«Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»
консультация

Цель:  Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

 

Задачи:

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций  при организации образовательного процесса;

2. Научить  использовать методы  проблемного обучения  на примере  проблемных  ситуаций;

3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к  технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве…

Завтра он способен выполнять самостоятельно».

Советский психолог Л.С. Выготский

«Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса»

Цель:  Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

Задачи:

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций  при организации образовательного процесса;

2. Научить  использовать методы  проблемного обучения  на примере  проблемных  ситуаций;

3. Вызвать у участников мастер - класса интерес к  технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

 Развитие творческой личности  ребёнка - цель современного образования.

Исследования психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.  

Поэтому перед нами, взрослыми стоит  задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению.  В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и,  наконец, самостоятельно справиться с проблемами.  Дети привыкают просить помощи, подсказки  взрослых, вырастают не   готовыми   к реалиям жизни.

Основная  задача  взрослых — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

 Основная задача педагогов детского сада – наполнить повседневную жизнь детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную  деятельность.

Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения. Проблемное обучение относится к одной из активных технологий обучения, на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.

 

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Содержание обучения

Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления.

Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку.

Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской и поисковой деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем.

Деятельность ребёнка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истина в последней инстанции.

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

 

По ФГОС мы, педагоги, должны ориентироваться на планируемые результаты освоения детьми Основной общеобразовательной программы дошкольного образования - интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы (целевые ориентиры)

Задание для педагогов:  Из целевых ориентиров выбрать те, которые ориентированы на мотивацию  детей к самостоятельному  познанию,  стремлению справляться с  возникающими проблемами (на  слайде)

• любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др

Строки детского писателя, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»  (С. Маршак)

Задача педагога  -  не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице

Для  этого педагогам необходимо:

  • Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
  •  Продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
  • Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
  • Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
  •  Учить детей слушать друг друга;
  •  Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Рекомендации

        

  • Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
  • Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
  • Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
  • Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
  • Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи...», «Чем может быть...листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в...» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
  • Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса...карандаша...»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

  • Выслушивайте каждого желающего.
  • Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
  • Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
  • Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
  • В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

1. Высокая эффективность занятий может быть достигнута при условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работ с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальные базы.

2. Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:

  • формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
  • быть активными, наблюдательными и общительными;
  • развивать познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

3. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.

  • Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
  • Найденное, в процессе мышления становится знанием, тогда как то, что запомнилось часто останется нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
  • Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  • Вопросы «Почему?», «Как ты считаешь?», «С какой целью?», «Из -за чего?», «Как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
  • Вопросы «Где?», «Что?», «Когда?», «Какой?», «Сколько?» - контролируют память.

    Таким образом, проблемная ситуация, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс ": Выстраивание образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с использованием проблемных ситуаций"

Расширить  знания педагогов о методе  проблемного обучения дошкольников. Помочь освоить приёмы создания проблемной ситуации в совместной деятельности с детьми. Выстраивать работу с детьми на...

"Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса"

quot;Использование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса"...

мастер- класс "Технология проблемного обучения в организации образовательного процесса"

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя &nda...

использование современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ

В настоящее  время в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  возникает необходимость  в использовании  современных подход...

Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации.

Диплом участника в Googl-марафоне: использование онлайн инструментов в организации образовательного процесса и администрировании работы образовательной организации....

Использование детской журналистики в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса  с детьми дошкольного возраста"...