Рабочая программа "Юный шахматист"
рабочая программа (подготовительная группа)

Уразова Асемгуль Жабаевна

Программа «Шахматы» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Концепции развития шахматного образования  с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения.

Рабочая программа составлена на основе программы "Шахматы для самых маленьких" И.Г.Сухина с учетом Методических рекомендаций по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.

 

Для реализации  программы «Шахматы» в старших и подготовительных группах оборудуется шахматный центр «Шахматное королевство». В  центре размещаются:

- настенная  магнитная шахматная доска,

- шахматные доски для индивидуальной работы,

- накидки – костюмы шахматных фигур,

- дидактические игры,

- наглядные пособия (альбомы, фотографии великих шахматистов, тренировочные диаграммы, фотографии)

 

 

Используются следующие игровые приёмы:

- проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз;

- создание игровых ситуаций, игровая мотивация (король попал в беду, звучит сигнал о помощи);

- загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;

  - введение элемен­тов соревнования; 

- элементы драматизации, инсценировки (сказка «Терем- теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона;

- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга);

 

 

Цель программы формирование представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности через игру в шахматы.

 

Задачи:- создать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности;

- познакомить детей с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

 - научить ориентироваться на шахматной доске: правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- познакомить с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;

- учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, рокировать, объявлять шах, ставить мат;

- учить решать элементарные задачи в один ход;

- развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;

- воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

 

Программа основывается на следующих принципах:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shahmaty.docx58.46 КБ
Файл programma_kruzhok.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам администрации города Ишима

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка» детский сад № 24.

 

Принята на заседании

педагогического совета _______

от « ______» ____________ 20______ г.

    Протокол № ____

Утверждаю

директор ________________

(ФИО руководителя)

«______» ___________ 20______ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ШАХМАТЫ»

на 2021-2022 учебный год 

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок освоения программы: 2 года

Автор - составитель:    

Уразова А.Ж., воспитатель

МА ДОУ ЦРР д/с №24

г. Ишим , 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы познавательной  направленности «Шахматы» являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  

Федерации».

  • Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений

в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по    дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  

     28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20  

«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и    обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от

18.12.2020 №61573).

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).

  • Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении

методических рекомендаций по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

           

 Актуальность реализации программы.

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Многие люди считают, что шахматы – это всего лишь приятный досуг. Однако эта замечательная игра является не только занятием, помогающим интересно провести время и пообщаться с другими любителями шахмат. В дошкольном учреждении уделяется большое внимание развитию логического мышления старших дошкольников. Одним  из направлений данной работы стало обучение старших дошкольников игре в шахматы. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно в дошкольном возрасте.

Популяризация шахматной игры в образовательных учреждениях сегодня очень актуальна.  

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, определяют возрастающую роль интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. В современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать.  Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы определена поиском эффективных методов развития логического мышления у дошкольников. Еще знаменитый советский педагог Василий Александрович Сухомлинский  писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». Немецкий ученый Клаус говорил о шахматах: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Эти слова справедливы по отношению и к взрослому, и к ребенку. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения позволяет этим детям преодолеть свою закомплексованность. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Новизна программы. 

Программа «Шахматы» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана. Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Концепции развития шахматного образования  с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения.

Рабочая программа составлена на основе программы "Шахматы для самых маленьких" И.Г.Сухина с учетом Методических рекомендаций по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.

Для реализации  программы «Шахматы» в старших и подготовительных группах оборудуется шахматный центр «Шахматное королевство». В  центре размещаются:

- настенная  магнитная шахматная доска,

- шахматные доски для индивидуальной работы,

- накидки – костюмы шахматных фигур,

- дидактические игры,

- наглядные пособия (альбомы, фотографии великих шахматистов, тренировочные диаграммы, фотографии)

Используются следующие игровые приёмы:

- проведение физминуток с изображением шахматных фигур и проговариванием текста, гимнастики для глаз;

- создание игровых ситуаций, игровая мотивация (король попал в беду, звучит сигнал о помощи);

- загадывание и отгадывание загадок, решение задач, головоломок, собирание пазлов, раскрашивание картинок, прослушивание стихов и сказок, просмотр мультфильмов;

  - введение элементов соревнования; 

- элементы драматизации, инсценировки (сказка «Терем- теремок», придумывание сказки детьми) для эмоционального фона;

- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга);

Цель программы формирование представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности через игру в шахматы.

Задачи:- создать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду, способствующую развитию интереса ребенка к шахматной игре, стремления к познавательной деятельности;

- познакомить детей с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

 - научить ориентироваться на шахматной доске: правильно помещать шахматную доску между партнерами, различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- познакомить с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, король, конь, пешка, правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;

- учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса, рокировать, объявлять шах, ставить мат;

- учить решать элементарные задачи в один ход;

- развивать и совершенствовать мыслительные операции, интеллектуальные способности;

- воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Программа основывается на следующих принципах:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок умеет быстро ориентироваться на шахматной доске: правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называя их вслух. Знает названия шахматных фигур, умеет их различать. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Разбирается в приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, обосновывает свой выбор, выражает свои мысли.  У обучающегося развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Он обладает навыками счёта предметов, умеет соотносить количество с числом. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие о «рокировке», «шахе» и «мате». Знает о номинальной стоимости фигур.

Средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путается в названии номинальной стоимости фигур.

Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат

Краткое содержание программы

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей, интегрируясь со следующими направлениями развития (образовательными областями):

Физическое развитие

Шахматная игра воспитывает морально-волевые качества: настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности.  Активизирует мыслительную деятельность. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие мелкой моторики рук, глазомера.

Социально- коммуникативное развитие

Формирование теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.  Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу. Развитие игровой деятельности.

Познавательное развитие

Развитие у детей способности ориентироваться на плоскости, логического мышления, суждений, умозаключений, развитию памяти, обобщения, умения предвидеть результаты своей деятельности, делать выводы. Формирование умение вести точные расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, настойчивости и изобретательности, фантазии.

Речевое развитие

Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности; роста уровня любознательности у детей; пополнение словарного запаса дошкольников шахматными терминами.

Художественно- эстетическое развитие

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении. Обогащение внутреннего мира, развитие фантазии, умению радоваться красивым комбинациям. Развитие умения изображать шахматные фигуры, в рисовании, лепке, аппликации, придавая им образную выразительность.

Развития умения сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Сроки реализации программы. 

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет. Занятия проводятся 8 раз в месяц фронтально, продолжительностью 25 минут.

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

Форма обучения: очная

Форма организации занятий: групповая, подгрупповая количество занятий - 2 раза в неделю по 25 минут.

 Программа реализуется в группах обучающихся до 24 человек одного возраста.

Во время занятий предусмотрено проведение физкультминутки. Между занятиями проводится перерыв 10 минут.

Занятия дополнительной образовательной услуги организуются круглый год. В январе в связи с каникулами занятия начинаются с третьей недели. Мониторинг проводится 2 раза в год. Отчетное занятие в индивидуальной или подгрупповой форме с присутствием родителей проводится не менее 1 раза в год.

     В начале и в конце обучения проводится диагностика уровня практического осознания программы. Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. (приложение 1)

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Наименование группы

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Кол-во занятий в неделю, продолж. одного занятия (мин.)

Всего ак. часов в год

Кол-во ак. часов в неделю

Группа №1

1 год обучения

с 1 сентября по 31мая

(36 уч. недель)

2*25 мин.

72

2

Группа №2

2-ой год обучения

с 1 сентября по 31мая

(36 уч. недель)

2*25 мин.

72

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

часов

1

Шахматная доска и фигуры

12 ч.

20 – 25 минут на каждом занятии

12 ч.

2

Ходы и взятие фигур  

11 ч.

11 ч.

3

Нотация шахматных ходов

8ч.

8 ч.

4

Цель и результат шахматной партии.

10 ч.

10 ч.

5

Ценность шахматных фигур.

10 ч.

10 ч.

6

 Общие принципы разыгрывания дебюта

12 ч.

12 ч.

7

Правила соревнований по шахматам

9ч.

9ч.

Итого:

72 ч.

72 ч.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

часов

1

Вводное занятие

2 ч.

20 – 25 минут на каждом занятии

2 ч.

2

Сведения о шахматах  

2 ч.

2 ч.

3

Правильное передвижение шахматных фигур

6 ч.

6 ч.

4

Общие сведения о начале шахматной  партии.

29 ч.

29 ч.

5

Общие сведения об середине и окончании  шахматной  партии.

6 ч.

6 ч.

6

 Матование одинокого короля различными фигурами.

10 ч.

10 ч.

7

Решение шахматных задач и композиций.

5 ч.

5 ч.

8

Совершенствование техники и тактики игры в шахматы.

8 ч.

8 ч.

9

Проведение тренировочных партий и их анализ. Проведение шахматных турниров. 

4 ч.

4 ч.

Итого:

72 ч.

72 ч.

Ожидаемый результат

Дети знают:

• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

• название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

• правила хода и взятие каждой фигуры.

          Дети умеют:

• ориентироваться на шахматной доске;

• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;

• правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

• правильно располагать фигуры перед игрой;

• перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

• решать простые шахматные задачи.

Итогом  являются организация тренировочных соревнований, эстафет, викторины.

Этапы детского творчества

        

Возрастные особенности воспитанников группы.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) 

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная группа (6 – 7 лет):

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. 

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе

Взаимодействие с семьями расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на шахматные турниры, мастер – классы от родителей, подготовка фото-видео отчетов домашних шахматных турниров.

Интернет ресурсы рассчитаны на дифференцированный круг общения. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне учреждения, а интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации.  Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости.  Юные шахматисты вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по игре в шахматы. Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет- ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на вебсайты они могут получить на сайте детского сада.    

 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Форма

Приемы и методы

Дидактический материал, ТСО

Занятия: учебные, игровые. практические.

Наглядные, словесные, практические.

Беседа, рассказ, показ.

Раздаточный материал иллюстративная наглядность.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:

  • учебного кабинета;
  • необходимого дидактического и раздаточного материала;

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации программы используется оборудование и мебель соответствующее возрасту детей. Оборудование удовлетворяет основным требованиям техники безопасности в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и    обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от 18.12.2020 №61573).

 Общий инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит ответственный за группу педагог не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Данный инструктаж также проводится для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года, – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, информацию по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т.д. Кроме этого в процессе реализации программы проводятся целевые инструктажи непосредственно перед каждым видом деятельности.

                                                                                                                         

Литература

  1. Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Просвещение, 2007.
  2. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов дошкольных образовательных организаций, автор - составитель А.М.Гафт, Ханты-Мансийск, 2015г.
  3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.

Интернет – ресурсы:

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
  2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.



Предварительный просмотр:

Департамент по социальным вопросам  администрации города Ишима

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад № 24»

ПРОГРАММА

кружка  краеведческой направленности

«Люби и знай свой край»

Воспитатель:

Уразова А.Ж

Ишим, 2023

Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.

Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно, поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.

Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана данная программа:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

3. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 

Срок реализации программы 1 год. Ведущая форма кружка «Краеведение» - организации совместной деятельности взрослого и детей – НОД. Продолжительность НОД– 30минут. 1НОД в неделю, 4 НОД в месяц; 32 НОД в год. Мониторинг образовательной деятельности в сентябре и в мае.

3. Цель  программы

формирование знаний детей об истории и культуре города Ишима.

воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;

развитие интереса к изучению окружающего мира

4. Задачи программы

приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формировать первичные представления о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

развивать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т.д.);

развивать у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;

формировать первичные представления о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему, уважение и гордость за свой родной край;

5. Основные принципы программы

Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

6. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок:
•    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе. •    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
•    Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
•    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
•    Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
•    Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

7. Планируемые результаты реализации программы

        Проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать;

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, знает домашний адрес;

        Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде;

Имеют представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь;

Знают историю возникновения города и особенности культуры своего населенного пункта;

Знают природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

Знают правила поведения в общественных местах;

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства;

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, край, город, её достижения, имеет представление о географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;

        Имеет первоначальные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

 Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Формы работы:

  1. Беседы с использованием ИКТ
  2. Игры (дидактические, подвижные, игры-эстафеты и т.п)
  3. Учебная тренировка
  4. Наблюдение; экспериментирование,
  5. Экскурсии и походы
  6. Совместно организованные (с родителями) праздники и мероприятия.
  7. Оформление фотовыставок
  8. Проведение мастер-классов.
  9. Практикумы по туристической технике

Использованная литература

  1. В.И.Тыкул.  Спортивное ориентирование. М., «Просвещение», 1990
  2.  Горенка: Программа приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. -1 20 с.
  3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа; учебно-методическое пособие / Князева О.Л.,
  4. КОРКИНА СЛОБОДА : историко-краеведческий альманах / Администрация г. Ишима, Ишимский краеведческий музей, Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова ; главный редактор Т. П. Савченкова. — Ишим, 1999–    
  5. Валентина Матова: Краеведение в детском саду.,2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юный шахматист"

Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

Рабочая программа "Юный шахматист" для детей от 4 до 7 лет

Настоящая дополнительная программа  по раннему обучению детей от 3 до 7 лет азам шахматной игры   «Юный шахматист»   (далее Программа) имеет социально-педагогическ...

Рабочая программа "Юный шахматист" для детей от 4 до 7 лет

Настоящая дополнительная программа  по раннему обучению детей от 3 до 7 лет азам шахматной игры   «Юный шахматист»   (далее Программа) имеет социально-педагогическ...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...

Рабочая программа кружка "Юный шахматист"

Шахматы можно рассматривать не только как игру, вид спорта или проведение досуга, но и как искусство, науку, модель изучения личности, её психических функций. Игра в шахматы развивает не только логиче...