Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
статья

Актуальность художественно-эстетическое развития детей обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых данное направление  рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей»

Художественно-эстетическое развитие - это следствие художественно-эстетического образования. В свою очередь художественно-эстетическое образование – это понятие очень широкое. В него входит познание природы, общественной жизни, быта, искусства. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы как особая его часть. Художественно-эстетическое образование — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_publikatsii.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста

через различные виды деятельности.

 Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся,

а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.

                                                                                         Уайльд Оскар

Актуальность художественно-эстетическое развития детей обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых данное направление  рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей»

Художественно-эстетическое развитие - это следствие художественно-эстетического образования. В свою очередь художественно-эстетическое образование – это понятие очень широкое. В него входит познание природы, общественной жизни, быта, искусства. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы как особая его часть. Художественно-эстетическое образование — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее.

Успешность работы с детьми старшего дошкольного возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня художественно-эстетического развития  у детей учитываются их успехи в деятельности. Этот этап характеризуется тем, что дети осваивают декоративно-прикладное искусств, у них формируется художественно-эстетический вкус.

II этап – диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития творческих способностей каждого ребенка.

III этап – этап художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста  посредством использования активных форм обучения в  декоративно-прикладном искусстве.

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные

Словесные

Практические

  • Наблюдение;
  • визуальное обследование предметов;
  • рассматривание образца;
  • изучение картин, репродукций и иллюстраций;
  • демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
  • анализ детских работ;
  • игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
  • Ситуативный разговор;
  • метод сравнения картин;
  • искусствоведческий рассказ, художественное слово;
  • символическое моделирование;
  • использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
  • указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
  • игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
  • Отрабатывание формообразующих движений рукой;
  • доведение движений до автоматизма;
  • работа на черновиках.

Виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Вид деятельности

Характеристика

Изобразительная деятельность

Рисование

Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.

Лепка

В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.

Конструирование и аппликация

Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.

Музыкальная деятельность

Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.

Театральная деятельность

Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется  на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
  • Что изображено на картине?
  • Какие цвета использовал художник?
  • Что вы чувствуете, глядя на картину?
    В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Содержание:·         Введение·         Теоретические основыo    Что такое мелкая моторика и почему ...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности в ДОО

На данном этапе  педагогического пути длиной в пять месяцев в своей работе я постаралась проанализировать  все изученные мною материалы по теме, разработать на основании  изученного соб...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности"

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности....