СООБЩЕНИЕ на семинаре для педагогов по теме: "Фонематическая компетентность дошкольников".
материал

СООБЩЕНИЕ на семинаре для педагогов по теме: "Фонематическая компетентность дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_seminaru.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад №49 (филиал)

СООБЩЕНИЕ,

на семинаре для педагогов

по теме:

«Фонетические возрастные особенности детей».

Николаева Лилия Владимировна

Воспитатель

первой  квалификационной категории

2021 г.

Фонетические возрастные особенности речи детей.

Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки ( к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произношения других – более сложная. Поэтому малыш усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

3 год жизни:

   К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягчённость («зюк» — жук, «сюба» — шуба, «нетъ» —нет и т. п.); замена заднеязычных звуков «к», «г» переднеязычными — т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими. Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук») Отмечается неумение произносить звук «р» (пропуск или замена его), искажение звука «л».

   Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (элизия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед), перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик), уподобление (ассимиляция) одного звука другим («бабака» вместо собака), слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна), добавление звуков («реблята», «иржавая») и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).

4 год жизни:

   К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется звукопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия.  Распространено мнение, что к четырем годам больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе.

На самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка.

Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков. Особенности возраста определяют и содержание обучения: преодоление общей смягчённости произношения; воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: «а», «у», «и», «о», «э»; уточнение и закрепление произношения согласных звуков: «п», «б», «м», «т», «д», «н», «к», «г», «ф», «в»; свистящих звуков – «с», «з», «ц»; развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных («л», «р») звуков.

5 год жизни:

   Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом - неправильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук - «шлон», «шобака»).

У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных («р», «л») звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов. В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны - особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны - недостаточное развитее артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции. В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Под влиянием обучения значительная часть детей начинает правильно оценивать произношение товарищей и свое собственное.

6 год жизни:

   К старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи - внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из - за них, иногда отказывается отвечать. Из - за  нарушений произношения дети заменяют в речи слова с дефектным звуком теми, где он отсутствует (не «огурец», а огурчик). По той же причине они могут неправильно выполнять задание, заменяя нужные слова другими, сходными с первыми по значению (вместо лошадка - конь, вместо мишка - медведь, вместо машина - грузовик).

  7 год жизни:

   Стремление овладеть правильным произношением звуков, интерес к языку, самоконтроль по отношению к собственной речи особенно характерны для детей, готовящихся к поступлению в школу. Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку отчетливого произношения слов, умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать звуки «с – з», «с – ц», «с – ш», «ш – ж», «ч – ц», «ж – з», «л – р».

   В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец). Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

Упражнения для развития фонематического восприятия.

  1. Работа с неречевыми звуками.

«Шумящие коробочки» - в одинаковые металлические (пластмассовые) баночки помещаются разные продукты: манка, гречка, горох, фасоль и т.д. Сначала ребёнок запоминает звучание каждой баночки(взрослый «шумит» и называет, что находится в баночке),затем ребёнок угадывает.

Ребёнку предлагается хлопнуть столько раз, сколько раз хлопнула в ладоши мама.

  1. Изменение звуков по силе, тембру и высоте.

«Кто позвал». Ребёнок отворачивается и догадывается, кто из членов семьи позвал его по имени, потом, чтобы усложнить, взрослый произносит «АУ».

Упражнение, направленное на изменение звукокомплекса по высоте и силе: взрослый предлагает сказать «МЯУ» громко(кот рядом и просит есть), тихо(кот за дверью), высоко (маленький котёнок), низко(старый кот).

  1. Различение слов, сходных по звучанию.

«Слушай и выбирай». Перед ребёнком разложены картинки, среди которых есть парные по звучанию, надо найти их и выбрать (миска – мишка, сом – дом, бак – мак) и т.д.

Работа с рифмовками. Взрослый предлагает послушать и найти неправильное слово: отругала мама зайку – не надел под свитер ГАЙКУ, или закончить рифму, вставив недостающее слово.

  1. Дифференциация слогов.

«Похлопаем». Прохлопывание слогов путём деления слова: со –ба –ка.

«Что лишнее». Взрослый произносит на – на – па – на. Ребёнок убирает лишний слог.

  1. Различение фонем.

«Кто, что произносит». Жук – жжжжж, тигр – ррррррр и т. д

«Похлопаем». Взрослый договаривается с ребёнком, чтобы тот, когда услышит ,например, звук И – хлопнул в ладоши.

Чем лучше у ребёнка развито фонематическое восприятие, тем легче удастся грамота и письмо.

Многие родители спешат обучить своего ребёнка чтению, при этом называют буквы так, как они называются в алфавите. Это неправильно. В дошкольном возрасте буквы нужно называть звуками, т.е. не «ЭМ», не

«МЭ», а «М».

           

 Игры для развития фонематического слуха.

«Подскажи словечко». Прочитайте ребёнку хорошо знакомое ему стихотворение, например: «Спать пора, уснул бычок». «Уронили

мишку на пол». «Наша Таня громко плачет»… При этом не произносите последнее слово в строчках. Предложите ребёнку самому сказать недостающие слова.

«Маленький учитель». Скажите ребёнку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребёнка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно произносил слова.

«Поймай звук». Взрослый произносит гласные звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

«Дирижёр». Прорисуйте рукой ребёнка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребёнок сделает это самостоятельно.

«Сыщик». Взрослый предлагает вниманию ребёнка ряд картинок, в названии которых есть или нет заданного звука. Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть этот звук.

«Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями.

«Звуковые песенки». Предложите ребёнку составить звуковые песенки типа

«У А» - плачет малыш, «АУ»        - дети кричат в лесу, «ИА» - кричит ослик,

«ОО» - мы удивляемся. Сначала ребёнок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая её, затем второй.

«Кто первый». Покажите ребёнку картинку с предметом, который начинается с гласного звука «А», «У», «О», «Э», «И». Ребёнок должен назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: « УУУУтка».

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно!

Начинайте с простого, переходя к более сложному; не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы семинара для педагогов ДОУ "Методы нравственного воспитания дошкольников"

Семинар "Методы нравственного воспитания дошкольников"...

Рекомендации педагогам по развитию социальной компетентности дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения....

Сообщение к семинару на тему "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"

   Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.    ...

Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"

При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, техноло...

Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»

Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...