Знакомство с неживой природой «Воздух»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektyeko.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с неживой природой

«Воздух»

Программное содержание:

Дать детям знания о неживой природе (о воздухе) через опыты как элемент экологического образования.

Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: воздух легче воды, теплый воздух легче холодного.

Развивать интерес с познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение.

Оборудование и материалы: 

полиэтиленовые мешочки, шарик и трубочка, соломинка, стакан с водой, салфетка, пластмассовые коробочки, два одинаковых листа бумаги, два пластмассовых стаканчика, парашюты из бумаги.

 

Ход занятия:

Восп.: Сегодня мы с вами познакомимся с интересными явлениями, которые существуют в природе. Мы познакомимся с воздухом с помощью опытов. (На столе лежат полиэтиленовые мешочки). Возьмите в руки мешочки, скажите, что внутри?

Дети: Ничего нет.

Восп.: А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось?

Дети: Его раздуло.

Восп.: Что его раздуло, что внутри?

Дети: Воздух.

Восп.: А я считаю, что внутри ничего нет. Так кто же прав? Давайте проверим.

Проколоть мешок, направить струю воздуха на детей.

Восп.: Вы чувствуете? Что было в мешке?

Дети: В мешке был воздух.

Восп.: Правильно, воздух-невидимка, но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете?

Дети: Чувствуем движение воздуха.

Восп.: Посмотрите, что я вам  покажу.

Проводится опыт с шариком и трубочкой.

Восп.: Что помогает шарику подняться над трубочкой?

Дети: Воздух.

Восп.: А как вы думаете, можно воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? (ответы детей). Давайте проверим. Опустите соломинку в стакан с водой, подуйте. Что видите?

Дети: Пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем.

Восп.: Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?

Дети: Потому что воздух легче воды.

Восп.: Где еще наблюдали это явление?

Дети: В аквариуме – так работает компрессор.

Восп.: Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду?

Дети: Салфетка намокнет.

Восп.: А как ты думаешь, а ты…? Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая?

Дети: Сухая.

Опыт: Стакан, в который кладут салфетку, помещают в аквариум с водой кверху дном.

Восп.: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

Дети: Да.

Восп.: Если так, то салфетка должна намокнуть?

Воспитатель вынимает стакан.

Восп.: Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Дети: Салфетка сухая.

Восп.: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Дети: Воздух, который был в стакане.

Восп.: Как вы думаете утонет ли эта коробочка, если ее бросить в воду?

Одни дети говорят, что утонет, другие – нет.

Восп.: Давайте проверим.

Опускает пластмассовую коробочку в аквариум.

Восп.: Почему не тонет?

Дети: Потому, что в ней воздух, а воздух легче воды.

Предложить детям проделать опыт с закрытыми и открытыми коробочками.

Восп,: Так что удерживает коробочки на поверхности?

Дети: Воздух.

Восп.: А как вы думаете, почему не тонут такие большие металлические корабли в море?

Дети: Корабль заполнен воздухом, воздух легче воды, поэтому корабль не тонет.

Восп.: Да, полые тела не тонут, так как в них воздух, он легче воды и поэтому держит корабль на поверхности. А если будет пробоина?

Дети: Вода вытеснит воздух, корабль заполнится водой и потонет.

Восп.: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить оба с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадет? Или они упадут одновременно? (Ответы детей). Кто же прав? Давайте проверим!

Воспитатель бросает бумагу.

Восп.: Какой лист упал первым? Почему? Как вы думаете?

Если дети затрудняются с ответом, пояснить.

Восп.: Вы, наверное, догадались, что это опять проделки воздуха. Когда скомкали бумагу, ее поверхность  уменьшилась и воздуху не во что упереться, не за что «ухватиться». Поэтому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет лететь медленно, планировать. Скажите, како солдатик упадет быстрее – без парашюта или с парашютом? Почему?

Провести опыт с солдатиками.

Дети: У парашюта большая площадь и воздух задерживает его, парашют планирует.

Восп.: Итак, из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. Человек такой разумный, что придумал и заставил воздух помогать ему.

Он придумал различные приборы и приспособления с использованием воздуха. Вы можете назвать их? Какие вы знатоки?

Дети называют

(Спасательные круги, колеса для машин, насосы, в мячах, в воздушном шарике, шприц, тонометр и т.д.)

Беседа «Дом под крышей голубой»

Программное содержание:

Дать детям понятие о том, что природа – наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Упражнять в составлении небольших рассказов на тему «Я путешествую на облаке», воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Развивающая среда: старичок-лесовичок, картинки «Природа и не природа», мольберт.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты. (В.Орлов)

Восп.: Что такое природа?

Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т.д.

Восп.: А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека)

Восп.: А машина есть в природе?

Дети: Нет, потому, что она сделана руками человека, а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

Восп.: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы. На столе  лежат картинки. Помогите мне разделить их. На один мольберт поставьте Живую природу, на другой – Неживую.

Дети расставляют и объясняют: живая природы – это то, что движется, растет, развивается, размножается и умирает.

Восп.: Дети, я приглашаю вас на волшебную полянку. К нам в гости пришел Старичок-лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие  - нет.

Дети берут по одной картинке и рассказывают. Что на ней изображено. Если не природа, то почему так думают (потому что сделано руками человека). Если природа, то объясняют какая (живая или неживая).

Игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

Восп.: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом.

Но как только выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – Природа. Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, человек научился строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолете и даже в космос. Но все равно единственным домом для человека остается природа.

Почему?

Дети: Потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

Восп.: А в группе у нас есть природа?

Дети: Да, растения, птицы, вода, воздух, солнечные лучи.

Дети  подходят к мольберту, где нарисованы два дома: дом природы, обычный дом и сравнивают.

Восп.: От чего в вашем доме бывает светло?

Дети: Свет идет от лампы.

Восп.: А что можно сравнить с лампой в природе?

Дети: Солнце.

Восп.: Но солнце не только светит, но и греет.

Дети: Его можно сравнить с домашним обогревателем, с плитой или батареей.

Восп.: В природе идет дождь.

Дети: В нашем доме есть душ.

Восп.: В природе ветер

Дети: В доме вентилятор

Восп.: В доме есть пол

Дети: В природе под ногами почва, земля

Восп.: В доме на пол стелют ковер

Дети: На  растет трава

Восп.: В обычном доме есть каменные и деревянные стены.

Дети: А в природе горы и деревья

Восп.: У нас горит пламя в газовой плите

Дети: В природе огонь вырывается из вулкана.

Восп.: В природе падает снег, накапливается лед на высоких горах.

Дети: А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

Восп.: В природе дикие животные.

Дети: В обычном доме – домашние.

Точно также есть дикорастущие и  комнатные растения.

Предложить детям раскрасить контуры двух домов в тетради. Объекты-аналоги закрашиваем попарно. Сначала раскашиваем Солнце и лампу, затем крышу и облака и т.д., в том порядке как шло объяснение.

Воспитатель читает стихотворение:

Облако за облаком по небу гналось

За облаком мишкой – облако лось.

А ветер гонит, гонит

Торопит облака:

То с налета тронет,

То шевелит слегка.

Восп.: Дети, мы с вами на прогулке наблюдали за облаками. Они превращаются то в мишку, то в сказочных героев. На нашем воображаемом небе тоже облака. На кого они похожи?

Дети фантазируют: на кого похожи облака и куда они отправляются.

Дети составляют рассказы о своем путешествии на облаке.

Игровое упражнение

«Угадай по описанию»

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета, развивать наблюдательность.

Описание:

У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель поочередно, обращаясь к каждому ребенку, дает словесное описание растения, а ребенок находит его среди остальных (например: это растение цветет, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

Экологическая игра

«Какой цветок убрали»

Цель: Учить запоминать расположение предметов, находить изменения в их расположении.

Описание:

На столе стоят комнатные растения. Воспитатель предлагает их назвать: традесканция, бегония, фиалка, бальзамин. Воспитатель предлагает на них посмотреть, отмечает их красоту, рассмотреть и запомнить. А теперь – закрыть глаза. Воспитатель убирает цветок. Какого растения нет? (одно растение убирается, а остальные меняются местами). Дети должны назвать недостающее растение. По окончании воспитатель хвалит детей за правильные ответы

Игра «Для чего что нужно?»

Цель: Закреплять знания детей об орудиях труда.

Описание:

У каждого ребенка на столе картинки с изображение садового инвентаря (ведро, лейка, совочки, ведерки, палочки-лопаточки для рыхления почвы, тряпочки для протирки листьев и т.д.) Ребенок берет свою картинку и рассказывает для чего это нужно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему:Ознакомление с неживой природой – воздухом

Программные задачи:           Познакомить детей с воздухом и его свойствами.           Показать детям, как о...

Экспериментирование. Знакомство с неживой природой. Воздух и вода.

Знакомство с неживой природой. Воздух и вода. Опыты....

Конспект итогового мероприятия в старшей группе по теме « Неживая природа . Воздух . Спасение пузыря» .

Конспект итогового мероприятия по теме "Неживая природа. Воздух. Спасение пузыря" закрепление представления детей о свойствах воздуха....

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

Конспект открытого занятия с неживой природой "Воздух - невидимка"

Конспект открытого занятия с неживой природой "Воздух - невидимка"...

Картотека экспериментов. (Неживая природа) Воздух и вода.

КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ.(Неживая природа)Воздух и вода....

Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...