Сюжетно — ролевая игра как вид игровой деятельности у детей дошкольного возраста
статья

Насруллаева Наира Курбановна

Сюжетно — ролевая игра как вид игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

 

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Вся жизнь ребёнка дошкольника пронизана игрой, через которую он открывает для себя окружающий мир.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, а значит, игра является своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых. Игры часто подразумевают взятие на себя определённой роли, подчиняясь сюжету и наполняясь при этом особым содержанием. Такие игры получили название «сюжетно — ролевые». Эти игры имеют высокое значение в развитии дошкольников, ведь в процессе сюжетно — ролевой игры развиваются: умение «договариваться» межу собой, что очень важно, а также произвольность действий детей.

Взяв на себя игровую роль, ребёнок осваивает для себя окружающий мир, познаёт его и постепенно в него «переходит», добровольно и без различных принуждений.

К сожалению, не смотря на столь важное влияние игры на жизнь ребёнка, на многообразие функций, которые несёт в себе игра, в последнее время она вытесняется из жизни детей всё больше. Дети меньше и хуже играют, а иногда не умеют играть вовсе. Этому способствует множество различных причин и факторов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно — ролевая игра как вид игровой деятельности у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Вся жизнь ребёнка дошкольника пронизана игрой, через которую он открывает для себя окружающий мир.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни, а значит, игра является своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых. Игры часто подразумевают взятие на себя определённой роли, подчиняясь сюжету и наполняясь при этом особым содержанием. Такие игры получили название «сюжетно — ролевые». Эти игры имеют высокое значение в развитии дошкольников, ведь в процессе сюжетно — ролевой игры развиваются: умение «договариваться» межу собой, что очень важно, а также произвольность действий детей.

Взяв на себя игровую роль, ребёнок осваивает для себя окружающий мир, познаёт его и постепенно в него «переходит», добровольно и без различных принуждений.

К сожалению, не смотря на столь важное влияние игры на жизнь ребёнка, на многообразие функций, которые несёт в себе игра, в последнее время она вытесняется из жизни детей всё больше. Дети меньше и хуже играют, а иногда не умеют играть вовсе. Этому способствует множество различных причин и факторов.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно — ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно — ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Переход к сюжетно — ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. Ребёнок интересуется миром взрослых, тем как они трудятся, отдыхают, выполняют семейные дела, а также многие другие события, происходящие в их жизни. Включиться непосредственно в мир взрослых ребёнок не может, но он может отобразить всё это через игру.

Сюжетно — ролевая игра ценна не только тем, что в ней ребёнок может получить какие-либо новые знания, но ещё и тем, что в ней он активно использует эти знания, экспериментирует с ними. Ставя перед собой разнообразные игровые задачи, решает их в соответствии с игровыми замыслами, применяет и развивает их в своей игровой практике.

В структуре сюжетно — ролевой игры можно выделить следующие элементы: мотив, тему, сюжет, игровое действие, игровую роль, воображаемую ситуацию, игровой материал. Хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении этих элементов.

Мотив. Сначала в этом качестве выступает игровое действие, которое возникает по мере того как ребёнок овладевает предметным миром. В процессе развития сюжетно — ролевой игры он меняется. Со временем этим мотивом станет возможность взаимодействия с другими детьми.

Тема. Представляет собой область социальной действительности, которая отражается в игре («семья», «детский сад», «парикмахерская» и т. д.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется в соответствии с возрастом играющих детей.

Сюжет. Сюжет ролевой игры задают события, которые в определённой последовательности изображаются в игре. В одной теме игры может быть реализовано несколько сюжетов. Основным условием для развития сюжета является наличие у ребёнка личного опыта. На сюжеты игр огромное влияние оказывают перемены в общественной жизни, телевидение, новые книги. И если заглянуть в прошлое, то можно увидеть, что тогда дети играли в танкистов, дочки матери, а сегодня наши дети играют в «человека — паука», «винкс», «трансформеров», «пони». Что является очень печальным фактом.

Игровое действие. Является основой игровой деятельности. Оно передаётся ребёнком в соответствии с замыслом игры. Для ребёнка это настоящее действие с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов заместителей. Игровое действие характеризуется наличием:

  • Осознанной цели и способов, с помощью которых это действие совершается;
  • Игрушек или предметов — заместителей, которые в воображаемой ситуации заменяют действия с реальными предметами (например, палочка может быть градусником, шприцом, волшебной палочкой).

Игровая роль. Взятие на себя роли является ключевым моментом игры. Это отождествление ребёнком себя с каким-либо персонажем. В выбранной роли ребёнок воспроизводит действия, характерные для этого персонажа, с другими действующими лицами. Например, на вопрос «Ты кто?» ребёнок отвечает: «Доктор», «Мама», «Парикмахер».

Воображаемая ситуация. Она появляется в процессе игры из-за того, что не реальные условия не совпадают с игровыми действиями (ребёнок сидит на стуле, а говорит, что едет на поезде). Такая условность воспринимается всеми участниками игры.

Игровой материал. К нему относятся игрушки, какие-либо предметы реального мира, а также предметы — заместители.

Самостоятельность детей в сюжетно — ролевой игре — одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где будет разворачиваться игра, какие атрибуты им понадобятся. При этом каждый ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. По мере обогащения представления об окружающем мире в играх всё чаще отображается профессиональная деятельность взрослых.

Дети с удовольствием отображают в игре различные бытовые ситуации, особенно из жизни семьи. Любят выполнять роли мамы или папы, а в качестве детей выступают куклы. С расширением представлений об окружающем мире дети начинают отображать в игре различную профессиональную деятельность взрослых.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого, для того чтобы появился замысел игры. А по мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть, то есть проявляют самостоятельность и творчество. Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя (взрослого), который передаёт детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей. Сами же сюжеты игр разнообразны. Условно они делятся на: бытовые, общественные, производственные.

В содержании игры выражаются разные уровни проникновения ребёнка в деятельность взрослых. Дети старшего дошкольного возраста должны обдуманно выбирать сюжет игры, намечать её план. Примерную последовательность действий, то есть ребёнок должен в общих чертах представлять изображаемые события. В этом возрасте дети должны распределять роли сами, хотя и здесь может потребоваться помощь воспитателя.

На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые дети почерпнули за пределами детского сада: по мотивам мультфильмов, новых книг, прочитанных дома, рассказов родителей и т. д.

В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии.

Разнообразное содержание сюжетно — ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображают в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребёнка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

На протяжении всего дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • Усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • Постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к свёрнутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Содержание сюжетно — ролевой игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он на себя берёт. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно — ролевой игры.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца. Ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. А значит самое важное то, что за игрой завуалированы правила, которые так или иначе ребёнок усваивает в процессе игры без каких-либо принуждений.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно — ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям — образам. По мере взросления детей в играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается ролевое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребёнка.

Следует заметить, что в старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнёрам.

Нужно отметить то, что очень важно в подготовительный период игры педагог может тактично направить взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребёнок нашёл «свою нишу». Чтобы никто не был обижен.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в дошкольном учреждении, многое зависит от воспитателя. Что именно воспитатель может и должен помочь детям в организации сюжетно — ролевой игры, постепенно передавать дошкольникам всё более усложняющихся способов построения игры. А передача этих способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

В последние годы в практике работы с детьми заметен недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, что отмечают учёные педагоги Н.Я. Короткова и Н.Я. Михайленко. Учёные предлагают рассматривать руководство сюжетно — ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача этих способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Авторы выделяют следующие способы построения игры:

  • Последовательность предметно — игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;
  • Ролевое поведение, с помощью которого ребёнок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь и предметы;
  • Сюжетосложение, посредством, которого ребёнок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

В сюжетно — ролевой игре чётко выделяется этап подготовки к игре: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовлении. Обязательное соответствие жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.

Итак, на протяжении всего дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно — ролевых игр. Содержание игры даёт ребёнку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести взаимоотношения. Содержание воплощается с помощью роли. Поэтому так важно уделять особенное внимание сюжетно — ролевой игре на протяжении всего дошкольного детства ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста

Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...

Консультация для воспитателей на тему : «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста».

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Педагогические проект Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста

Изучение сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечение родителей....

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной под...