«Воспитание сенсорной культуры ребёнка в первой младшей группе»
консультация (младшая группа)

Османова Масума Агабала-кызы

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка в первой младшей группе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка в первой младшей группе» 

Пояснительная записка

В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес. И взрослые должны помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду. Какие условия необходимы для полноценного сенсорного развития ребенка? Прежде всего, нужно предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений. Для этого нужно предлагать для игры разнообразные развивающие игрушки и игры, позволять малышу использовать для игры самые разные предметы и материалы, разрешать ребенку экспериментировать с ними, а также специально организовывать развивающие ситуации.

Я считаю, что значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Я учу детей рассматриванию, ощупыванию. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

В работе по «Сенсорному воспитанию» я беру за основу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с использованием программы «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

- Привлечь внимание детей к сенсорным свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах.

- Научить детей учитывать свойства предметов во время действий с ними.

- Научить малышей выполнению простейших продуктивных заданий.

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

К концу года дети должны:

- Быть успешными в предметной деятельности;

- Знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра;

- Различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

- Идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем дети познают предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные их наблюдению. Кроме того,дети получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Особую роль в сенсорном развитии детей я отвожу предметно-игровой форме обучения. Непосредственно образовательную деятельностьпо сенсорному развитию начинаю со знакомства с цветом и формой предметов.

Для начала использую яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный. На следующих этапах обучения цветовую палитру и форму предметов усложняю, добавляю различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т. д.). С помощью сенсорных игрушек учу детей мыслить, запоминать, анализировать, экспериментировать. Для усвоения сенсорных способностей огромное значение уделяю играм, способствующим развитию сенсорных способностей у ребенка.

Например:

- игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

- игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание, пирамидки, матрешки, вкладышей);

- игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

- игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, пирамидки,вкладыши, конструкторы "Лего").

В моей работе важным фактором сенсорногоразвития является также эмоциональный фон деятельности: ребенку должно нравиться то, что он исследует; его должны привлекать предметы, которые находятся в руках, а также то, что получается в результате собственной деятельности.

Важную роль в процессе моей работы, направленной на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. При знакомстве с геометрическими фигурами, например, кругом и квадратом, обводим фигуры пальчиком, рисуем в воздухе, дети показывают названную фигуру, затем выкладываем на фланелеграфе.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста провожу игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

В своей работе использую дидактические игры

по сенсорному воспитанию.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Найди предмет такой же формы»(учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?»(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?»(распределить два или три вида игрушек разных размеров по двум-трём разным коробкам в зависимости от размера)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери пирамидку»(предложить по памяти собрать пирамидку в соответствии с образцом)

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»«Определи на ощупь»«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Использую в работе игры с различными усложнениями. Организую игры с целью обучения детей мыслить. Например,в дидактической игре«Чудесный мешочек» дети, вынимая из мешочка, предмет называют его, определяют форму.

В связи со спецификой занятий и дидактических игр по сенсорному воспитанию (большое количество материала, больше предъявлений их детям) с особой остротой встает вопрос о принципе индивидуальности. Прежде всего, я работаю индивидуально с детьми, часто болеющими, неусидчивыми.

Во время дидактических игр дети допускают много ошибок. Даю ребенку возможность самому исправить ошибку (посмотри внимательно, так ли ты все сделал, верно, ли наложил фигуру или картинку.) Если ребенок затрудняется, исправляю ошибку сама и поясняю, в чем она заключается. Если ошибку делает несколько человек – это свидетельствует о трудностях в овладении, тогда уже сама анализирую ошибку и помогаю детям так разобраться, чтобы никто из них больше не ошибался.

Большую работу веду с родителями, использую консультации,беседы: где объясняю, советую, рекомендую, как важно не только в детском саду, но и дома создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой, основой сенсорного воспитания.

Для ознакомления и закрепления сенсорных знаний и умений я бы рекомендую следующее.

Например:

Цвет.

Закрепить одинаковые предметы, но разного цвета в разных частях комнаты. К примеру, в одном углу комнаты расположена птица красного цвета, в другом углу комнаты – птица синего цвета и т. д.

Начните изучать цвета спектра с красного – самого яркого, запоминающегося цвета. Изготовьте из бумаги птицу красного цвета. Полюбуйтесь ей, заострив внимание на цвете, повторив его название неоднократно. Несколько дней заостряйте внимание ребенка на птице,спрашивайте: какого цвета птичка? Покажите,что еще в комнате есть красное: предметы быта, одежда. На прогулке, в гостях, рассматривая предметы, спрашивайте о красном цвете, вспомните, что у вас есть красная птица.

То же самое делаем при изучении синего цвета, зелёного, жёлтого. В результате в каждом углу или определённых местах у нас по одной птице.

В быту: дома, на улице, в магазине,в гостях обращать внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета. Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету». Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др., раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов.

Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики.

«Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, вынудите ребенка исправить ошибку.

Форма.

Научить классифицировать предметы по форме поможет игра «Разложи по форме». Принцип, правила игры идентичны принципу и правилам игры «Разложи по цвету. Приготовьте «домики» для фигур (коробки, банки и т. п., наклейте на них сенсорный эталон – геометрическую фигуру. На один «домик» наклейте круг, на другой – квадрат и т. д.

На первомэтапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам».

Для успешного сенсорного развития детей в своей группе я провожу мониторинг в начале года и в конце. Мониторинг помогает мне в отслеживании результатов усвоения сенсорных эталонов,тем самым я выстраиваю работу с детьми: на НОД, в совместной деятельности, индивидуальную работу с детьми. На конец года я вижу видимые результаты. Дети лучше усваивают цвет, восприятие формы и величины.

Система дидактических игр способствует усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Задачи: Продолжать учить детей различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;-  Продолжать закреплять представление о форме (круг, квадрат);-Продолжать учить рисовать пальч...

Воспитание звуковой культуры речи детей первой младшей группы

В 2015 году, под руководством моего педагога Бласет Кастро В.А. я написала статью на тему "Воспитание звуковой кльтуры речи детей первой младшей группы" (из опыта работы). И она была опублик...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Продолжать учить детей различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;-  Продолжать закреплять представление о форме (круг, квадрат);-Продолжать учить рисовать пальчиками - ...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию и изобразительной деятельности в первой младшей группе.

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное –эстети...

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка от 0 до 6»

laquo;Воспитание сенсорной культуры ребёнка от 0 до 6»...