Проект "Чудеса оригами"
проект (подготовительная группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Настоящий педагогический проект раскрывает особенности создания и реализации условий для повышения качества образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2021_noyabr_chudesa_origami.docx63.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области

 

Проект

Чудеса оригами

 2021 учебный год

подготовительная группа «Ромашка»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Моросанова Ольга Владимировна

г. Дубна 2021

Проект   «Чудеса оригами»

Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемый результат

4. Этапы реализации проекта

5. План мероприятий

6. Литература

7. Приложение

  1. ВВЕДЕНИЕ

" Живописцу требуется холст,

Скульптору - необходимо пространство,

Для оригами нужен только лист бумаги.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок."

                                                                        – писал В.А. Сухомлинский.

Настоящий педагогический проект раскрывает особенности создания и реализации условий для повышения качества образования по направлению «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении.

Наименование Проекта: «Чудеса оригами»

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2013г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга».

Заказчики Проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников подготовительной группы «Ромашка».

Составители Проекта

Моросанова Ольга Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории.

Срок реализации Проекта: с 08 ноября 2021г. – по 06 декабря 2021г.

Основные исполнители Проекта:

  • дети подготовительной группы (6-7лет),
  • родители воспитанников,
  • воспитатель: Моросанова О.В.

Тип проекта:

По доминирующему методу: игровой, информационный, открытый.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Координация и контроль реализации Проекта

  • осуществляется администрацией Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области;
  • информация о ходе выполнения проекта предоставляется исполнителями в установленном порядке.

Формы предоставления результатов:

открытые мероприятия; отчет о проделанной работе.

В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания. Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 6-7 лет.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.

Оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить оригинальную поделку. Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

При разработке содержания проекта учтены следующие принципы:

  • принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;
  • принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;
  • принцип противоречивости в содержании знаний,  получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;
  • принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания;
  • принцип деятельного подхода к развитию личности;
  • принцип  системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.

Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика возрастных психологических особенностей воспитанников, на которых направлен данный проект.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, развитием ручной умелости, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.  

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Оригами - это удивительное, занимательное искусство, которое обладает притягивающей к себе силой. Очень весело и интересно заниматься оригами детям, все они отличаются незаурядной фантазией, стремлением постичь что-то новое, проявить свое творчество. Придумав специальный сюжет, взрослые с помощью оригами могут отвлечь своих детей от ежедневных шалостей и направить их энергию в полезное русло. Оригами для детей полезно, потому что развивает пространственное мышление, ловкость рук, преодоление сложностей в оригами развивает прекрасные моральные качества, трудолюбие, усидчивость.  Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе. Занятия оригами являются одной из ступенек этой подготовки.  Бумага - доступный и универсальный материал. Складывая фигурки из бумаги, т. е. занимаясь Оригами, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом сложном, увлекательном и  творческом процессе.  Ведь действовать автоматически, делая оригами, не подключая сознания невозможно.

Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Отношение детей к Оригами существенным образом изменяется, когда они видят, что из бумаги получается определённая поделка или игрушка. Именно тогда у ребёнка возникает желание  играть с новой фигуркой-игрушкой.

Занимаясь оригами, мы решаем ещё одну не менее важную проблему, как развитие творческой  активности  и самостоятельности  в художественно-эстетическом развитии ребенка через совершенство овладения техникой оригами. Оригами помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Цель:

Развитие  творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
  • учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
  • учить выполнять поделки, используя схемы.

Развивающие:

  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук;
  • развивать глазомер, пространственную ориентировку;
  • развивать художественный вкус, творческие способности.

Воспитательные:

  • совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
  • воспитывать интерес к искусству оригами.
  • сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  • познакомятся с искусством оригами;
  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • проявление творчества при изготовлении поделок;
  • применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности;
  • развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Родители примут активное участие в реализации проекта.

К концу у детей сформировано умение:

  • следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  • умеют использовать в работе схемы;
  • умеют действовать в соответствии с замыслом;
  • самостоятельно изготавливать поделки оригами;
  • с помощью налаженных взаимоотношений в коллективе, добиваться общей цели и радоваться общим достижением.

Формы работы с родителями:

1. Совместное изготовление коллективной работы.

2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

3. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

4. Продолжение работы проекта в выходные дни.

Практическая значимость работы

Погружение детей в тему проекта даст им возможность глубоко осознать, прочувствовать то, что до них хочет донести педагог. Работа в данном направлении, будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии своего ребёнка.

4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта рассчитана на 4 недели: с «08» ноября по «06» декабря

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1

Подготовительно-проектировочный этап

  • выбор тематики проекта;
  • вовлечение детей и педагогов в работу над проектом;
  • подбор материала для проекта;
  • планирование основных мероприятий.

ноябрь

2

Практический этап

Реализация плановых мероприятий.

ноябрь

3

Обобщающе - результативный этап

Подведение итогов.  

ноябрь

5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительно-проектировочный этап

1

Изучение и подбор  литературы по теме проекта;

ноябрь

Воспитатель

2

Составление плана работы;

ноябрь

Воспитатель

3

Разработка содержания проекта;

ноябрь

Воспитатель

4

Составление сборника занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений;

ноябрь

Воспитатель

5

Работа с родителями:

-оформление родительского уголка: наглядная информация: папки-передвижки; консультации;

-привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

ноябрь

Воспитатель

6

Анализ собранных материалов;

Обсуждение алгоритма действий по проекту.

ноябрь

Воспитатель

Практический этап

1

Реализация проекта через разные виды детской деятельности:

Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги.

Цель: Сформировать знания у детей об искусстве оригами.

ноябрь

Воспитатель

Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.

ноябрь

Воспитатель

«Ёлка»

Научить поэтапному складыванию елки из бумаги в технике оригами, развивать творческие способности.

ноябрь

Воспитатель

«Веселые человечки»

Учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую.

ноябрь

Воспитатель

«Дом»

Воспитывать желание делать приятное другим. Развивать творчество в работе с бумагой.

ноябрь

Воспитатель

«Дерево»

Научить поэтапному складыванию дерева из бумаги в технике оригами, развивать творческие способности.

ноябрь

Воспитатель

«Сложи животное и угадай его»

Научить поэтапному складыванию котенка из бумаги в технике оригами, развивать творческие способности.

ноябрь

Воспитатель

«Цветы из бумаги»

Научить поэтапному складыванию цветка из бумаги в технике оригами, развивать творческие способности.

ноябрь

Воспитатель

«Новогоднее украшение»

Научить изготовлению новогодних игрушек из бумаги в технике оригами, развивать творческие способности.

декабрь

Воспитатель

«Дед Мороз»

Научить поэтапному складыванию Деда Мороза из бумаги в технике оригами, развивать творческие способности.

декабрь

Воспитатель

Коллективная работа «Безопасность в городе»

Создание и максимальное использование экспозиции детских работ.

ноябрь

декабрь

Воспитатель

Дети

Родители

2

Сотрудничество с родителями:

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

ноябрь

Воспитатели

Индивидуальные беседы

ноябрь

Воспитатели

Консультация для родителей на тему: «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте»

ноябрь

Воспитатели

Мероприятия совместно с родителями и детьми в выходные дни дома.

ноябрь

декабрь

Воспитатели

Обобщающе - результативный этап

1

Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы  с  детьми.

декабрь

Воспитатели

2

Коллективная работа «Безопасность в городе»

декабрь

3

Фотоотчет

декабрь

Воспитатели

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Щеглова О., Щеглова А. Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008.
  2.  Мэри О., Рошин О. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012.
  3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / –Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012.
  5. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами / Т.Б. Сержантова.- М. : Рольф, Айрис-прессю-1999.
  6. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5.–С.47–52.
  7. Дыбина,О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дис. докт. пед. наук:13.00.07, 13.00.08/ Дыбина Ольга Витальевна. М., 2002.–437 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«История развития оригами».

Слово “Оригами” - японское. В переводе оно означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний. Она была впервые получена во втором веке в Китае.

Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека – театр, образование, приятный и полезный досуг, оригами используется в определенных церемониях и религиозных ритуалах. Оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев. Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны.

Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригамистало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира.

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, рыба, дом, катамаран, блинчик, водяная бочка, квадрат, птица, лягушка. На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала. Увлечение оригами помогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением.

Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции “Волна мира” в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме. Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм. Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989году в Токийском районе БУНКЁ собраны невероятные бумажные экспонаты.

В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов – педагоги, а юные складыватели – их ученики. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы, клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать или приклеить, или дорисовать какую-нибудь мелкую деталь. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие? Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок – "Я сам". Все ему хочется сделать самому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...