Нестандартные формы работы по речевому развитию «Лэпбук»
методическая разработка (средняя группа)

Лидия Юрьевна Орлова

Нестандартные формы работы по речевому развитию. Книжка - раскладушка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки

Тема: «Нестандартные формы работы по речевому развитию «Лепбук»

C:\Users\воспитатели\Desktop\1P5wIYQhaBw (1).jpg

Воспитатель:  Орлова Л.Ю.

р.п.  Красные Баки

Нестандартные формы работы по речевому развитию «Лепбук»

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС, заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде. Внедрение стандарта  включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу познакомить вас с новой технологией, интересным методическим пособием – лэпбук.

Лэпбук - книжка-раскладушка или самодельная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно с взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей.

Актуальность данной темы в том, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов изучаемой темы, это способ, в процессе которого ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем.

Лэпбук:

-информативен;

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь.

-является средством художественно-эстетического развития ребенка.

-обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?

-  Лэпбук помогает ребенку организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал;

-  Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

-  Лэпбук можно использовать как разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1 целеполагание (выбор темы)

 2 разработка лэпбука (составление плана)

3 выполнение (практическая часть)

 4 подведение итогов

- Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности;

-  Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную (экскурсии, походы), техническую (фото, видео), информационную (сбор информации для лэпбука), v мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе);

- Лэпбук очень мобильная система (можно дать эту папку «погостить» в другую группу или даже домой ребенку).

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.  В отличие от Информационно-коммуникационных технологий, которые активно внедряются в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений,  явный минус  использования ИКТ, то что они замещают живое эмоциональное общение детей с педагогом, с родителями, детей друг с другом.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;

добровольное присоединение детей к деятельности;

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию: стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольного возраста лэпбук можно изготавливать совместно.

Что дает лэпбук в работе педагогу?

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Способствует творческой самореализации педагога.

Для ребенка лэпбук - это помощник:

В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.

В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал).

В организации информации по изучаемой теме: он помогает  лучше понять и запомнить изучаемый материал (особенно если ребенок визуал).

В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

В развитии творческого мышления,  познавательного  интереса.

В развитии мелкой моторки (в лэпбуке  содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).

В оформление результатов совместной проектной деятельности;

В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).

Работа с лэпбуком является отличным способом закрепления определенной темы с детьми. Позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей. Детская активность выражается не в том, что ребёнок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».

Модели многофункциональны. На  основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....

Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Нестандартные формы работы по речевому развитию с детьми раннего возраста

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами в речевом развитии. Многие дети нуждаются в помощи специалистов. Поэтому вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.В с...