Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме "Каникулы. Новый год у ворот"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Самохвалова Марина Николаевна

МАтериал предназначен, чтобы организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,   чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16._kanikuly_novyy_god_u_vorot._20.12.-24.12.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели Каникулы «Новый год у ворот»

Сроки: 20.12-24.12.2021

Цель: организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,   чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Организация первой половины дня

Организация второй половины дня

утро радостных встреч

НОД (вид, тема занятия с обозначением литературы и стр.)

прогулки (в первой и второй половине дня)

НОД (вид, тема занятия с обозначением литературы и стр.)

игровая деятельность

индивидуальная работа с детьми

Понедельник 20.12

«День снежинки».

Утренний круг:

Беседа по теме «Откуда берутся снежинки».

Цель: формировать представление о природных явлениях и их взаимосвязи, развивать речевое дыхание, упражнять в имитации движений для передачи образа, воспитывать желание помочь тому, кто оказался в беде.

Игра «Подуй на снежинку» (приложение 1).

Игра «Кружатся снежинки» (приложение 2).

Сказка о маленькой капельке (приложение 3).

Игра с имитацией движений.

Белые мушки летели-летели (дети бегают,

До земли добрались, присели (приседают).

Проснулся вдруг холодный ветерок (размахивают руками)

И превратил снежинок в бугорок (собираются в кучку).

Музыка. По плану музыкального руководителя.

 Литература: Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Закрепить песни и танцы для Новогоднего утренника

Прогулочная карта №11 «Филин».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Зима». Издательство «Учитель».  

Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик», 1955

1. Чтение: А.Говоров «Горка-ледушка»; русская народная сказка «Снегурочка».

2. Рисование «Снег кружится» (на столах заранее заготовлены материалы для рисования, на листе ватмана – большая елка).

3. Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Новый год»

4. Подвижная игра «Снеговик» (приложение 4).

5. Подвижная игра «Снежки» (приложение 5).

6. Вечерний круг. 

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Провести этическую беседу с Сашей Г., Яной К., Варей С. «К чему ведут ссоры в игре».

Литература: Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2020.- С. 31.

Вторник 21.12

«День зимних забав»

Утренний круг:

Беседа: «Какие зимние забавы вы знаете?»

Цель: формирование представлений о зимних играх и забавах детей.

Отгадывание загадок на тему «Зимние забавы» (приложение 6).

Рассматривание предметных картинок. Уточнение, для чего нужны эти предметы:

- Что можно делать с этими предметами?  (Играть)

- Где можно играть?   (Во дворе, на улице, на горке)

- Когда можно играть?  (Только зимой)

Рассматривание картины «Зимние забавы». Беседа по картине, составление предложений (приложение 7)

Физкультминутка «Снежки» (приложение 8).

Игра «Один-много» (приложение 9).

Художественное творчество.

Аппликация «Бусы на елку».

Цели: закреплять знания детей о предметах круглой и овальной формы. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы, чередовать бусинки разной формы.

Литература: Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий (4-5 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – С. 69-70.

Физкультура. 

 Тема: Занятие №28

Цель:    учить детей ходить по ограниченной поверхности, формировать умение сохранять устойчивое положение тела; развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать красоту. Грациозность, выразительность движений.

Литература: С.Ю.Фёдорова, Планы физкультурных занятий с детьми 4-5 лет. Москава-Синтез, 2020 с.49-50

Прогулочная карта №12 «Белый медведь».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Зима». Издательство «Учитель».  

Просмотр мультфильма «Дед Мороз и серый волк», 1937

1. Чтение: В. Ладыжец «Елочка».

2. Игра «С чем гуляют зимой» (приложение 10)

3. Игра «Подбери слово» (приложение 11).

4. Сюжетно-ролевая игра «Новогоднее кафе»

5. Подвижная игра «Замороженные» (приложение 12)

6. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Обучать Абрамову Машу, Барышникову Полину, Дошлова Артема, Дошлова Родиона, Голикова Савелия, Степанчук Александру, Яворович Лизу, Якимова Васю, Фет Максима качественному выполнению техники основных движений.

Среда 22.12

«День ёлки»

Утренний круг:

Разговор на тему: «Вот какие елочки»

Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Физкультминутка «Елка» (приложение 13).

Игра «Кто больше всех назовет красивых слов про елку»

Игра «На елку, под елку» (приложение 14).

Игра «Елке – иголки» (приложение 15).

Игра «Елочки» (приложение 16).

Музыка. По плану музыкального руководителя.

Литература: Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду: Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

Закрепить песни и танцы для Новогоднего утренника

Прогулочная карта №13 «Северный олень».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Зима». Издательство «Учитель».  

Просмотр мультфильмов «Тимошкина елка», 1966; «Ель», 1984

1. Чтение: Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин подарков».

3. Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» (приложение 17).

4. Подвижная игра «Не будите медведя» (приложение 18).

5. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить Артема К., Колю С., Матвея С., Вику М. играть
на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Четверг 23.12

«День елочной игрушки»

Утренний круг:

Беседа на тему «Новогодние игрушки» (приложение 19).

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.

Пальчиковая игра «Мы на елке веселились» (приложение 20).
Дидактическая игра «Чего не бывает на елке»
(приложение 21).

Художественное творчество.

Рисование «Наша нарядная елка».

Цели: учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями.

Литература: Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий (4-5 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – С. 70.

Физкультура на улице по плану воспитателя по физической культуре.

Прогулочная карта №14 «Морж».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Зима». Издательство «Учитель».  

Просмотр мультфильма «Новогоднее путешествие», 1959

1. Чтение С.Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин елочных игрушек». 

3. Подвижная игра «Дед Мороз» (приложение 22).

4. Подвижная игра «Два Мороза» (приложение 23).

5. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить Кристину О., Катю Б., Еву Ш., Варю С., Максима Ф. правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.

Пятница 24.12

«День Деда Мороза»

Утренний круг:

Беседа на тему: «Такие разные Деды Морозы» (приложение 24).

Цель: обобщить представления детей о главном герое новогодних праздников - Дедушке Морозе, познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира и их национальными героями этого праздника.

Дидактическая игра «Одень Деда Мороза».

Отгадывание загадок про деда Мороза и Снегурочку (приложение 25).

Физкультминутка «Мороз – красный нос» (приложение 26).

Физкультура. 

 Занятие №31

Цель:    учить детей ходить по ограниченной поверхности, формировать умение сохранять устойчивое положение тела; развивать эмоциональную сферу ребенка; воспитывать красоту. Грациозность, выразительность движений.

Литература: С.Ю.Фёдорова, Планы физкультурных занятий с детьми 4-5 лет. Москава-Синтез, 2020 с.51-52

Хореография. По плану педагога по хореографии.

Прогулочная карта №15 «Тюлень».

Литература: Батова И.С. Сезонные прогулки «Зима». Издательство «Учитель».  

Просмотр мультфильма «Зимняя сказка», 1945.

1. Чтение: А. Барто «Два снежка», «Дело было в январе»; В. Одоевский «Мороз Иванович».

2. Подвижная игра «Дети и зайчик» (приложение 27).

3. Подвижная игра «Елочки бывают» (приложение 28).

4. Вечерний круг.

Цель: обсуждение с детьми наиболее важных и интересных моментов прошедшего дня.

1. Учить бережно относиться к природе Соломонова Колю, Сохань Матвея, Дудко Сашу.

Чтение художественной литературы и заучивание наизусть

Понедельник: Чтение русской народной сказки  «Лиса лапотница». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.23. Разучивание наизусть русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.12.

Вторник: Чтение английской сказки «Три поросенка». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.62. Разучивание наизусть русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.12.

Среда: Чтение стихотворения А.Л. Барто «Снегирь». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.91. Разучивание наизусть русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.12.

Четверг: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.203. Разучивание наизусть русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.12.

Пятница: Чтение сказки Д. Биссета «Про поросенка, который учился летать». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.284. Закрепление русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?». Литература: Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. – 2-е изд.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – С.12.

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры (ходьба по массажным коврикам, босохождение), проветривание. Подвижные игры. Упражнять в ходьбе в колонне по одному с выполнением заданий.

Работа с родителями

 Создание новогодней поделки. Консультация «Новогодние украшения своими руками». Привлечение родителей к украшению группы к празднику.

Самостоятельная деятельность детей

Строительные игры с конструктором по замыслу детей. Цель: учить договариваться об общем замысле. Предложить детям для игровой деятельности спортивное оборудование (мячи, кегли, обручи).

Приложение 1. Игра «Подуй на снежинку».

Групповая комната украшена снежинками из бумаги на ниточках. Дети, входящие в группу, интересуются: «Что это?» «Это снежинки!»- отвечает воспитатель. Когда вы шли в детский сад, такие же снежинки падали на вашу одежду, из таких же маленьких снежинок состоит снег на улице.

Посмотрите в окно, снежинки падают, кружась в воздухе. Они очень красивые, легкие. Если дунуть на снежинку, она улетит. Вот и у нас в группе – кругом снежинки. Они такие же легкие. Подуйте на них (воспитатель следит за дыханием детей).

Приложение 2. Игра «Кружатся снежинки».

- Зашагали ножки,дружно по дорожке!

Раз-два, раз-два, дружно по дорожке,

Побежали ножки дружно по дорожке,

Раз-два, раз-два, дружно по дорожке!

Устали ножки! Остановились и увидели елочку. На стене, на ковролине –макет елочки, вокруг нее снежинки, на ветках –снег.

Ура (Руки вверх и хлопок над головой)

Елочка вот такая маленькая (Дети приседают и касаются руками коленей)

Ребята, вот вы какие большие! (Встали,руки вверх)

Налетел ветер, закачалась елочка (Наклонны вправо и влево)

Пошел снег,дети стали ловить снежинки! (Прыжки вверх и хлопки)

Каждый поймал красивую снежинку-пушинку (Повороты туловища,

И все закружились как снежинки (Кружатся).

Приложение 3. «Сказка о маленькой капельке».

Жила-была капелька. Там, где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. Однажды она так сильно устала, что не заметила как заснула. А когда она проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она притаилась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала легкой, как воздух и вместе с ветром улетела в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнуа. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не выдержала и рассыпалась на много-много мелких капелек. Понеслись они вниз, но по дороге замерзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже снежинкой»

Приложение 4. Подвижная игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,                Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком,                «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                        Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка –                Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика.                        Разводят руками, пожимают плечами.

Приложение 5. Подвижная игра «Снежки».

Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

Приложение 6. Загадки «Зимние забавы».

Две в руках, две на ногах —

Не провалишься в снегах,

А проедешь без труда,

Только лягут два следа.            (Лыжи и палки)

Неразлучные два братца

До зимы в углу хранятся,

А зимой бегут по льду

И рисуют на ходу.                    (Коньки)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.                   (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, губы – сучки,

Холодный, большой. Кто я такой?       (Снеговик)

Приложение 7. Показать детям картинку «Зимние забавы».

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так думаете?

- Кто изображен на картине?

1) Рассказать по картине, как зовут каждого из изображенных на ней детей и чем они заняты:

- «Аня катает снежный ком — она лепит снеговика.

- Уля едет на санках с горки—ух, как быстро!

- Оля катается на коньках, а Игорь—на лыжах.

Весело зимой!»

2) Задать детям несколько вопросов по картинке  и одновременно показывать на соответствующего ребенка на картинке:

 «Что делает Аня?»            (Аня лепит снеговика.)

«Что делает Уля?»             (Уля катается на санках.)

 «Что делает Оля?»            (Оля катается на коньках.)

 «Что делает Игорь?»         (Игорь катается на лыжах.)

Затем сформулировать вопросы иначе и задавать их, не указывая на детей, изображенных на картине:

«На чем катается Уля?»      (Уля катается на санках.)

 «На чем катается Оля?»     (Оля катается на коньках.)

 «На чем катается Игорь?»  (Игорь катается на санках.)

 «Что делает Аня?»               (Аня лепит снеговика.)

3) Предложите детям самостоятельно составить рассказ по картинке «Зимние забавы». Выслушайте 2-3 рассказа.

Приложение 8. Физкультминутка «Снежки».

Пойдем с нами на лужок, (шагаем на месте

Возьмем в руки мы снежок,  (наклониться и изобразить, что одной рукой взяли снег, поднимаем шарик вверх)

Белый да пушистый,  

На солнце серебристый.

Раз, два, три —

Лепим, лепим — посмотри. (изображать, что лепите снежки)

А теперь начнем кидать —

 И друг в друга попадать (бросать снежки вперед)

Раз, два, три —

Мы играем, посмотри! (хлопать в ладоши).

Приложение 9. Игра  «Один - много».

Я покажу картинку и назову слово, а вы скажете мне — много этого зимой бывает или нет. Вот так: Снег. — Зимой много снега».

Снежинка. — ... (Зимой много снежинок.)

Лед. — ...           (Зимой много льда.)

Сугроб. — ...     (Зимой много сугробов.)

Снеговик. — ...  (Зимой много снеговиков.)

Санки. — ...       (Зимой много санок.)

Горка. — ...        (Зимой много горок.)

Приложение 10. Игра «С чем гуляют зимой»

- Посмотрите на картинки. Что здесь изображено?    (Игрушки)

Назовите их.  (Коньки, прыгалки, лошадка, велосипед, санки, лыжи)

Скажите, какую игрушку вы возьмете гулять зимой?

Вот так: «Я возьму гулять санки».

Ребенок выходит, выбирает картинку, составляет предложение.

Приложение 11. Игра «Подбери слово»

Я хочу прочитать вам стихотворение, но забыла некоторые слова. Я буду показывать картинки или движения, а вы мне подсказывать эти слова.

Читать стихотворение, не договаривая последнее слово. Попросить детей его назвать. Тот, кто первым называет рифму, получает показываемую вами картинку.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).        

А на улице мороз

Щиплет щеки, щиплет... (нос), (покажите руками соответствующие движения)

Мы не ели, мы не пили —

Бабу снежную... (лепили).        (покажите рисунок)

Зимний спорт теперь нам ближе —

Помогают в этом... (лыжи).       (картинка)

На льду погасли огоньки —

 Снимаю я свои... (коньки).    (картинка)

Зимним вечером видна

 В небе желтая... (луна)  (покажите рисунок)

Из трубы летят колечки —

 Это дым из нашей... (печки)     (покажите рисунок)

Приложение 12. Подвижная игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты — Дед Мороз! 

После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,

 разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).  

Приложение 13. Физкультминутка «Елка»

Горит огнями елочка,
Под нею тени синие, (Поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки,
Как будто в белом инее. (Опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются. (Наклоны вправо, влево)
Во всех домах, по всей стране
Ребята улыбаются (Ходьба на месте, улыбка)

Приложение 14. Игра «На елку, под елку»

Задавайте крохе вопросы: «Куда мы положим эту коробку? На елку? Нет. Под елку». Говорите: «Этот шарик синий, его мы повесим на елку. Где он будет находится – вверху или внизу? Справа или слева?»

Приложение 15. Игра «Елке иголки»

Вырежьте из картона треугольники. Предложите ребенку «надеть» иголочки елочке из прищепок.

Приложение 16. Игра «Елочки»

В нашем лесу растут елочки различной высоты. Покажи самую высокую елочку, самую низкую.

 

Приложение 17. Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» — строят льдинки.   

Приложение 18. Подвижная игра «Не будите медведя»

Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать  волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.

Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой

- Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах.  По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.

Приложение 19. Беседа «Новогодние игрушки»

Трудно найти человека, который бы не любил Новый год. Красивый обычай украшать ёлку возник много лет тому назад.
Существовало поверье, что на деревьях обитают духи, от которых зависят будущий урожай и судьба каждого человека, поэтому духов нужно уважить разнообразными подарками. Долгое время ёлки украшали едой – изюмом, конфетами, орехами, печеньем, кренделями, фруктами, яблоками.
Позже стали изготавливать более нарядные украшения. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги.
И вот много, много лет назад по указу царя Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как в других странах. Все должны были поздравлять родных и знакомых с праздником и наряжать елки. Новогодние гулянья обязательно сопровождались играми, песнями, танцами.

И вот в 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника. Поэтому ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем Новый год.

Так какими же игрушками раньше украшали ёлочку? Давайте посмотрим иллюстрацию: Стеклянными, картонными, ватными, фарфоровыми.
В военные годы пленные немцы научили наших мастеров выдувать шары и бусы. Когда было время военное, то и ёлочные украшения делали такие - солдатиков, самолёты, различные боевые машины. Даже на шарах рисовали военные сражения.
Когда наступило мирное время, игрушки тут же превратились в сказочных персонажей, в домики и ёлочки, в животных, в овощи и фрукты и, конечно же, во множество разноцветных шаров.
А вот посмотрите - ёлочка ваших пап и мам, дедушек и бабушек
Сейчас ёлочку, чаще всего украшают разноцветными шарами и разными игрушками, стеклянными и пластмассовыми, они очень удобны в применении и не разбиваются.
А бывают ёлочки необычные: из шаров, из пончиков, из мишуры и еще множество разных, на какие только хватит фантазии.
Каждый год разные города нашей страны на главной площади своего города ставят елки. Они большие, все в огнях и переливаются разными цветами. И это просто сказочно!
Ну и конечно все дети у себя дома наряжают своих зеленых красавиц.

Приложение 20. Пальчиковая игра «Мы на елке веселились»

Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились (Ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес. («Шагать» средним и указательным пальцем по столу).
Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши).
Конфеты в бумажках синих, (Загибать на одной или обеих руках пальцы, начиная большого).
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.

Приложение 21. Дидактическая игра «Чего не бывает на ёлке».

- Я буду называть предметы, когда вы услышите название ёлочной

игрушки, вы должны поднять руки вверх и сказать «Да». Когда назову ту

вещь, которая не висит на ёлке, надо промолчать.

Шарики цветные,

Бусы расписные,

Рваные ботинки,

Зимние картинки,

Яркие игрушки,

Звонкие хлопушки,

Модные футболки,

Воющие волки,  

Мишура колючая,

Крапива очень жгучая,

Звонкий колокольчик,

Ароматный пончик,

Лазерные диски,

Сладкие ириски,

Дождик серебристый,

И снежок искристый

Приложение 22. Подвижная игра "Дед Мороз".

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я — Мороз Красный Нос,                Дети прыгают навстречу  воспитателю, как зайчики.
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!                 Воспитатель пытается поймать ребят.

 Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).

Приложение 23. Подвижная игра "Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

 Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

"Мы — два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я — Мороз Красный Нос,
Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?"
Дети:
"Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!"

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

Приложение 24. Беседа «Такие разные деды Морозы»

Новый год самый любимый праздник ребят. Еще до прихода Нового года повсюду открываются новогодние базары, зажигаются огни на ёлках. В каждом доме к его приходу готовятся и дети и взрослые. В полночь 31 декабря с последним ударом часов наступает Новый год. Утром под ёлкой дети находят подарки оставленные Дедом Морозом и Снегурочкой. Так бывает в России. А в других странах?

Дед Мороз появился давно. Это тот волшебник, который приходит всех и каждого поздравить с наступающим Новым годом и Рождеством. И, конечно же, не с пустыми руками. Обязательно с подарками. В каждой стране его зовут по-разному.

Давайте познакомимся с заграничными коллегами нашего Деда Мороза.

Дед Мороз разных странах мира - это родственник нашего любимого деда. 

С 1998г официальной резиденцией Деда Мороза в России считается Великий Устюг. С 2005 г официальным днём рождения Деда Мороза считается 18 января, когда в Великом Устюге обычно ударяют первые сильные морозы.

Сейчас мы с вами отправимся в новогоднее путешествие с ветром по разным странам и посмотрим, какие там Деды Морозы. Готовы? (звучит фонограмма ветра, вьюги).

-А приземлимся в Бельгии и Польше. Здесь нас встретит новогодний дедушка - Святой Николай. Он считается самым первым Дедом Морозом. Он оставил, приютившим его, семье золотые яблоки в башмачке перед камином.

-Во что одет Святой Николай? (Носит белое платье и шляпу).

-Это платье называют мантией, и ездит он на коне, сопровождаемый слугой-мавром Чёрным Петером, который помогает нести тяжёлый мешок с подарками для послушных детей. Шалуны подарков не получают — для них Чёрный Петер носит розги. Что такое розги и для чего они нужны? (затруднились ответить) Розги – связанные в пучки или используемые по одному побеги ивы, берёзы, орешника, деревьев и кустарников, тонкие упругие и гибкие прутья, используемые для телесного наказания — порки за непослушание. В процессе изготовления розог их часто отмачивали в солёной воде, для придания им большей упругости.

-Перенесёмся во Францию. Здесь два деда Мороза. Одного зовут Пер Ноэль («Рождественский Дед», а второго Шаланд. Расскажите о наряде Пер Ноэля? (Во Франции дедушка с посохом и в широкой шляпе). Кладёт подарки детям прямо в дымоход. А вот второй – Шаланд – бородатый старик. Во что он одет? (Меховая шапка и тёплый дорожный плащ). Вместо мешка – корзина с розгами для ленивых и непослушных детей.

-Италия. В Италии в Новый год к детям приходят дедушка Бабо Наттале и добрая фея Бефана. Послушным детям они дарят подарки, которые оставляют на балконе, а ленивым и капризным достаётся лишь уголёк.

Итальянские дети верят, что Бефану приносят звёзды. Она проникает в дома через печную трубу и кладёт подарки в чулочки.

В Швеции тоже два Деда Мороза: сутулый с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссам. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки. Посмотрите на экран, где могут быть оставлены подарки?

-А вот Норвегия. Кто здесь раздаёт подарки детям? (Подарки детям раздают маленькие человечки). Этих человечков называют домовыми — ниссе. Во что они одеты? (Они носят вязаные колпачки) Я открою вам небольшой секрет: они очень любят сладкое. Поэтому, чтобы задобрить их и получить больше подарков, дети в канун Нового года раскладывают по дому в укромных уголках разные лакомства. (Куклы Морозов выставляются на стол с целью сравнения одежды).

Приложение 25. Загадки

Весь он в золоте сверкает,

Весь искрится при луне,

Ёлку в бусы наряжает,

И рисует на стекле.

Он такой большой проказник –

Ущипнет за самый нос.

К нам сюда пришёл на праздник.

Кто он, дети? (Дед Мороз)

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка).

Приложение 26. Физкульминутка «Мороз Красный нос»

Ой, Мороз Красный нос,

Мы тебя все знаем.

(Хлопки в ладоши.)

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем.

(Руки вытянуты вперед, поклон.)

Ой, Мороз Красный нос,

Бей сильней в ладоши!

(Хлопки в ладоши.)

А у нас веселей

Затанцуют ножки!

(Ножка на носок, пятку.)

Я, Мороз Красный нос,

С белой бородою.

(Показать бороду.)

Ущипну, так до слез,

Не шути со мною.

 (Взять себя за нос.)

Для чего, почему

(Поднимает плечи вверх, удивляемся.)

Должен я сердиться

Я пришел к вам, друзья,

(Ходьба на месте.)

Чтобы веселиться!

(Хлопки в ладоши.)

Приложение 27. Подвижная игра «Дети и зайчик»

Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:

Зайчишка беленький,
Зайчишка серенький,
Выйди с ними погулять,
Будем весело прыгать:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг.
На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногах
На слова воспитателя:

 Зайчик, тихо попрыгай
И кого хочешь выбирай!

Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.

Приложение 28. Подвижная игра «Елочки бывают» 
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!

Ведущий играет, стараясь запутать детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план на апрель средняя группа

методическая разработка календарно-тематического плана...

календарно тематическое планированирование права ребенка средняя группа

планы на неделю права ребенка в сказках средняя группа...

Проект в средней группе детского сада "Новый год у ворот"

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на ...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Новый год у ворот»

Сроки реализации проекта: 4 недели (с 2 декабря – 30 декабря), краткосрочный. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель. Домини...