Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Назарова Ирина Ивановна

Модели многофункциональны. На  основе моделей можно создать многообразные дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Моделирование как форма работы по речевому развитию  с детьми дошкольного возраста».

 

            Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей).                               Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

 Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с уголка растений уголка природы).

5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т.д.

 

        Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

       Из вышесказанного можно сделать вывод: моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

      Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие. При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

      К использованию схем-моделей можно подойти творчески. Например, в качестве моделей роста и развития человека можно использовать семейные фотографии. С их помощью дети могут выстраивать последовательность роста и развития, видеть, как они менялись, как относились к ним их близкие: папа, мама, бабушка, дедушка.             

             

               

            Как обучать старших дошкольников моделированию.

  Важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности - учебной.

Л.С.Выготский считал, что программа дошкольного обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно программой для самого ребенка. Поэтому обучение старших дошкольников, отвечающее этому требованию, следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослых, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношения ребенка к окружающей действительности, как изменение его характера деятельности.

Необходимо правильно: определить наиболее уместные на занятиях с дошкольниками формы и методы обучения, учесть возрастные возможности детей.

Необходимо помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник - опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего - игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.

Моделирование - это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

   Специальными исследованиями  установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании - строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

 Ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке

К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о природе, себе как ее части. В группе «Фантазеры» эти знания углубляются, расширяется их объем. Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании природы. Старший дошкольник не только способен глубже сопереживать, сочувствовать живому, но и проявлять содействие, стремление помогать природе, защищать и беречь ее.

Элементарное ознакомление «фантазеров» с внутренним строением своего организма - не самоцель. Оно лишь средство для углубления ощущения неразрывной связи человека и природы.

Задачи:

1. вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней;

2. развивать, углублять интерес к природе - живой и неживой;

3. воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни;

4. воспитывать уважение к физическим различиям между людьми;

5. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылке здорового образа жизни; содействовать положительному восприятию своего физического «Я».

6. углубить представления об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях внутренних органов и систем человека;

7. сформировать первоначальные понятия о путях созидания своего здоровья;

8. воспитывать уважение к матери, которая дает новую жизнь, закладывать основы отношения к семье как к важнейшей ценности. Формировать элементарные представления о размножении человека, животных, растений.

9. Воспитывать у дошкольников любовь к жизни во всех ее проявлениях; стремление сохранять живые существа и среду их обитания;

10. Формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы, человека.

Разнообразно содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области природы. Воспитатель ведет ее регулярно, системно. Особое значимое место в этой системе отведено знакомству с человеком.

Как ребенок чувствует окружающий мир живой и неживой природы. Педагог уточняет представления детей об элементарном строении, функциях и защите органов чувств: наши органы чувств помогают многое узнать об окружающем мире, о нас самих.

Объекты природы имеют разные оттенки цвета, запаха, вкуса и т. д. разные части одного объекта могут иметь различные цвета, вкус, запах (к примеру, яблоко снаружи, внутри и т.д.).

Взрослые помогают расширить возможности восприятия ребенком объектов живой, неживой природы, рукотворного мира всеми органами чувств.

Глаза (для чего нужны слезы, упражнения для отдыха глаз, как промыть правильно глаза).

Нос (как правильно его чистить).

Язык (отдельные части его поверхности воспринимают разный вкус, от очень горячего его можно обжечь).

Уши (как правильно их чистить).

Взрослый уточняет, расширяет представления детей о возможностях человека выразить свои чувства от встречи с объектом природы (радость, удивление, огорчение и т.д.); в работе со старшими «фантазерами» особое внимание - научению выражать добрые чувства к людям, животным, растениям; избавляться от злых, недобрых эмоций.

Уникальность каждого человека («Твое тело - единственное и неповторимое»). Воспитатель помогает каждому ребенку осознать свою и других людей физическую уникальность, сосредотачивая внимание на том, что его отличает и что объединяет с другими людьми. Знакомит детей с внешним видом представителей различных рас и народов. Взрослые обращают внимание ребенка на то, что душевная доброта, глубокое уважение к другим, а также физическое здоровье делают человека красивым.(2.с.288)

Здоровый организм человека. Что нужно человеческому телу, чтобы оно было крепким и здоровым. Педагог подводит ребенка к осознанию того, что его тело должно быть крепким и здоровым. Для этого нужны:

- физические упражнения и отдых;

- здоровая еда, свежий воздух;

- чистота;

- внимательное отношение к своему здоровью (необходимо знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности; правильно одеваться; при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам);

Внутренние органы человека («Что у тебя внутри»). Человеческое тело имеет сложное внутреннее строение. Внутренние органы можно увидеть с помощью специальных медицинских аппаратов.

Сердце расположено в груди. Оно бьется, пока человек живет. Его размер примерно равен размеру кулака.

Как ты дышишь. Воспитатель формирует у детей элементарные представления о процессе и органах дыхания: из носа (рта) воздух через «живые трубочки» попадает в легкие, которые могут раздуваться и опадать. Табачный дым вредит органам дыхания.

Как ты питаешься. Полезная пища (свежая, неядовитая, много овощей и фруктов, мало сладостей и т.д.). Возрастная смена зубов. Уход за ними (правильно чистить, проверять у врача ит.д.).

Элементарные представления о процессе и органах пищеварения: изо рта еда попадает по «живым трубочкам» в желудок, потом - в кишечник. Ненужные организму остатки (фекалии выбрасываются). Спиртные напитки вредны органам пищеварения.

Кости разных форм и размеров составляют скелет человека; у детей они растут.

Как ты растешь. Взрослые формируют представление у ребенка о том, что с возрастом его внешний вид меняется; он узнает, каким он был после рождения (рост, вес в условных мерках и т.д.), каков сейчас, предполагает, каким будет, когда вырастет.

Воспитатель обращает внимание на важную роль родителей в физическом развитии, росте детей; углубляются представления о добрых отношениях между детьми и родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы совместной работы с родителями и детьми дошкольного возраста

В настоящее время при организации работы с родителями дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставится на ак...

Формы работы по ПДД с детьми дошкольного возраста

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

Консультация для педагогов «Моделирование, как форма работы по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.Что же такое моделирование? В чем особенность и значение моделирования? Сущность метода моделирования. Закономерности форм...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Формы работы воспитателя с агрессивными детьми дошкольного возраста

В данной книге изучается детская агрессия в дошкльном возрасте, ее причины, признаки и виды агрессии, а также методы и приемы работы воспитателя с агрессивными детьми....