РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
статья

Развивающий потенциал мультфильма стал средством позитивной социализации детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchiy_potentsial_multiplikatsionnyh.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ

ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Восприятие фильма может оказывать эффективное и благоприятное воздействие на разные стороны развития ребенка. При определении возрастной классификации фильма важно учитывать также особенности его изобразительного ряда. Остановимся на конкретных показателях, определяющих данные аспекты развития, которые в полном объеме отражены в Концепции информационной безопасности детей.

Морально-нравственное развитие.

Мультфильм можно рассматривать как важный ресурс морально- нравственного развития. Каждое художественное произведение несет определенный этический заряд, который воспринимается ребенком и влияет на его личностное развитие. В этическом развитии ребенка можно выделить две основные линии, в соответствии с двумя ведущими этическими категориям – мораль и нравственность. Напомним, что существо морали предполагает следование общепринятой норме (или образцу) поведения и оценку тех или иных действий с точки зрения конкретного образца. В отличие от этого, нравственность базируется не на образцах (что нужно, а что не нужно делать), а на отношении к другому как к самому себе, на переживании единства, т.е. на сопереживании, сорадовании, содействии и пр. Обе эти линии этического развития включены в восприятие художественного текста. Герои произведения становится для дошкольников объектами идентификации и образцом для подражания. Наличие таких положительных моральных эталонов и степень их привлекательности для детей может стать ресурсом морального развития [25]. В дошкольном возрасте формируется моральное сознание и этические оценки ребенка, на основании которых он квалифицирует поступки как «хорошие» и «плохие».

Нежелательными с точки зрения морального развития можно считать те произведения, в которых моральные эталоны размыты и не определены. Например, когда симпатичный, привлекательный для детей персонаж, совершает аморальные, неприемлемые поступки. Причем эти поступки не являются предметом критического отношения или осуждения со стороны взрослых. Подобные фильмы не могут быть рекомендованы для детей дошкольного возраста.

Очень важно заложить в сознание маленького ребенка ценность сопереживания другому, взаимовыручке, прощению и пониманию другого.

Ведь именно в детстве человек постигает и присваивает эти общечеловеческие ценности. Хорошие с этической точки зрения мультфильмы благотворно влияют на формирующуюся психику ребенка. Конечно, среди героев может быть и отрицательный персонаж, который стал таким, потому что никто его не любил, не дружил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, когда отрицательные персонажи подаются в юмористической форме, смягчает осуждение и ожесточение.

В большинстве мультфильмов, борясь с противниками, герои часто применяют физическую силу, ведут себя не просто жестоко, но и убивают. Многие дети перенимают такие модели поведения, начинают вести себя жестоко. У ребенка закладывается в сознание то, что самое главное – это быть сильным. Дети перестают понимать, что есть другие способы борьбы со злом. Очень важно, чтобы положительные персонажи демонстрировали конструктивные способы разрешения конфликтов, давали детям пример толерантности и уважения к другому.

Познавательное развитие.

Одним из центральных показателей познавательного аспекта мультфильма является его сюжет - его когнитивная сложность, наличие внятной для ребенка дошкольного возраста логики событий, наличие завязки, кульминации и развязки. Количество и содержание сюжетных линий фильма также является показателем его когнитивной сложности. Нужно учитывать также временную и логическую последовательность событий.

Для детей дошкольного возраста важно линейное разворачивание сюжета (от прошлого к настоящему), чтобы ребенок мог следить за событиями, понимал, что происходит на экране и мог выделить центральную сюжетную линию. Еще одним показателем развивающего значения мультфильма является возможность включенности личного опыта в содержание фильма, соответствие его тематики особенностям жизнедеятельности ребенка. Ребенок должен видеть и узнавать в содержании фильма что-то свое, субъективное. Именно возможность включения себя, своего опыта в содержание фильма определяет его понимание.

Эмоциональное развитие.

Восприятие художественного произведения органически связаны с чувствами и эмоциями ребенка. Каждое произведение потенциально несет различные по сложности модальности и глубине эмоциональные состояния, которые могут породить некоторое переживания ребенка. Сильные и новые чувства конечно обогащают эмоциональную сферу детей.

Целостность и определенность передаваемых эмоций также важна для детей. Эмоции передаются разными изобразительными средствами - цветовое решение, музыка, мимика и речь персонажа должны гармонировать и передавать единое настроение, определенные эмоции. Только в этом случае дети могут присоединиться к ним и пережить их в полной мере.

Формирование моделей поведения и характеристики героев.

Сопереживание персонажам мультфильма является ярким феноменом

детства. Герой мультфильма часто становится участником личной жизни ребенка дошкольного возраста, субъектом идентификации. Но для этого герой фильма должен обладать определенными характеристиками, к которым можно отнести следующие.

Прежде всего, это психологическая близость и узнаваемость персонажа, которая связана с одной стороны с его психологическим возрастом, а с другой

- с целостностью его образа. Иногда дети не понимают, кто именно является героем современного мультфильма – человек, животное, машина, робот или инопланетянин. Нередко, дети перестают узнавать героя фильма, из-за избытка трансформаций, ведущих к «потере» героя. Разные изобразительные планы и превращения персонажа не позволяют удержать его как единый, целостный образ. С таким неузнаваемым и неопознанным персонажем ребенок вряд ли может идентифицировать себя.

В то же время с героем фильма всегда что-то происходит – он как-то меняется на протяжении фильма – что-то начинает понимать, открывает для себя новые возможности и грани мира, переживать по-другому знакомые ситуации и пр. Поэтому динамика изменения главного персонажа важна для оценки развивающего потенциала фильма. В центре внимания оказывается процесс личностного роста, внутренние изменения персонажа, а не только набор действий, событий, спецэффектов или смены внешности.

Для того, чтобы герой мультфильма стал объектом для идентификации, мотивы его поведения должны быть ясны и понятны для ребенка. Во многих современных фильмах действия героев непредсказуемы и непонятны. Зачастую это связано с тем, что сам герой и его история адресованы подросткам или взрослым людям, и логика его рассуждений и совершаемых действий оказываются неясным для дошкольников. Простой вопрос «а почему он (она) так сделал(а)?» по отношению к героям современных мультфильмов ставит большинство детей в тупик. За набором действий и обилием спецэффектов суть и содержание самого поступка (если он вообще есть) остается за пределами переживания и осознания ребенка.

Таким образом, чтобы мультипликационный фильм, в частности его развивающий потенциал, стал средством позитивной социализации детей дошкольного возраста, необходимо в качестве основных линий психологического анализа содержания художественного мультфильма выделить следующие его показатели информационной безопасности:

  • морально-нравственный аспект;
  • когнитивный аспект;
  • эмоциональный аспект;
  • модели поведения персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду

В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяе...

«Развивающий и коррекционно-развивающий потенциал использования на занятиях ИЗО нетрадиционных техник рисования»

Нетрадиционные техники рисования на занятиях ИЗО несут в себе развивающий и коррекционно-развивающий потенциал, так как отвечают возрастным особенностям и потребностям ребенка, соответствуют современн...

Развивающий потенциал конструктора Magformers для детей дошкольного возраста. Статья для педагогов и родителей.

Конструктор Магформерс возбуждает в детях любопытство и дает им ощущение достигнутого успеха, удовлетворения от игры.Магформерс помогает детям строить базовые фигуры и многогранники, такие как правиль...

Презентация "Развивающий потенциал игрушки и игровых средств в развивающей предметно-пространственной среде детского сада по ФГОС ДО"

В презентации изложены принципы, компоненты РППС по ФГОС ДО. А также раскрываются через различные степени развивающий потенцил игрушек и игровых средств....

Консультация для родителей на тему: «Развивающий потенциал конструктора Magformers для детей дошкольного возраста»

Развивающий потенциал конструктора Magformersдля детей дошкольного возраста...

"Мульт-концерт" развивающий музыкальный мультфильм для детей дошкольного возраста.

Музыка – это средство эстетического воспитания ребенка, так как оно направлено на развитие способности детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески...

Воспитательный потенциал мультфильма

Влияние мультфильма на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Методика  педагогической развивающей работы с мультфильмом. Проекты по формированию личностных качеств на осн...