Из опыта работы по теме «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста».
статья (младшая группа)

Черныш Татьяна Феодосиевна

Из опыта работы по теме «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста».                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_razvitii_detey_rannego_vozrasta.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста».                                                                                                    Воспитатель: Черныш Т.Ф.

Дошкольное детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающее утро, и мы говорим: «Доброе утро!»

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.

                                        Актуальность

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, мы забавляем его песенками и короткими пестушками. Их значение вызвать у ребенка радостные эмоции. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, затем сказок.

                                       

Цели и задачи

Цель: Создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора( потешки, песенки, стихов).

Исходя из цели, поставили задачи:

  • - развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
  • - развивать интерес и любовь к фольклору.
  • - воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками и взрослыми.

 Жанры детского фольклора, используемые в работе:

  • Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  •         Прибаутки, потешки,  пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским.

В книжном уголке разместили книжки- игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Стараемся чтобы книжный уголок по обновлялся новыми книгами. Здесь же поместили маски животных- курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр-«Теремок», «Репка»; рукавичковый театр- «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа( иллюстрации к потешкам)- « Наша Маша маленькая...», « Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей.

 Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.  

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешки.

Хорошо известны детям потешки, я использовала  в утренней гимнастике

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?  

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Малые формы фольклора мы также используем и при формировании культурно- гигиенических навыков .

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем потешками.

Водичка, водичка,

Умой мое личико ...

Чистая водичка,

Умоет Алене личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствую ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, и читаю потешку:

На нашу Дашеньку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: 
ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.

Для того чтобы малышам было легче запомнить потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также показом презентаций. 

Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, я использую и «живые картинки».

Потешка «Кот на печку пошел» обыгрываем в русской избе, знакомимся с печкой. Потешка «Чикалочки едет Ваня на палочке» выбирали, ребенка он показывал, как ехал на лошадке, а куколка сидела в тележке.

 Потешка «Пошел котик на торжок» изображали, как котик пошел на торжок и купил пирожок.

Используем малые формы
фольклора в разных видах деятельности:

На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет, Курочка в сапожках избушку метет».

На изобразительной деятельности рисуем петушка приговаривая:

     Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Игровая деятельность:

Играем с детьми в дидактические игры с прищепками, подбираем солнышку лучики, петушку хвостик, и т.д.  и используем потешку: 

«Солнышко, ведрышко…»    

 «Божья коровка…»

 «Петушок-петушок…»

Подвижные игры:

Играем в разные подвижные игры.

«Солнышко и дождик»

 «Заинька попляши, серенький попляши…»

 Театрализованная деятельность:

Обыгрываем и песенки.

«Серенькая кошечка…»      

«Жили у бабуси два веселых гуся»

«Водичка, водичка..»

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Также в обыгрывании потешек принимали участие и родители. Дети пришли на сказочную полянку поиграть, а тут их встречают сказочные жители, мамы лесных зверей. Дети были рады сказочным жителям, они играли, пели песни. Затем дети для сказочных зверей исполнили песню. Занятие было необычным интересным, царил дух народности. Активное участие также принимали родители в выполнении домашнего задания. Ими были сняты семейные видеоролики в обыгрывании потешек со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Роль фольклора в развити детей раннего возраста

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, в...

Презентация проекта"Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста»

Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям мат...

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Роль фольклора в  развитии детей раннего возраста...