Использование Мэджик – бокса в процессе развития сенсорных способностей у детей младшего возраста.
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Лебедева Александра Бериковна

        Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Мэджик – бокса в процессе развития сенсорных способностей у детей младшего возраста.

        Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

       Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

        Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

        Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

        Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

      Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

     Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

     Для сенсорного развития детей я широко использую дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

        Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным. Разработанное мною дидактическое пособие Мэджик – бокс «Веселая сенсорика» позволяет соединить в комплексе дидактические игры направленные на сенсорное воспитание ребенка. Содержание меджик – бокса со временем можно дополнять и усложнять, в зависимости от уровня сформированности сенсорных способностей детей.

        Пособие предназначено:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух,  и т. д.);

• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

• создания положительного эмоционального фона, повышения

работоспособности ребенка;

• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной

деятельности дошкольников.

        Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору дидактических игр для пособия.

        Пособие представляет собой коробку на сторонах которой имеются кармашки, в которых собраны разнообразные дидактические игры.

        Игры расположенные на первой стороне направлены на закрепление понятия формы. Подобранные дидактические игры используются для изучения и закрепления основных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) и для формирования умения у детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.  Включены такие игры как «Продолжи ряд», «Чья тень», «Закрой окошки», «Собери картинку» и др.

Рассмотрим более подробно игру «Закрой окошки».  Цель данной игры: Учить различать и называть геометрические фигуры.

Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и домики. Предлагает рассмотреть карточки, обвести пальчиками контуры окошек и подобрать подходящее окно.

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящее, предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко.

Вторая сторона «Мэджик – бокса» направлена  на закрепление понятия величины. Здесь подобранны такие игры как «Собери пирамидку», «Зоопарк», «Веселые ленточки», «Помоги Мишутке найти свои стульчик» и др. Такие игры помогают знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путем наложения.

Например игра «Собери пирамидку» ,помогает закрепить умение составлять изображение из овалов разной величины в порядке убывания. Ребенок вместе с воспитателем рассматривает образец пирамидки, берет по одному вкладышу овалу, прикладывает на схему нужную по размеру и выкладывает на столе. Далее ребенок продолжает самостоятельно.

Третья сторона  содержит в себе дидактические игры на закрепление цвета. Тут должны быть подобраны игры, которые помогают изучать и закреплять умения детей узнавать, различать, называть основные цвета, находить одинаковые, развивать мелкую моторику пальцев рук через действия с предметами, развивать восприятие цвета.  Это такие игры как «Умные прищепки», «Поставь машинку в гараж», «Помоги ёжику» и др.

Например в игре «Помоги ёжику» детям предлагается помочь  ежу разложить яблочки правильно по корзинкам в соответствии с цветом, т.е. если корзинка желтая то и яблоки в нее нужно собрать такого же цвета. Игра продолжается пока все яблочки не будут в корзинках.

На четвертой стороне расположены дидактические игры на развитие тактильных ощущений. Игры направлены на развитие осязательных ощущений рук, находить одинаковые и противоположные по тактильным ощущениям предметы. Это такие игры как «Найди пару», «Лабиринт», «Пирожки».

Например игра  «Лабиринт». Лабиринт – это два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы (набор мелких бусинок).Педагог дает ребенку набор бусин разного размера и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

        На дне «Мэджик – бокса» расположены дидактические игры на развитие слухового восприятия. Например игры «Узнай по звуку», «Солнце или дождик».  Здесь есть  колокольчик, погремушки, свисток, бубен, они направлены на развитие слухового внимания (угадай, с какой стороны звенит, у кого звенит, этот звенит громче, а этот тише). Восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки, например предложить детям послушать звуки и угадать какие предметы их издают.

        Анализ проведенной работы показал, что использование «Мэджик – бокса» с дидактическими играми эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Внедряемая мной методика развития сенсорики детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно - деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр »

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидатичесих игр...

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры»...

« Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста, посредством дидактической игры»

Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее активен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире,...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, жив...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...