СТАТЬЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
статья по коррекционной педагогике на тему

Мамедова Елена Владимировна

Развитие мелкой моторики рук как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

Статью подготовила

Воспитатель

Мамедова Е.В.

Санкт-Петербург

2016


Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение есть способ познания мира.  Значит, чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром. Поэтому занятия, направленные на развитие мелкой моторикой, окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

МЕЛКАЯ (ТОНКАЯ) МОТОРИКА – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и  стимуляции другой. При коррекции моторики у детей происходит более быстрое улучшение речи и мышления ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются  мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр коры головного мозга, в  его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем  совершеннее    кора мозга, тем совершеннее речь, а, значит,  и мышление.        (Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». Санкт-Петербург 2002г. стр.3).

Почему нужно осваивать навыки тонкой моторики? На этот вопрос трудно ответить одной фразой – ведь речь идёт о множестве очень разных навыков. Попробуем привести некоторые соображения, которые, вероятно, смогут убедить в важности той работы, которой мы занимаемся.

  • Навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать,   классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.
  • Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определённый навык из разряда обсуждаемых.
  •  Навыки тонкой моторики способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и в работе, то есть дают возможность приобрести специальный опыт.

     У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников со  сложной структурой дефекта препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ДЦП (Семёнова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности обучения мелкой моторики рук. В работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Левченко И.Ю. и др. отмечается, что успешное освоение мелкой моторики рук способствует интеллектуальному развитию ребёнка, помогает в формировании других видов деятельности.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребёнка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа с детьми данной группы строится не только с учётом возраста, но и с учётом того, на каком этапе психо - речевого развития находится ребёнок.

Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребёнка, адаптации его в социуме.

    Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы.

  1.  Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, т.е. с первых дней посещения коррекционной группы детского сада.
  2.  Построение работы на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций.
  3.  Индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материалов, активность и наглядность.
  4.  Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
  5.  Комплексное медико-педагогическое воздействие.
  6.  Коррекционно-развивающая работа проводится ежедневно.
  7.  Важное значение имеет правильно подобранная поза ребёнка. Поза способствует наиболее полному мышечному расслаблению ребёнка.
  8.  Взаимосвязь педагогов и родителей

Направления  работы:

  1.  Упражнения на  расслабление мышц  рук и шеи.
  2.  Термальное воздействие.
  3.  Массаж кистей и пальцев рук.
  4.  Пальчиковая гимнастика с использованием стишков.

При использовании разных средств (игры, упражнения для мелкой и  общей моторики, пальчиковая гимнастика) хорошо подключать малые   фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определённым звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, заучивание стихов.

  1. Упражнения с использованием различных предметов:
  • работа с карандашами с ребристой поверхностью, с бигуди-липучками, с резиновыми, пластмассовыми, деревянными шариками, с бусами, с крупой, с пуговицами и т. д.;
  • резинка для волос диаметром 4-5 см;
  • игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой;
  • лепка из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем уверенными и координированными становятся движения их пальцев;
  • работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Время работы примерно 15 минут;
  • гимнастика для пальцев рук;
  • упражнения с мелкими сыпучими  материалами;
  • игровые задания по застёгиванию и расстёгиванию  различных видов застёжек, шнуровок и т. д.;
  • хорошо поиграть  в игры с рисованием (обводки, штриховки, раскраски, лабиринты);
  • активность деятельности кистей рук возрастает при необходимости  раскрутить и закрутить крышку  посуды разного размера;
  • нанизывание колец пирамидки тоже хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами;
  • игры с бельевыми прищепками. Занятие это увлекательное, и, как выяснилось, очень полезное;
  • весьма полезно для ребёнка научиться самостоятельно пользоваться всеми видами бытовых выключателей: кнопочных, рычажковых, клавишных и т. д;.Мы  включили в качестве  упражнений для развития захвата открывание и закрывание дверных замков. Освоение различных типов бытовых приборов имеет большое значение и с точки зрения самообслуживания, что весьма существенно для данной категории детей. Кроме того, нарушения онтогенетического развития предметной деятельности ребёнка с ДЦП компенсирует через такие упражнения. Бытовые выключатели, телефонные диски удобны в использовании, если их закрепить на специальном стенде.

    Для занятий изготовлены игрушки и пособия для развития мелкой моторики рук.

  1. Дидактические игры, способствующие развитию тонких движений пальцев рук:
  • цветные клубочки ниток для перематывания,
  • из картона вырезаны солнышко и ёжик для работы с прищепками,
  • игры со шнуровкой,
  • наборы для нанизывания бус, бисера , пуговиц,
  • деревянные игрушки (собрать матрёшку, пирамидки, вкладыши, деревянные пазлы и др. строительный материал),
  • дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп,
  • деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу,
  • сказки для фланелеграфа,
  • перчатки с картинками для театра.
  1. Дидактические игры, способствующие развитию бытовых навыков:
  • из ткани и поролона сделан макет кота, у которого на одежде прикреплены пуговицы, молнии, кнопки, шнурки, завязки, различные застёжки,
  • изготовлена доска с прикреплёнными на неё баночками с крышками разного диаметра,
  • сделан стенд с прикреплёнными на него выключателями, шпингалетами и пр.
  1. Дидактические игры, способствующие развитию тонких движений пальцев рук:
  • наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь),
  • игра «Волшебный мешочек».

Помните, что очень многое зависит от установки. Называйте все эти упражнения играми, для ребёнка игра это способ познания мира. Чем осмысленнее и чётче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство ребёнка с миром.    

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по ознакомлению со сказкой в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Планирование  работы учителя-дефектолога и других специалистов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с множетсвенными проблемами развития со сказкой (на примере РНС "Репка"). План рассчита...

Сценарий утренника "Как мы маму поздравляли" в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Сценарий детского весеннего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии  недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...

Сценарий интегрированного зимнего праздника «Новогодние приключения в лесу» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

Сценарий детского Новогоднего праздника в группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом....