Образовательная программа дополнительного образования "Умелые ручки"
рабочая программа (средняя группа)

Насретдинова Альбина Ильдаровна

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka_v_sredney_gruppe_2021.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное   дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 с.Кандры муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан


                                             Образовательная программа

                                             дополнительного образования

                                            «Умелые ручки»

                                             Возрастная группа: средняя

                                            Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Составил:

воспитатель

Насретдинова А.И.

педагогический стаж 13лет  

категория высшая


2021-2022

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Этому я хочу научить детей своей группы «Зайчата». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ подходы.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клейстер во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Умелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.

Цель

Способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей; мелкой моторики рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Задачи

1. Формировать у детей интерес к видам труда.

2. Познакомить со свойствами материалов.

3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет. Количество детей - 10.

Срок реализации: 1 год.

Время проведения:

Подведение итогов: еженедельная выставка индивидуальных и коллективных (если таковые имеются) работ детей.

В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов :

- Работа с бумагой и картоном

- Работа с бросовым материалом

- Рисование и лепка

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично - поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Список участников кружка:

1. Ахмадиев Ильдар

2. Арсланов Эльдан

3. Бадахшанов Мират

4. Ганиева Руслана

5. Гаджев Равель

6. Зайцева Вилена

7. Лукманов Арсен

8. Латыпов Ильгам

9. Мухтаруллина Алина

10. Тагирова Саида

 

Схема занятия:

1. Вступительное слово воспитателя;

2. Загадка по теме;

3. Показ, объяснение порядка выполнения работы;

(Методика: Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезывания. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку, воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. В старше группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя)

4. Пальчиковая гимнастика;

5. Проговаривание правил техники безопасности при работе;

6. Работа детей индивидуальная помощь педагога;

7. Выставка детских работ;

8. Анализ, поощрение.

№  

Дата проведения

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1

«Радуга – дуга, не дай дождя»  

Продолжать учить создавать композицию в технике обрывной аппликации, формировать умение располагать цвета радуги в определенном порядке.

2

«Зайчик».

(Аппликация из ниток).

Познакомить детей  с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом

Октябрь Бумажная полоска.

1

«Лебеди»  

Формировать умение нарезать полоски одинаковой длины и ширины, приклеивать их в определенном порядке, Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность

2

«Жар - птица»

Продолжать учить нарезать полоски одинаковой длины и ширины, наклеивать их аккуратно, соблюдая цветовую гамму композиции. Воспитывать доброжелательность, внимание к близким людям.

3

«Цыплёнок».

(Мозаичная аппликация)

Способствовать формированию умения  приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок цыплёнка не заполнится квадратиками.

4

«Овощи и фрукты». (Аппликация из салфеток)

Познакомить детей со свойствами мягкой бумаги. Учить скатывать из неё маленькие комочки. Развивать воображение.

Ноябрь

1

«Лев»

Способствовать формированию умения  вырезать треугольник и круг разной величины, создавать изображение льва на картонной основе. Воспитывать усидчивость, внимание. Развивать творческий замысел.

2

«Слон»

Способствовать формированию умения  вырезать ровные круги разной величины, затем разрезать пополам некоторые и создавать из деталей изображение слона. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

3

«Зебра»

Формировать умение нарезать полоски черного цвета различной длины и наклеивать их аккуратно за трафарет. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

4

«Жираф»

Способствовать формированию умения  работать с картоном, аккуратно вырезать фигуру жирафа по трафарету, самостоятельно нарезать мелкие круги. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость

Декабрь

1

«Милый пудель»

Способствовать формированию умения  на картоне изображать по силуэту пуделя гриву, лапки и хвост из ваты, аккуратно использовать вату и клей

2

«Настоящие друзья»

Упражнять детей в использовании в аппликации ватных дисков. Отрабатывать композиционное построение картинки. Провести работу по цветовому выбору материалов для аппликации. Воспитывать доброжелательность.

3

«Зима»

Уточнить и обобщить знания детей о зиме; совершенствовать умение использовать в работе ватные палочки, кусочки ваты.

4

«Медведь в берлоге»

Закреплять умение использовать в работе вату, аккуратно приклеивать ее, дополняя композицию деталями из цветной бумаги. Воспитывать доброжелательность

Январь

1

Дед Мороз. (Аппликация из пластилина)

Продолжать учить отрывать от большого куска маленькие кусочки, катать из них между пальцев маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму деда мороза, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина.

2

«Снеговик». (Аппликация из солёного теста).

Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить лепить снеговика  из трёх комков- голова, туловище, подставка.; раскатывать  тесто между ладонями круговыми движениями ; плотно соединять детали между собой, обмакивая фигуру в воду

Февраль

1

«Веселые улитки»

Способствовать формированию умения  детей мастерить объемные аппликации из

бумажных спиралей. Совершенствовать технику работы с ножницами; развивать зрительный контроль действия рук. Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

2

«Валентинки» (Аппликация из салфеток)

Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать  шарики из салфеток.

3

«Собака – друг человека»

Способствовать формированию умения  детей складывать бумагу в разных направлениях, придавая форму собаки. Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Закреплять технику выполнения базовой формы «простой треугольник», закрепить умение пользоваться в работе техникой обрывания при

украшении поделки. Расширять знания об окружающем мире, о том, что людям необходимы

друзья.

4

«Тарелка с фруктами»

Развивать навыки и умения создания объемной аппликации, мелкую моторику ребенка, творческие способности через создание аппликации. Закрепить технические навыки вырезывания и приклеивания деталей. Прививать навыки усидчивости, аккуратности

Март

1

«Коллаж. 8 марта»

Научить детей создавать коллективную работу в технике аппликация-коллаж. Формировать умения и навыки в работе с ножницами, клеем, бумагой, ватой, цветным песком при выполнении аппликации – коллаж. Закрепить знания и умения при работе с бумагой. Познакомить с различными видами аппликации. Закрепить навыки симметричного вырезания. Развивать воображение и фантазию.

2

«Карусель»

Продолжать знакомить детей со способами техники бумажной культуры. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей, совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки.

3

«Мишка косолапый»  (Аппликация из заварки)

Возбудить у детей желание создавать картину с применением чая. Воспитывать трудолюбие, учить доводить работу до конца.

4

«Платье Золушки»

Способствовать формированию умения  детей делать аппликацию (мозаику) из карандашных стружек. Развивать умение  создавать композицию по собственному замыслу; совершенствовать навыки работы с клеем, осторожного обращения с ножницами; развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции; воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделки, изготовленной своими руками.

Апрель

1

«Дымковская игрушка»

Способствовать формированию умения  вырезать аккуратно изображение своей руки по контуру, приклеивать ее на картон, украшать получившуюся композицию в виде дымковской уточки. Воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделки, изготовленной своими руками.

2

«Одуванчики»

Продолжать учить вырезать аккуратно изображение своей руки по контуру, приклеивать ее на картон, украшать получившуюся композицию цветной бумагой и акварелью. Воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделки, изготовленной своими руками.

3

«Веселые осьминожки»

Закреплять умение вырезать изображение своей руки – ладошки по контуру, дополнять композицию деталями из цветной бумаги для создания осьминожка.

4

«Цветик  – семицветик» (аппликация из салфеток)

Закреплять умения детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность,  усидчивость и аккуратность.

Май

1

«Матрешки»

Способствовать формированию умения  отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии. Закрепить понимание детей  взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. Воспитывать интерес к народной игрушке

2

«Украсим шляпу»

Способствовать формированию умения  вырезать изображение шляпы по контуру, украшать ее мелкими деталями (цветная бумага, бусинки, блестящие кружочки). Прививать навыки усидчивости, аккуратности

 

 

 

 В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

- О материалах, инструментах;

- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

- О видах декоративно - прикладного искусства

- Об особенностях лепных игрушек;

- О способах аппликации в народном искусстве.

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материала.

Используемая литература:

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2008, - 96 с., цв. вкл.

2. Лыкова И. А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: "КАРАПУЗ ДИДАКТИКА", 2005, - 144 с., 16 л. вкл.

3. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В., Поварченкова З. М. "Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах".

4.Интернет - ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2013/01/15/perspektivnyy-plan-kruzhka-po-applikatsii-v-sredney-gruppe.

5.Интернет - ресурс: http://daymultik.ru/umelye-ruchki/podelki-iz-bumagi-i-kartona/1294-applikatsii-zverej.html.

6.Интернет - ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-kruzhka-volshebnaja-masterskaja-v-srednei-grupe-4-5-let.html.

7.Интернет - ресурс: http://prostodelkino.com/applikacija/.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"

Обучение детей различным техникам ручного труда...

Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"

Развитие у детей мелкой моторики, фантазии...

Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"

Программа дополнительного образования кружка оригами "Умелые ручки" является программой художественно-эстетической направленности....

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Дополнительная образовательная программа кружка "Веселые ручки".

Цель:Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.Развитие у детей художественно-творческих способност...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....