"Дымковские игрушки"
методическая разработка (средняя группа)

Селиванова Елена Александровна

способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства; закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matritsa_po_risovaniyu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА) НОД

Тема: «Дымковские игрушки»

Возрастная группа: средняя

Цель: способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства; закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Приоритетная образовательная область/задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.

- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Методы: показ и объяснение воспитателя; игровая мотивация; музыкальное сопровождение;напоминание о технике рисования; наблюдение за работой детей; индивидуальные объяснения;анализ работы воспитателем и детьми.

Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек и беседа о них; рассматривание альбома «Дымковские игрушки»; рисование элементов дымковского узора; составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки; разучивание стихотворений о дымке.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: Иллюстрациии села Дымково,  дымковских игрушек (индюк, барышня, птичка, конь); магнитофон, народная мелодия; образцы элементов дымковской росписи; силуэты игрушек ( барышня или конь) - на выбор ребёнка; акварель, кисти, салфетки, стаканчики с водой.оборудование для педагога и детей.

Организация и методика проведения образовательной деятельности

Этап

деятельности

Содержание совместной

деятельности детей и педагога

Образовательная область/

Вид детской деят-ти

Формы работы

Образовательные и развивающие задачи

Планируемый

результат

(целевые ориентиры)

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

- Дорое утро рбята, к нам сегодня пришли гости давайте поприветствуем их и друг друга

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

 -Ребята, я приглашаю вас в мини-галлерею дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

Социально-коммуникативное развитие.

Коммуникативная, игровая, двигательная.

Создание игровой ситуации

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали!

-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).

-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).

-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

-Барыни важные!

-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в галлерее побывали»

Мы в галлерее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

-Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Пальчиковая игра

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

1,2,3,4,5

1,2,3,4,5

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Художественно-эстетическое  развитие.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская,

Восприятие художественной литературы и фольклора

Игровая

Двигательная

Изобразительная

Музыкальная

Игрова

Беседа

Рассматривание мини- галлерея

Физминутка

Рисование

Слушание русских-народных мелодий

Пальчиковая игра

- Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски).

 - Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть.

- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

Рассказывать о содержании иллюстрации. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Рассматривает иллюстрации и проявляет интерес к ним.

Изображать предметы  путем создания отчетливых форм, подбора цвета. Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделять выразительные средства дымковской игрушки. Украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи.

Заключительная часть

(рефлексивный этап)

•Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек.

•Давайте выберем, чьи работыполучились самыми интересными?

У Полины красивая барышня с яркими узорами на юбке.

У Семена лошадка в кружочках и с пышной гривой,как в сказке

    Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.

Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.

Социально-коммуникативное,

Понавательное развитие

Коммуникация,

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседа, рассматривание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)

Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...