социум и обеспечения ребёнка объёмом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для   воспитания, обучения и социализации.

Целью воспитательной работы группы является - создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации. Повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи. Становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, которые решаются при соблюдении обозначенных нами принципов: [2]

  • Чётко обозначенные педагогические требования – залог успеха  воспитательной работы
  • Единство  педагогов, детей, родителей
  • Воспитывает всё: внешний вид, слова, поступки…
  • Воспитывает каждая минута
  • Минимум нотаций!!!

Для  успешности осуществления воспитательной работы с детьми определены следующие условия: организация воспитательной среды, организация самостоятельной деятельности, организация    совместной     деятельности   детей, организация обучающей деятельности.

Основные   направления работы с детьми: [1]

 Концентр «Я сам» - Формирование у ребёнка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы  положительных личностных оценок и позитивного отношения ребёнка к себе.

 Концентр «Я и другие» - Развитие сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

 Концентр «Я и окружающий мир» - Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, создание предпосылок и закладка первоначальных основ нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Содержание воспитательного процесса представлено следующими видами деятельности:[1]

  • Интеллектуально – познавательная - развитие умственных способностей (беседы, просмотр теле-, видеофильмов).
  • Трудовая деятельность – освоение трудовых навыков через организацию дежурств, поручений, коллективного труда (праздник труда, день чистоты).
  • Художественно – эстетическая (выставки детского творчества, конкурсы).
  • Физкультурно - спортивной (спортивные развлечения, игры, занятия, досуги).
  • Игровая деятельность – процесс освоения социального опыта.
  • Ценностно–ориентировочная – ребёнок познаёт прекрасное, узнает, что есть зло, что есть добро.

В своей работе используем разнообразные формы и методы.                                                                                                                 

Статичные формы

Статично-динамичные формы

Нетрадиционные

формы

Линейка

Беседы[4]

Просмотр видео-, телефильмов

Выставки

«Каменная рапсодия»

 «Золотые руки мамы»                                              

«Символ года»

Спектакли

«Вкусное молоко»

«Пых»

«Сказка о глупом мышонке»

Тренинговые игры «Играем вместе»  (игры с психологом)          

Праздники

«Детский сад, ребятам рад», «Праздник осенних листьев», «Весёлое лето», «Праздник осенних листьев» и др.

                       

Конкурсы, соревнования

«Краски всей России»

«Семейные старты»

Концерты учеников музыкальной школы

Экскурсии  и тематические прогулки    «Брусничник»                          

Тематические дни                                            

и недели                             «Неделя доброты» «День Матери»                                                «Декада инвалидов»

 «День семьи»

«День игры и игрушки»

Фотовитражи                   «Как мы живём»                                            

 «Мой друг, Папа»  и др.                                            

План

воспитательных мероприятий с детьми в группе компенсирующего назначения СД

месяц

мероприятия

сентябрь

Игровая программа «Детский сад, ребятам рад»

«Весёлое лето» развлечение на улице

Целевые прогулки к светофору, пешеходному переходу.

Турпоход «Брусничник»

Экскурсия в пожарную часть.

октябрь

«Боровик в гостях у ребят» (муз. развлечение)

«Праздник хлеба» (кукольный спектакль)

«Каменная рапсодия» (изготовление поделок из камней)

«Осенины» (игровая программа)

Подготовка к конкурсу (изготовление работ)  «Краски всей России»

ноябрь

Кукольный театр «Сказка о глупом мышонке»

«Кораблик надежды» фестиваль художественного творчества детей-инвалидов.

Неделя доброты и вежливости

День чтения

декабрь

Декада инвалидов

В мире животных (экскурсия в зооуголок)

День музыки

День здоровья

январь

День шляпок (изготовление атрибутов для уголка ряженья)

«Пришла коляда, отворяй ворота» - досуг

«Снежные фантазии» постройки из снега

Неделя ПДД (занятия, беседы)

февраль

«День дружбы» (изготовление подарков для  родных)

День рождения детского сада день открытых дверей.

Спортивно-музыкальный  досуг,  посвящённый 23 февраля

март

Сюрприз для мамы (изготовление подарков)

Мамин день (музыкальное развлечение)

День музыки

«Масленица» (театрализована  программа)

апрель

Муз. сказка «Как заяц львом стал»

День смеха

День здоровья (в рамках недели здоровья)

Праздник сказки (родители детям кукольный спектакль)

День чистоты

май

День Победы

День семьи (оформление альбома «Вся семья вместе и душа на месте)

День игры «Игрушки в гостях у детей»

июнь

Международный День защиты детей «Дружат дети всей семьи»

Пушкинский день России

Модель выпускника группы компенсирующего назначения для детей со сложной структурой дефекта. [3]

  • Социально адаптированный с сформированными навыками самообслуживания.
  • С развивающимися  познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и   взрослыми.
  • С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию сохранных анализаторов

Использованная литература

1. Типовая программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

2. Е.А.Стребелева  «Специальная дошкольная педагогика»  М., 2002

3. А.Р. Маллер «Помощь детям с недостатками развития» Москва, 2006 г.

4. А.Р. Маллер «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии» Москва, 2005г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Планирование  работы учителя-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с множетсвенными проблемами развития со сказкой (на примере РНС "Репка"). План рассчита...

Сценарий утренника "Как мы маму поздравляли" в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Сценарий детского весеннего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии  недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...

СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Развитие мелкой моторики рук как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....

Сценарий интегрированного зимнего праздника «Новогодние приключения в лесу» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

Сценарий детского Новогоднего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом

Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности №  для детей со сложным дефектом  в возрасте ...