Консультация для воспитателей «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
консультация

Куценко Юлия Петровна

Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_ood.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Принципы построения ООД по

развитию речи дошкольников в

соответствии с ФГОС ДО»

Расскажи мне и я забуду.

                                                                        Покажи мне и я запомню.

                                                                            Вовлеки меня и я научусь…

(СЛАЙД 2)

   Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

 (СЛАЙД 3)  В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:

- резкое ухудшение здоровья детей;

- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

 

(СЛАЙД 4)  Основная цель речевого развития -  формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

   Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • Владение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.
  • Обогащение активного словаря. Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.
  • Развитие речевого творчества. Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.

3. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

(СЛАЙД 5) Принципы развития речи:

Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

3. Принцип развития языкового чутья («чувства языка») .

Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности.

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

6. Принцип обеспечения активной речевой практики.

Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

7. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

(СЛАЙД 6) Основные направления работы по развитию речи детей:

  • Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  • Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  • Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.
  • Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.

 

 (СЛАЙД 7) Методы развития речи

1.Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.Практические: дидактические игры, игры -драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

(СЛАЙД 8)   Средства развития речи:

  • общение взрослых и детей;
  • культурная языковая среда;
  • обучение родной речи в процессе ООД;
  • художественная литература;
  • изобразительное искусство, музыка, театр.

 (СЛАЙД 9)  Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

  • речь педагога;
  • методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
  • специальное оборудование для каждой возрастной группы.

   

   (СЛАЙД 10) Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога должна отвечать следующим требованиям:

  • ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам.
  • ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
  • ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.
  • ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности.
  • УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО

одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

   Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится

использовать в практике разнообразные педагогические технологии.

 (СЛАЙД 11) Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

   Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

   К числу современных образовательных технологий можно отнести:

 здоровьесберегающие технологии;

 технологии проектной деятельности

 технология исследовательской деятельности

 информационно-коммуникационные технологии (сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-образовательном пространстве ДО, компьютерные программы, интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)

 личностно-ориентированные технологии;

 технология портфолио дошкольника и воспитателя

 игровая технология и др.

 Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

 Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

(СЛАЙД 12) «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим»(Чарльз Диккенс).

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

(СЛАЙД 13) Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Согласно ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной монологич...

Консультация для воспитателя "Формы и методы работы с дошкольниками в соответствии ФГОС"

Описание форм , методов и приемов работы воспитателей с детьми по ФГОС...

Консультация для воспитателей: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольни...

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...