"Традиции русского народа" (проект)
проект (старшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

Проект "Традиции русского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_russkogo_naroda.docx159.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №71»

Проект

 " ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"

 

Разработала:

воспитатель высшей кв. категории

Прасолова Светлана Юрьевна

г.о. Саранск

Тема проекта

«Традиции русского народа»

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы; родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-творческий.

Срок  реализации   проекта: долгосрочный.

Актуальность.

 Мы не зря взяли эту тему, ведь сегодня наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов.  Наше подрастающее поколение должно знать не только историю своего государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека.

Особое внимание в деятельности ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Цель проекта:

Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к  традициям русского народа

Задачи проекта:

1) Формировать  духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны и родного края;

2)  Обогащать и активизировать  словарный запас  детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

3) Воспитывать  интерес  и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

4) Формировать   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей.

 

 

Гипотеза проекта:

 Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

 

Планируемые результаты:

  1. Появится  интерес к истории и культуре своей Родины.
  2. Расширятся знания детей о традициях и культуре русского народа.
  3. У детей сформируются элементарные представления о русском фольклоре.
  4. Обогатится словарный запас по теме «Русский фольклор».
  5.  Объединятся усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к традициям русского народа.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный:

Разработка проекта, определение цели, задач, поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, навыков детей по теме проекта.

Основной:

практическая деятельность (реализация проекта посредством методических приёмов и форм работы), взаимодействие с родителями, изготовление атрибутов.

Заключительный:

Анализ, результативность проведённой работы, обобщение и распространение опыта, практические выходы (рефераты, доклады, открытые просмотры), оформление  презентации по теме.

Направления работы.

Познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое, социально-коммуникативное.

Методы и приёмы:

  1. Словесные методы (беседы, дискуссии, чтение художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок, рассказы детей по схемам, иллюстрациям).
  2. Наглядные методы (рассматривание демонстрационного материала, наблюдение, показ иллюстраций, слайдов).

  1. Практические методы (изготовление кукол к сказкам,  проведение праздников, наблюдения, организация продуктивной деятельности).
  2. Игровые методы (дидактические игры, народные подвижные игры). 

План реализации проекта

Работа с родителями

Сроки

        Тема

Форма работы.

Сентябрь-май

Участие в проекте "Традиции русского народа"

Пополнить книжный уголок; пополнить музыкально - театральный уголок музыкальными инструментами .

Принести информацию для альбома "Традиции русского народа"

Домашнее задание.

Нарисовать с детьми рисунок на тему "Народная игрушка"

Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

Октябрь-ноябрь

Выставка

Рисунки родителей совместно с детьми на тему:

 "Кукла- Закрутка"

Папка-передвижка «Традиции русского народа»

Консультации «Приобщение детей к народным традициям»,

«Народные традиции в семейном воспитании»

Папка -передвижка,

консультации.

Декабрь-январь

Февраль-март

"Читаем вместе".

Порекомендовать родителям сказки для совместного чтения с детьми в кругу семьи. Русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль»,  «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

 «Читайте детям сказки»
«Роль семейных традиций в воспитании ребёнка»

Консультации и беседы.

Апрель-май

"Наши рисунки" по теме "Народная игрушка"

Альбом с рисунками выполненными детьми совместно с родителями.

                                 

                                           

Работа  с детьми

Образовательные области

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

 С/р игра "Ярмарка"

Составление рассказов по пословицам и поговоркам

Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой»

НОД «Русь-матушка»

Беседа по картине «Крестьянская семья»

Просмотр презентации «Русская изба»

Беседы "Русский быт", "Народные игрушки",

"Как делают матрёшки"

Д/и «Найди домик матрешки»

Речевое развитие

НОД «Народные праздники на Руси»

Чтение стихотворений

Э. Успенский «Матрешки», С.Есенин «Береза»

Рассказы: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Познавательное развитие

Рассматривание картинок, иллюстраций.

Рассказ воспитателя "Почему надо знать о традициях русского народа?"

Д/и «Назови правильно» ( закрепить знания детей о народных промыслах)

Рассматривание макета "Изба"

Художественно-эстетическое развитие

Слушание русских народных мелодий и песен : «Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Барыня», «Как на тоненький ледок»,

 «Солдатушки, бравы ребятушки»

НОД «Святки»

НОД"Дымковский конь", "Укрась тарелку" (гжель).

Раскраски "Дымковсие игрушки"

Д/и «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Составь хохломской узор»

Мастер-класс  "Кукла- закрутка"

Физическое развитие.

 Физминутки.

Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок»,

"Плетень", "Гори, гори, ясно"

Литература:

1. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.

2. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.

3. «Дошкольное воспитание», №4, 2000

4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Издательство «Детство - Пресс» 1998 г.

5. Занятия с детьми 3-7 лет Народная культура и традиции. Косарева В. Н. Учитель 2014 ФГТ в ДОУ: от теории к практике. Организованная образовательная деятельность

6. Статья из интернета http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/1469-proekt-nedelya-po-priobshcheniyu-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu.ht

«Народные традиции в семейном воспитании»

(консультация для родителей)

Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития. Семейное воспитание – система, включающая в себя усилия по воспитанию, взращиванию детей. Направленность семейного воспитания определяется взглядами взрослых на то, каким должен быть младший член семьи, каким нормам им следует придерживаться. Известно, что то, насколько взрослые учитывают традиции своего народа, оказывает влияние и на младших членов семьи, т. е. детей. Дети «впитывают» в себя «народную, национальную» среду. Живя в России, жители должны обращать внимание на национальный компонент: язык народа, национальные праздники, обычаи. Чувство патриотизма так многогранного своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны. Воспитание патриотизма и использование народных традиций осуществляется в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Формирование этих чувств настолько сложно, то часто возникает вопрос: правомерно ли говорить о них с детьми дошкольного возраста? Несомненно, воспитывать патриотизм нужно. Но какое же большое значение имеет при этом использование народных традиций не только в детском саду, но и дома! Всем начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: дерево под окном, родные напевы. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни мамы и сказки «открывают» ему мир, вселяют веру и добро. Слушая сказку, наблюдая за взаимоотношениями взрослых, ребенок начинает любить то, что любит его народ и его родители, ненавидеть то, что ненавидит народ. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, двор – все оживает для него. У ребенка появляются любимые уголки для игр, любимые деревья. Все становится родным и остается в памяти на всю жизнь. Общество и семья – первые педагоги, знакомящие ребенка с Родиной, традициями. Они воспитывают в «маленьком человечке» чувство его значимости в этом мире. Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и окружающим миром, ребенком историей, культурой народа. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и народным явлениям. Через малое к большому, т.е. следует сохранять интерес не только к народным традициям, но и развивать его дальше: показывать различия и сходства традиций разных народов, говорить о том, что все традиции имеют своей целью одно – воспитание в будущем поколении людей, ценящих и помнящих, уважающих и не забывающих развивающих и приумножающих истоки родной культуры, традиции прошлого и настоящего, обычаи прабабушек и прадедушек, обычаи народа, которому ребенок принадлежит. Нельзя забывать и об интернациональном воспитании – основе уважения к другим нациям. Ведь не зря говорят: «Человек, не уважающий другой народ, не уважает и свой собственный». Говорите об этом детям, внушайте это. Только тогда будет ощущаться уверенность в том, что усилия не пропали даром, а этот ребенок, который только еще ходит в детский сад, будет патриотом и ценителем сокровищниц родного народа, родной земли, своей огромной страны. Воспитание ребенка в единстве с народными традициями – вопрос достаточно объемный и не следует недооценивать его значимости. Если в детском саду над этим работает педагогический персонал, то дома этому вопросу уделяют внимание далеко не все. Как приобщать к народным традициям дома? Можно проводить семейные праздники, которые могут быть посвящены народным праздникам (праздник урожая, День города, края). Можно просто пригласить бабушку и дедушку из деревни, которые бы говорили на родном языке, рассказывали о том, какие праздники отмечают у них в деревне (и что этот праздник очень важен для них, чему он посвящен). Гости могут рассказывать о традициях в их селе, деревне. Для создания интереса у ребенка имеют значения не только слова взрослых, но и фотографии, видеосъемка, гостинцы. Дома взрослым предоставляется возможность и самим говорить на родном языке, играть с детьми в народные игры. В старшем дошкольном возрасте, на домашнем мероприятии (где присутствуют и другие дети) при проведении работы со стороны родителей по знакомству с народными традициями, целесообразно провести викторину для детей. Темы могут быть разнообразны: 1. Что я знаю о своем родном городе, крае? 2. Какие праздники отмечают в нашей стране? 3. Какие народные игры ты знаешь? Следует включать темы типа: 1. Моя страна, какая она? 2. Что я знаю о традициях ближних народов? 3. Чему посвящено событие? И еще множество тем. Все зависит от уровня знаний детей на определенном этапе. Рекомендуются просмотр передач (о городе, крае, стране), посещение театров, музеев. Взрослые, которые дорожат временем, и хотят вырастить всесторонне развитого ребенка, не забывающего свои истоки, должны задуматься над этим вопросом. Только при наличии единства, продуманности и целенаправленной работы по решению проблемы можно будет сказать, что родители заботятся о психологическом комфорте своего малыша, живущего в многонациональном мире.

«Приобщение детей к народным традициям»

(консультация для родителей)

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.

Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

«Традиция» – слово не русское, переводится с латинского языка как «передача», т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому.

В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Русские народные традиции — одна из составных частей культурного наследия русского народа, они открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес зеленый.

- Что там делал?

- Лыки драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчелы гудят-

В поле летят.

С поля идут-

Медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами.

Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.

Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад.

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Задачу по развитию фонематического слуха ребенка, обучению его точно воспроизводить трудные словосочетания – выполняют скороговорки.

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках, в них много материала практического характера: житейские советы, трудовое воспитание, осуждение праздности, лености: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Землю красит солнце, а человека труд», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Человек без родины - соловей без песни».

Большая часть пословиц обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию: «Не одежда человека красит, а его добрые дела», «Как аукнется, так и откликнется», «Жизнь дана на добрые дела»

Песни, танцы, игры и загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Такие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавали значительный объем знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями, отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купалы.

Праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый гол, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

НОД по рисованию в старшей группе на тему

 «Украсим тарелку» (гжель).

Цели:

- проверить и закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая её характерные особенности;

- продолжать совершенствовать технику выполнения гжельского узора;

- закреплять знания детей о процессе изготовления гжельских изделий и умение рассказать об этом;

- воспитывать самостоятельность и творчество.

Программные задачи:

Обучающие:

- продолжать обучать особенностям росписи изделий, колорите, основным элементам узора;

- учить детей рассматривать изделия из гжели, выделяя детали узора (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (розочки, точки, полоски, сетка, волнистые дуги);

- учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;

- эмоциональную отзывчивость;

- умение оценивать работу сверстников.

Развивающие:

- развивать чувство цвета при составлении узора;

- развивать память, мышление, творческое воображение.

- развивать движение руки: разнонаправленные повороты, плавность.

- расширять  словарный  запас  (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.)

- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.

Материалы:

  аудиозапись для физкультминутки, гжельские фигурки для показа, несколько рисунков гжельских изделий, картинки с элементами гжельского узора, гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой (непроливайки), палитра, готовые шаблонные бумажные заготовки для росписи: чашки, чайник.

Предварительная работа.

- Знакомство с процессом изготовления гжельских изделий, рассматривание и беседа о них.

- Чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание.

- Знакомство с декоративными приемами рисования.

- Используя шаблоны, учились расписывать силуэты изделий.

- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз – принесла вам красивую посуду, да вот беда, уронила сумку и разбила по дороге в детский сад.

- Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла)
- Из чего бывает сделана посуда? (
Дерево, стекло, металлическая)
- Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (
нет)

- Конечно, нет, только бы роспись пострадала.

- А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома? (нет)
- Эта уж точно, осталась бы цела.
- А пластиковая посуда? (
нет)
- А стеклянная? (
да)

- Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
- Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (
обжигают.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

- А как вы думаете, такая посуда может разбиться? (да)
- Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

- Как называется посуда, которую вы сложили из осколков? (гжельская)
- Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. Это очень красивые вещи.

На столе, стоят изделия из гжели. Дети рассматривают, любуются.

Воспитатель читает стихи:

- Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

- Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель)
- Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:

- Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашими игрушками.

- Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная)
- Верно, посуда  нарядная, красивая, праздничная.

- А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная)

- Да, бело–синяя роспись.
- Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует о каждом изделии, обращая внимание на характерные особенности.

- Какой цвет использовали мастера?
- Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Где закрашено, синей краской полностью?

Воспитатель:

- Какие узоры использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы).


Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
- А что ещё создают гжельские мастера? (
игрушки, скульптуры)

- Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

- Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся на выставке, поднимая и показывая их со всех сторон.

- А какие еще вы знаете народные росписи,  как они называются? (дымковская игрушка, филимоновская свистулька, хохломская роспись)

- Чем отличие их от гжельской росписи? (она сине –голубая, остальные красные, желтые, яркие, узоры другие)

Воспитатель:

- Сегодня вы будите мастерами и распишите тарелочки по мотивам гжельской росписи.

- Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? (нет голубой)

- Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? (смешаем синюю и белую)

Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей.

- Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

- Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.(Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка (по усмотрению воспитателя, возможно с музыкальным сопровождением)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,    («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.          (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                     (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,                  
(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,                 
(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.                         
(сделать большой круг)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим ваши рисунки.

- Ребята мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи тарелок.

- Вам понравилось? (да)

- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!

- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы.)

- А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)

- Мастера, которые используют эти узоры, в каком селе они живут? (Гжели)

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивую тарелочку и ответить на вопросы:

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!

- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.

Конспект НОД по социально коммуникативному развитию в старшей группе«Русь — матушка»

Программное содержание:        

Обучающая:

1. Познакомить детей с историей происхождения восточных славян.

2. Дать понятие о целостности духовного и культурного пространства России.

3. Прививать чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, интерес к истории России.

4. Познакомить детей с житием Святого князя Владимира, с крещением Руси.

Воспитательная:

5. Воспитывать уважение к своей вере.

6. Воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, единению славянских народов.

7. Формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Материал и оборудование:  экран, проектор, ноутбук,  колокольчик, вырезанные из бумаги детские ладошки и «солнышко», белая ткань, клей, вырезанные из цветной ткани цветы, салфетки, диск с мультфильмом «Князь Владимир».

НОД «Русь — матушка»

ХОД НОД

Воспитатель:

Здравствуйте, мои друзья,

Приглашаю в гости я.

(Дети проходят в мини-избу).

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Огромная, великая, могучая наша страна. Много разных народов в ней живет.

Воспитатель: А как называлась наша страна в древности?

Дети: Русь.

Воспитатель: А вы хотите узнать историю нашей страны, побывать в Древней Руси, узнать, как жили люди в старину?

Дети: Да!

Воспитатель: Садитесь на лавки, да слушайте:

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы все вы знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов в которых мы живем, а были небольшие деревянные домики, которые строили люди по берегам рек Днепр и Дунай.

Наши предки – восточные славяне – русские, украинцы, белорусы. Жили славяне дружно, не ссорились за землю, которой и так было много. Однако постоянно приходилось нашим предкам отбиваться от разных варваров. Угроза вторжения неприятеля помогала славянам стремиться к объединению, взаимопомощи. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства.

А еще славяне были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и хорошо угощали. Повсеместно одинаковым почетом и уважением пользовался хлеб. Без него не обходилась ни одна трапеза. До сих пор осталась традиция встречать гостей хлебом и солью.

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Дети:

- Гостю почет – хозяину честь;

- Гостю щей не жалей, а погуще налей;

- Гостю первое место и красная ложка;

- Доброму гостю хозяин всегда рад;

- Чем богаты, тем и рады;

- Хоть небогат, гостям рад;

- Изба красна углами, а обед пирогами.

Воспитатель: У славянских народов много было общего и в традициях, и в культуре и в искусстве. Разговаривали они на восточнославянском языке. Поэтому сейчас, когда говорят русские, украинцы и белорусы, их речь так легко узнаваема. Послушайте стихотворение на белорусском языке.

Воспитатель включает аудиозапись  отрывка из стихотворения белорусского автора (Якуб Колас):

Воспитатель: Послушайте украинскую народную песню «Рушник».

(Дети слушают в записи украинскую народную песню «Рушник»).

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта песня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Восточные славяне любили трудиться. Я вам предлагаю тоже сделать красивый рушник.

(Дети делают аппликацию из ткани)

Воспитатель: В старину любили люди и поиграть.

Давайте то же поиграем с вами в старинную народную игру «Звонари».

А играли на Руси в неё так:

Выбирались двое ребят, один с колокольчиком – «звонарь», другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а «звонарь» и «жмурка» выходили на середину круга. «Жмурке»завязывали глаза. «Звонарь» приговаривая«Диги-дон, диги-дон, отгадай, откуда звон!» - увертывался от «жмурки», который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить поясом.

(Дети играют в игру «Звонари»).

Воспитатель: Привольно жилось славянам: земля плодородная, края теплые. В те далекие времена и стали строиться города, во главе был князь, а при нем дружина. Много княжеств было в Древней Руси. Столицей Руси стал город Киев. В те далекие времена правил Киевом князь Владимир.

Воспитатель: Много преданий сложено о князе Владимире. В историю Руси вошел он под ласковым названием «Красное солнышко». Как вы думаете, почему?

Дети: Его сравнивают с солнышком, которое несет нам тепло, значит, он был добрым, любил свой народ.

Воспитатель: Правильно. Князь Владимир был добрым, заботливым, он помогал бедным. Давайте и мы передадим частичку своей доброты.

Дети выкладывают на столе лучики (вырезанные из бумаги детские ладошки) солнышку и говорят слова: доброта, забота, милосердие, любовь, взаимоуважение и т. д.

Воспитатель: Многие из вас носят крестики. Что он означает, для чего вы его носите?

Дети: Крестик – символ православной веры. Он помогает нам переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей.

Воспитатель: Крест – самый известный знак в истории человечества. Еще с глубокой древности с ним были связаны разные обряды, мифы, легенды, суеверия, ритуалы. Почитание креста на Руси было велико, он входил составной часть в орнаменты, чеканился на монетах, им украшали жилища и Храмы. Ходить на Руси без нательного шейного креста считалось большим грехом. А вы знаете, что именно князь Владимир принял Православную веру и крестил Русь? Послушайте, как это было:

В те давние времена славяне поклонялись идолам языческим, приносили им жертвы, бывало, что и человеческие.

А между тем давно пришла на Русь Благая весть – родился сын Божий и искупил грехи человеческие своими страданиями. Ученики же сына Божьего разошлись по всей земле и крестили людей во имя Отца, Сына и Святого духа. Был язычником и князь Владимир. Был он необузданным, строгим, а порой и жестоким. Проводил он все время в войнах и набегах, объединяя земли русские.

После удачного похода решил князь отблагодарить Богов и принести жертву. Жребий пал на мальчика из православной семьи. Не отдал отец сына толпе, и кинулись люди рубить дом, сени обвалились и придавили отца и сына. Узнав об этом, не находил себе покою князь Владимир. Стал задумываться он о правоте языческой веры. Отправил князь послов в разные страны, посмотреть службу в Храмах. «Истинная вера – православная!» - заключили послы.

И решил князь принять христианскую веру, для этого он принял обряд крещения в древнем городе Корсуне.

А когда вернулся в Киев, повелел князь всем жителям креститься в Днепре.

Был светлый год, был год святой!

В волнах Днепра Владимир-князь

Крестил славян Руси младой,

Фальшивых идолов долой

Прадеды сбросили сердясь!

И на Руси Христовой свет

Зажгли тогда на сотни лет!

Воспитатель: Приняв крещение, Владимир переменился, просветлел лицом, смягчился нравом, обуздал былую вспыльчивость. Много заботился князь о бедных. По воскресеньям и праздникам он созывал их на трапезу в Киев на свой княжеский двор, угощал их, давал деньги. Проявлял заботу и о стариках. Владимир устраивал обоз, который развозил им еду по городу. Еще больше заботился Владимир об объединении всей восточных славян в единый русский народ. Князь воздвигает возле Киева большой Храм.

На его освещении он созывает множество людей. Собравшись все вместе, люди ближе знакомятся друг с другом, узнают о нуждах и задачах всего русского государства и начинают убеждаться в том, что вся Русская земля – земля одного народа, имеющего одну веру и говорящего на одном языке. И только объединившись, все вместе станем мы великим и могучим государством. Наша Святая Русь – великая Русь!

Воспитатель: Долгие годы правил князь Владимир землей Русской. После смерти православная церковь объявила князя Владимира святым, равноапостольным.

В городе Киеве на Владимирской горке стоит памятник князю Владимиру.

В городе Белгороде на Харьковской горе тоже был открыт памятник князю Владимиру. Его условно считают основателем города Белгорода. Это один из самых больших памятников в нашей стране.

На пятнадцати метровом постаменте мы видим фигуру крестителя Руси. В правой руке князь Владимир держит крест, благословляя белгородцев на добрые и хорошие дела, а левая рука князя опирается на щит. Он готов к защите жителей белгородской земли от врагов. И в настоящее время и через много лет, люди, приходя к этому памятнику. Будут помнить, что князь Владимир – креститель и «святой заступник Руси».

Много сделал князь Владимир для объединения восточных славян. Прошли века. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Происхождение у них одно, языки - близкие, история – общая – значит, и жить им надо в единстве и согласии. Недаром говорят«Народное братство дороже всякого богатства».

Воспитатель:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Воспитатель: На память о нашей беседе, я хочу подарить вам мультфильм «Князь Владимир». Вы можете еще раз посмотреть о Древней Руси, о князе Владимире.

Рефлексия:

Воспитатель: Дети, что вам больше понравилось, запомнилось.

Дети: Мы узнали много нового о Древней Руси, о славянских народах, о князе Владимире и о крещении Руси. Нам понравилось играть в народную игру, делать рушник. А еще мы с удовольствием посмотрит мультфильм «Князь Владимир».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

«Малые фольклорные формы».

 Цель НОД: Систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Задачи НОД:

  1. Образовательный аспект:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать русскую народную сказку.

Способствовать  развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать все виды фольклора (сказки, загадки, хороводы)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способствовать развитию интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Обогащение словаря словами (посиделки, лучина, гжель, хохлома, дымковская, филимоновская, водяной, семеновская)

  1. Развивающий аспект:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Способствовать развитию конструктивного творчества в процессе конструктивной деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки.

  1. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формировать социальные навыки

Вызвать желание помочь герою сказки

Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила.

Образовательная область «Физическая культура»

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.

Способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровье сберегающих технологий.

Оборудование (атрибуты и материалы): костюмы-маски для драматизации сказки, платок для русской народной игры «Водяной», Домик для Зайчика и домик для Лисички, столы, краска, кисточки, салфетки, стаканчики непроливайка,  альбомные листы, образцы  русского народного промысла (Чайник росписи гжель, Солонка росписи хохлома, Барышня дымковской росписи

                                                 Организационный момент:

Предложить детям сыграть в русскую народную игру «Водяной»

Водяной, водяной

Не сиди под водой,

Выйди хоть на чуточку

На одну минуточку.

Выйди хоть на целый час,

Все равно не

знаешь нас.

Воспитатель: А какие виды народного творчества вы еще знаете.

Дети: Песни, сказки.

Воспитатель: А как появились сказки? И почему они называются сказки, а не как не по другому?

Дети: Сказки появись на Руси очень давно. Раньше люди не умели, не читать, не писать и поэтому придумывали разные интересные истории и рассказывали друг другу на посиделках. А так как истории они сказывали, то и пошло название сказка от слова сказать.

Воспитатель: Раньше на Руси сказки не только рассказывали, но и показывали. А показывали сказки на Ярмарке. Зазывал народ на сказку Скоморох. Вот и нашу сказку гостей тоже приглашает Скоморох.

Скоморох:   Здравствуйте, ребята! А вот и я. Я – Петрушка веселый, забавный, смешной. Никакая на свете игрушка, никогда не сравнится со мной! (Звенит колокольчиком.) Ребята, а что вы здесь делаете? Зачем пришли? Дети: «Сказку посмотреть» А какую сказку знаете? (Нет.) А хотите узнать? А загадки мои отгадаете? (Да.)

     «Загадаю вам загадки. Ну, попробуй отгадать. Если верные отгадки. Сказка к вам придет сейчас!»

Загадки

                           Комочек пуха,                                          Хожу в пушистой шубе,

                           Длинное ухо,                                       Живу в густом лесу,

                           Прыгает ловко,                                      Хитра я и проворна,

                          Любит морковку. (Заяц)                        Зайчиков люблю. (Лиса) 

                                Серый, зубастый                                      Зимой спит,

                          По полю рыщет                                        Летом - ульи ворошит. (Медведь)

                          Телят, ягнят ищет. (Волк)

                          Это сторож дом охраняет                     Хвост с узорами,

                          На воров громко лает. (Собака)             Сапоги со шпорами. (Петух)

А вот еще загадка.

Зайку выгнала лиса…

Плачет зайчик: «Вот беда»

Волк, медведь и петушок

Помогали зайке. Вот.

Догадались вы, друзья,

Что это за сказка? Да! (Заюшкина избушка)

     Ну а мне пора, друзья, веселить других ребят. До свидания!

Ведущий:  Тише, тише, не шумите

                    Нашу сказку не спугните

                    Здесь бывают чудеса, где же прячется она?

                    Сказку мы сейчас расскажем,

                    И расскажем и покажем

                    Сказка эта, давайте громко скажем

                    «Заюшкина избушка»

Начинается представление

Ведущий:  Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная.

                    Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Лиса:   Заинька впусти меня погреться, моя избушка растаяла.

Заяц: Заходи, лисонька, погрейся, замерзла совсем.

Ведущий: Заинька впустил лису, а она его из избушки-то и выгнала.

                   Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собаки.

    Собаки: О чем зайчик плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Собаки: Не плачь, зайчик, мы ее выгоним.

Ведущий: Пошли к избушке.

Собаки :  Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!

Ведущий: А лиса им с печи.

Лиса:  Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Ведущий:  Собаки испугались и убежали. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему волк.

Волк: О чем зайчик плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Волк: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц:  Нет, волк, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь

Волк:  Нет, выгоню!

Ведущий: Пошли они к избушке. Волк как зарычит.

Волк:  Р-р-р! Поди, лиса, вон!

Ведущий: А она ему с печи.

Лиса:  Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Ведущий:  Волк испугался и убежал в лес.

                    Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.

Медведь: О чем заинька плачешь?

Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Медведь: Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц:  Нет, медведь, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

Медведь:  Нет, выгоню!

Ведущий: Пошли к избушке. Медведь как заревет.

Медведь: Поди, лиса, вон!

Ведущий: А она ему с печи.

Лиса:  Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!

Ведущий:  Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустиком и плачет.

                    Идет мимо петушок – золотой гребешок и косу на плече несет.

                    Увидел зайчика и спрашивает.       

Петух: Что ты, зайка, плачешь?

Заяц:  Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная.

                      Пришла весна, у нее избушка растаяла –

                      Она попросилась ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

Петух:  Пойдем, я ее выгоню.

Заяц:   Нет, не выгонишь.

        Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, волк гнал – не выгнал,

                       И ты не выгонишь.

Петух:  А я выгоню. Пойдем!

Ведущий: Пошли к избушке. Петух и запел.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Ступай, лиса, вон!

Ведущий: А лиса испугалась и говорит.

Лиса:  Одеваюсь…

Ведущий:  Петух опять запел.        

Лиса Шубу надеваю…

Ведущий: Петух в третий раз, как закричит.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Ступай, лиса, вон!       

 Ведущий: Она и выскочила из избушки, в лес убежала.

                   А зайчик с петушком стали жить-поживать в избушке.

     Ребята, вам понравилась сказка? Тогда громко похлопайте в ладоши. А как сказка называлась?

А какая лиса в этой сказке? (Хитрая …)

А зайчик? (Бедный, несчастный…)

А кто помог зайчику? (Петух) Каким он был? (Храбрым…)

Ребята, а что всегда побеждает зло? (Добро) Правильно!

Выходят артисты:

Артистами ребята побывали,

И сказку вам ребята, показали

Артисты, зрители – все были хороши,

Похлопаем друг другу от души!

Воспитатель: Предлагает подойти к стенду с  образцами русских народных промыслов и предлагает рассмотреть каждый образец и ответить к какому виду он относится.

Дети: Рассматривают и отвечают (гжель, хохлома, дымка, семеновская, филимоновская)

Воспитатель: Предлагает детям по плану рассказать о филимоноской игрушке.

Дети: Филимоновская игрушка появилась в деревне Филимонова. Игрушки и посуды делает ганчар из глины. Затем игрушку сушат в печи. Из печи игрушка выходит белая и удлиненной формы, так как глина имеет особое свойство и поэтому у животных получается  длинная шея, а у барышень длинный стан. Краску для разукрашивания игрушек и посуды делают особым способом, в специальный порошок добовляют яйца поэтому краска получается яркая и стойкая. Для разукрашивания игрушки используют  красный, зеленый, желтый, фиолетовый, сиреневый цвета. Узоры используют квадратики, полоски, крестики, солнышкообразные узоры. Женщины делают игрушки свистульки, а мужчины делают посуду. А разукрышивают все женщины.

Воспитатель: А теперь я предлагают стать вам русскими народными мастерами и разукрасить филимоновской росписью наших петушков и лошадок. (звучит русская хороводная мелодия).

Физминутка

(русская народная игра «У медведя во бору»)

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Ведущий:  Постарались вы, ребята, верю, сказка очень рада.

                    В путь пора ей собираться и с ребятами прощаться.

                    К нам же сквозь пургу и вьюгу сказка новая спешит,

                    Вам подарит радость, встречи, вас она повеселит!         До свидания!

Беседа  "Русский быт"

Цель: Познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой, традициями.

Задачи:1.Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;

2.Учить их чтить и уважать традиции своего народа.

3.Продолжать воспитывать любовь к родине;

4.Воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре;

5.Расширять общий кругозор детей.

Материалы и оборудование:

Презентация, ноутбук, макет избы.

Ход беседы:

Звучит русская народная музыка, дети заходят в группу. Перед детьми макет русской народной избы  (дети рассматривают ее).

Воспитатель: Дети, а вы знаете, как называется этот дом? Это русская изба. Из чего строили русские избы? Избы строили из бревен. И такие избы назывались бревенчатые. А внутри избы обязательно находилась печь. В ней готовили еду и еще благодаря печи люди отапливали свой дом. В те времена еще не было батарей как у нас. А готовили еду в чугунках  (показ чугунка)

Чугунок делали из чугуна, он круглой формы. Посмотрите он в низу узкий, а сверху широкий. А как вы думаете, как люди ставили чугунок в печь?

А чугунки в печь ставили с помощью ухватов. (показ ухвата)

В деревне люди вставали рано, когда еще не рассвело, хозяйка вставала первой и разводила в печи огонь, ставила чугунки и варила щи и кашу, картошку. Женщины шили одежду, убирали избу. Дети смотрели за младшими детьми и помогали взрослым. Мужчины пахали землю, кололи дрова на зиму. А зимой они плели лапти, занимались резьбой. (показ слайдов) А еще для людей в те времена очень была важна одежда. Она не только спасала от зноя и холода, но еще и должна уберегать человека от злых духов, охранять его.

А скажите мне, ребята,  какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)

Масленица, Праздник Ивана Купалы, Рождество, Пасха, Троица.

Наши предки умели не только работать, но и отдыхать, веселиться. Все праздники были связаны с природными изменениями.

Масленица-это проводы зимы.

Ивана Купалы-это встреча весны.

Капустники-это наступление лета, зимы.

Давайте мы с вами отдохнем и поиграем в русскую народную игру, которая называется " Гори-гори ясно".

Цель: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Хором поют считалочку

" Гори,  гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!"

На слова "Раз, два, три" 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платок и высоко поднять его.

Беседа «Как делают матрёшки»

Цель:

Приобщать детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке- символе русского народного творчества, с историей и истоками, с этапами изготовления изделия.

Программное содержание:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуре, эстетический и художественный вкусы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, чтение стихов о русских народных промыслах.

ХОД БЕСЕДЫ

- загадываю детям загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, а как вы догадались, что это матрёшка?

Ответы 2-3 детей.

Воспитатель: что можно с ней делать? (играть, любоваться, разбирать и собирать).

Вот послушайте, что я вам расскажу об этой игрушке.

Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом.

Матрёшка- удивительная игрушка! Матрёшке немногим более ста лет. Есть много версий, как родилась матрёшка. Первая- раньше у детей не было игрушек, родители сами придумывали для них игрушки из соломы, тряпок, фарфора, дерева. Вот в одной семье родители решили своих детей потешить да повеселить. И сделали для них куколок из дерева, Но игрушки получились бледные да невеселые. И тогда разукрасили они их красками яркими да цветными. Получились матрешки красивые и яркие, Вот уж детям было радости! А потом родители детей своих научили матрешек делать, а те выросли - своим сыновьям и дочкам показали.

А знаете почему матрешку Матрешкой назвали? Потому что у мастера этого, который матрешку создал, доченька была Матрена. Очень она была похожа на эту веселую куколку, вот и стала она называться матрешкой!

По другой версии она была прообразом ярко раскрашенные пасхальные яйца, а по третей версии прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского мудреца, одного из семи богов удачи- Фукурумы- лысоватого старичка с вытянутой вверх головой от многочисленных раздумий, в руках он держит посох и свиток. Внутри фигурки пряталось две фигурки поменьше. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали глазки и щечки. И назвали Матрёшкой.

А ещё говорят так, что имя это произошло от распространённого на Руси женского имени- Матрёна, а позже Маши. И ещё в народе говорят, что у матрёшки два отца. Токарь- игрушечник из Подольска Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку, а художник Сергей Малютин расписал её. Первая матрёшка состояла из восьми кукол, изображающих девочек и мальчиков и держала в руках петуха.

Как вы думаете из каких пород деревьев делают матрешек? (Ответы детей) – лиственница, липа, берёза, ольха, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух- трёх лет, а затем на станках вытачивают матрёшек. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин.

 

Конспект занятия "Жанры народного фольклора"

Образовательные области: «познавательное развитие», «социальано-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.

Задачи: 

Образовательные задачи:

расширять знания детей о жанрах и видах русского фольклора;

- познакомить с характерными чертами малых фольклорных жанров.

Развивающие задачи:

- развивать речь, логическое мышление, память, воображение, любознательность;

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к культурному наследию народа;

- воспитывать доброжелательное отношение друг у другу.

Методические приемы:

Наглядный: показ демонстрационного материала – предметы домашнего обихода.

Игровой: пальчиковая гимнастика «большой – маленький», хороводная игра «Тень – потетень», оркестр народных инструментов, сюрпризный момент.

Практический: словесные упражнения по соотнесению жанра с произведением.

Предварительная работа: разучивание жанров фольклора, пальчиковой гимнастики, разучивание хороводной игры.

Музыкальное оформление занятия:

  • Фонограмма «Тень - потетень»
  •  Фонограмма «Как у наших у ворот»

Материал: кукла-Домовёнок, ширма, маски, музыкальные инструменты (бубен, колотушка, бубенцы, деревянные ложки, дудочка, колокольчик), оберег – домовёнок.

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с Вами вновь собрались в нашей уютной избе, чтобы отправиться в далёкое прошлое. Посмотрите и назовите, какие предметы здесь находятся на столе, объясните мне, для чего они «служили» людям. Как применялись эти вещи? (Дети: кочергой ворошили золу в печи, ухватом вытаскивали из печи чугунок, в чугунке варили еду, самовар собирал всю семью за столом, лапти обували на ноги, рушником вытирали руки, керосиновая лампа освещала избу. Всё это - предметы русского быта.)

Воспитатель: - Но люди не только готовили еду, мастерили поделки, занимались хозяйством, но ещё и умели шутить, веселиться, петь песни и водить хороводы. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с русским фольклором. Давайте вспомним, какие жанры фольклора Вы знаете? ( Дети: колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, скороговорки, считалки, загадки, сказки, дразнилки, мирилки, народные игры, чистоговорки, пословицы, поговорки, небылицы-перевёртыши и т.д.)

Игра с детьми на знание жанров фольклора. Воспитатель называет жанр фольклора, а ребенок цитирует.

Воспитатель: давайте эту потешку расскажем и покажем все вместе.

Пальчиковая гимнастика, используя потешку «Большой-маленький»:

Жили-были мальчики, маленькие пальчики, (раскрываем ладошку, пальчики растопырены)

Самый старший - БОЛЬШОЙ-косил сено за рекой, (сгибаем-разгибаем большой пальчик)

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ  с порога провожал его в дорогу, (сгибаем-разгибаем указательный пальчик).

СРЕДНИЙ – сено ворошил, (сгибаем-разгибаем средний пальчик). А МИЗИНЧИК – малышок (сгибаем-разгибаем мизинчик) в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.

Воспитатель: В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. И в нашей избе тоже есть хозяин. Знаете, как его зовут? Послушайте загадку: Он за печкой жил, С ребятишками дружил, и хозяйке помогал, Всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, Иногда слегка ворчит, А вообще он удалой, Самый лучший в мире – ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.

И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его КУЗЯ!!!  Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя,  ау! Сыграем кА мы с вами в народную игру «Аюшки».

-Кузя!

- Аюшки!

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принёс?

- Оладушки!

- Где же они?

- Под  лавкой!

- Экий Кузя ты чудак!

- А вы детки, как?

- А мы бы оладушки на стол положили, да и съели!

- Ладно, в другой раз так и сделаю.

- Кузя!

- Аюшки?

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принёс?

- Сапожки!

- Где же они?

- А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. ( Дети смеются над Кузей)

Домовенок: - Вы меня звали? ( Да, здравствуй, Кузя) Какие вы все нарядные, красивые, опрятные. Хотите со мной поиграть? Внимательно слушайте, а потом ответьте, какие народные музыкальные инструменты  будут сейчас звучать за ширмой. ( Звучат музыкальные инструменты, дети отгадывают, домовёнок отдаёт инструменты).

Воспитатель: - Домовёнок Кузя, дети всё правильно назвали и хотят исполнить для тебя русскую народную песню « Как у наших у ворот».

Исполнение песни, используя музыкальные инструменты.

Домовёнок: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки. А знаете ли вы народные игры?

Воспитатель: Конечно! Давайте позабавим домовёнка русской народной игрой « Тень – потетень». Выходи малый народ в большой и дружный хоровод.

Игра-инсценировка «Тень-потетень» (используя маски).

Домовёнок: Молодцы, я остался всем доволен.

Процветайте, не хандрите

Домового все кормите!

Дайте кружечку воды

И немножечко еды.

И тогда, тогда, тогда

Я защитник ваш всегда!

Воспитатель: Дети, давайте угостим Кузю пирожком и молочком.

Домовёнок: Спасибо! И я для вас припас подарочек. Вот-вот сейчас достану. Чтобы вы были все здоровы, бодры. Не было болезней и ссор примите на память мой оберег. До свидания!

Воспитатель: Спасибо Кузя за подарок. Этот оберег мы повесим в нашей группе, ведь в старину было поверье, что он охраняет дом от всех неприятностей. Вот и закончилось наше занятие, на котором мы с вами познакомились с домовёнком Кузей, который живёт и охраняет нашу группу.

Конспект НОД

Тема: «Народные праздники на Руси»

Цель:

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования известных русских праздников.

Развивающие

Развивать познавательную активность, память, мышление воображение. Развивать интерес к народной культуре.

Развивать связную речь детей.

Воспитательные

Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям, к народным играм.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, изучение наизусть колядок, закличек, стихов о народных праздниках, пословиц,  народных примет.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, магнитофон, диск с русскими народными мелодиями, макет Вифлеемской звезды, цветная бумага на каждого ребенка, клей-карандаш для каждого ребенка, шапочка с изображением солнца, колокольчик.

Ход НОД:

Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются).

К нам сюда скорее просим!

Подходи  честной народ!

Шевелитесь, торопитесь –

Праздник всех сюда зовет!

Ребята, вы любите праздники? (Да) 

Какие вы знаете праздники? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы,  вы знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки.  На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, умел и веселиться.

Вы хотите узнать, как появились праздники, как отмечали их раньше? (Да)

Воспитатель: - У меня есть волшебный колокольчик, который перенесет нас в прошлое.

Колокольчик волшебный звени,

В прошлое нас перенеси.

(Слайд)

Воспитатель: - Ребята мы с вами оказались в Древней Руси. Много разных праздников у них было.

Отгадайте загадку про первый праздник, на который мы с вами попадем. (Слайд)

Среди зимы –

Большое торжество.

Великий праздник - … (Рождество)

 А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

(Слайд) Воспитатель: - Рождество - один из главных христианских праздников, установлен в честь рождения Иисуса Христа. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий. Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. (Слайд) Поскольку она ознаменовала Рождество Христово еще её называют «звездой Рождества». (Слайд) Раньше в праздник Рождество парни и девушки ходили по домам, поздравляли с праздником, а на палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшенная фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества.(Показ и рассматривание макета  звезды)

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже сделаем по маленькой рождественской звездочке. (Дети изготавливают звезды по показу воспитателя)

 Воспитатель: - Наши прадедушки и прабабушки очень любили этот праздник - Рождество Христово. Называли его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Давайте споем одну колядку:

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, Коляда, подай пирога!

Подай, не ломай,

А по целому давай!

(Слайд) Воспитатель:- Рождество отмечают всей семьей, и дети принимают активное участие в праздновании.  Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия. А вы знаете другие традиции этого праздника? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

 Воспитатель: - Чтобы попасть на следующий народный праздник, отгадайте загадку:

(Слайд) Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. 
(Масленица)

(Слайд) Воспитатель: - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения.

Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

      Приди, весна, с радостью!

   

(Слайд)Давайте соберем мозаику с изображением Масленицы. (Дети собирают)

(Слайд)Воспитатель: Что еще делали на масленицу? (Ответы детей)

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы (Слайд) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть? (Да)

Воспитатель: - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.    

Ход игры: 

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

 (Слайд) Воспитатель: - Отгадайте загадку:

 Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! 
(Пасха)

(Слайд)

Воспитатель: - Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение. В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки - расписанные красками яйца(Слайд). В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!»

Давайте вспомним пасхальные приметы.

На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит)

 Воспитатель:- Молодцы, ребята! (Слайд) На какой народный праздник мы с вами сейчас попали?(Ответы детей) (Слайд)

Праздник Ивана-Купалы отмечают летом, в ночь с 6 на 7 июля. Купальские обряды, совершаемые в эту ночь, очень разные. Это плетение венков, украшение зеленью построек, гадание, обливание водой, ночные гуляния вокруг купальского костра. Сначала вокруг костра водили хороводы (это древний символ солнца), пели песни, а затем девушки и парни, взявшись за руки, прыгали через костер. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят: «Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее». Дети идут хорводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце догоняет детей.

  Игра «Народные праздники» Цель: Узнать русский народный праздник.

Просмотр фильма про народные праздники.

Воспитатель: - Ребята вот нам пора возвращаться домой.

Колокольчик волшебный звени

В настоящее время нас перенеси.

Воспитатель: - Ребята вам понравилось путешествие по русским народным праздникам? Что вам запомнилось, показалось самым интересным? (Ответы детей)

Русский народ  издавна создавал свои обычаи, традиции, праздники. На протяжении веков они изменялись, но всегда остается потребность людей в праздничные дни собираться вместе, радоваться, веселиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа Проект «Мой край у Байкала»

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников.  Обращение к на...

Обычаи, обряды и традиции русского народа ПРОЕКТ

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Проект по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа. Проект «Мой край у Байкала»

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.Задачи:— познакомить детей с национальными орнаментами;— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов о...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...