Методическая разработка для воспитателей и старших воспитателей ДОУ.
методическая разработка

Шумилова Екатерина Анатольевна

Описание: данный материал могут использовать педагоги ДОУ, старшие воспитатели  в работе с родителями и воспитанниками

Цель: теоретическое обоснование и практическая реализация современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  «ДЕТСКИЙ САД № 26»

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ  

Методическая разработка

«Использование современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации»

                                                                                                         Автор разработки:

Шумилова Екатерина Анатольевна

Старший воспитатель 1 категории

г. Еманжелинск-2021

Пояснительная записка.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет приоритетное место взаимодействию с родителями как полноценными равноправными участниками образовательного процесса.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (ст.44). В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на изучение ДОУ родителей с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей как его равноправных составляющих, возможно при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи.

В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института и со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Проблемами изучения семьи в отечественной практике дошкольного образования занимались такие учёные, как Г. Т. Хоментаускас, О.Л.Зверева, Овчарова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова и др.

Потребности родителей в дошкольном образовании отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами – от места жительства семьи до уровня её материального благосостояния. Отсюда и разная оценка качества, разное понимание «хорошего» дошкольного образования. Одних устраивает просто питание, присмотр и наличие каких либо занятий с детьми. Другим необходимы особые условия, определённый перечень занятий и даже объём знаний, которыми должен овладеть ребёнок. Поэтому, очень важно, педагогу владеть всей этой информацией, учитывать её и уметь ею правильно распоряжаться.

Описание: данный материал могут использовать педагоги ДОУ, старшие воспитатели  в работе с родителями и воспитанниками

Цель: теоретическое обоснование и практическая реализация современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации.
Задачи:

1. Рассмотреть изучение семьи как педагогическую проблему

2. Изучить современные технологии изучению семьи в дошкольной образовательной организации.

 3. Апробировать проективные технологии изучения семьи в дошкольном образовательном учреждении.

Преимущества и риски реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО

Таб.№1

Методика

Преимущества

Риски

Анкета

-Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

-Возможность осуществления компьютерной обработки информации.

-При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

-Позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов

-Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.

-Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

-«Поверхностный» слой мнений

Интервью

-Повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок

-Маневренно и легко приспособляемо

-Метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование

-Дает возможность исследовать глубинные мотивы

-Требуются квалифицированные специалисты,  для проведения глубинных интервью

-Сложностью поиска интервьюеров

-Сложность обработки и интерпретации, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов

Индивидуальные беседы с родителями

-Больше свободы в отличие от интервью, не нужно придерживаться конкретных вопросов.

-Возможность наблюдать собеседника, видеть живую  реакцию

-Невозможность использования технических приёмов.

-При первичном опросе эксперт может задавать нечётко сформулированные вопросы

-Возможно снижение объективности

Наблюдения

-Позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

-Дает возможность одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

-Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

-Оно позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

-Эффект первого впечатления

-Усталость наблюдателя и наблюдаемого

-Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

-Необходимость больших ресурсных затрат

Посещения семьи

-Родители могут быть более открыты для общения

-Можно лучше узнать условия, в которых живёт ребёнок

-Дает возможность увидеть педагогические просчеты семейного воспитания, обсудить конкретные ситуации

-Происходит вторжение в личную жизнь семьи, возникают трудности установления необходимых контактов

Психоло-педагогические тренинги

-Они позволяют судить о психологии человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем 
-Приобретение новых навыков и моделей поведения
-Приобретение веры в себя, лучше узнать и понять себя

-Есть возможность узнать много нового о своём ребёнке

-Не всегда участники идут на контакт и говорят о своей проблеме другим людям
-Страх быть непонятым. Поэтому некоторые закрываются и не включаются в работу на тренинге

Тестирование рисунков

-Воспринимается участником как игра, не осознается цель

-Валидность проблематична,

не существует стандартов

-Субъективность интерпретации,

требуют широкой теоретической подготовки

-Трудоемки

Мини-сочинения

-Свобода раскрытия темы, никаких ограничений

Требуется оценка узкого специалиста

Игровые методики

-Вызывают живой интерес

-Игра детей спонтанный и естественный процесс

-Трудоёмки в обработке полученных данных

-Затраты на подготовку

Проективные методики

-Они валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Эта методика менее субъективна и мало подвержена случайным, ситуативным влияниям.

Возможность проекции - перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств

-Трудоемкость и значительные временные затраты

Такой анализ позволит педагогу грамотно осуществлять отбор диагностических методик в соответствии с особенностями современной семьи.

Практическая реализация использования проективных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации осуществлялась на базе МКДОУ «д/с №26» города Еманжелинска. Анализ работы в данном направлении, позволил выявить ряд проблем в организации диагностической работы по изучению семьи: в основном педагоги используют заочные методы изучения семьи, которые не дают педагогу возможности определить уровень детско-родительских отношений, т.к. это, в основном, социологический инструментарий. Поэтому необходимо использование более информативных диагностических технологий с целью изучения микромира семьи.

Совершенствуя диагностическую работу по изучению семьи, были апробировали следующие современные технологии [4]. Например, метод «мини-сочинения» (автор-В.В. Столин, адаптация-А.И. Тащевой). В сочинениях родители написали о характере ребенка, его интересах, способностях. Анализ осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение. При анализе родительских сочинений, появилась возможность узнать о наличии или отсутствии у них компетентностного опыта, знаний и умений в воспитании ребенка, наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю. Это позволило определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии.

Проективные методики – диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик: испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа, тактики поведения через рисунок или текст; деятельность тестируемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора [3]. В процессе апробации проективных технологий возникли проблемы недостаточного инструментального обеспечения для проведения диагностических исследований, поэтому возникла необходимость в разработке или модификации имеющегося диагностического материала. Ведь очень важно, чтобы диагностический инструментарий был адекватен возрастным особенностям ребёнка, отражал современный социокультурный аспект, имел простую квалиметрическую обработку. Так появились тематические блоки с вариантами вопросов для проведения проективной беседы.

Тематический банк был составлен с учётом возрастных особенностей детей средней группы, основных психических новообразований этого возраста, задач программы, запросов родителей. Примеры приведены в таблице.

Тематический банк для проективной беседы

Таб.№2

Название

Возрастные особенности

Цель

Процедура проведения

Содержание

«Формирование эмпатии»

У детей 4-5 лет, формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Диагностирование отношения ребенка к проблемным ситуациям, а также на выявление ценностей, конфликтов и значимых переживаний ребёнка.

Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Если у меня забрали игрушку, то я…

Иногда я плачу потому что…

Если меня обзывают другие ребята, я…...

Бывает, надо мною смеются друзья, и я…..

Я люблю, когда меня хвалят, за то, что….

Я расстраиваюсь, когда……

У меня портится настроение, если….

«Формирование ответственности»

Ребенок 5-6 лет способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Проявляет ответственность за начатое дело.

Выявление уровня ответственности у ребенка.

Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро.

Давай, поиграем с тобой? Ты готов?

Мама попросила тебя помочь накрыть на стол, ты…

Обычно, когда папа просит убрать меня в своей комнате, то я…..

Моя мама часто поручает мне делать….

Если мне дома говорят, что очень поздно и пора спать, я……

Если меня предупредили родители не подходить к открытому окну, то я…

Имея в наличие готовые тематические блоки для беседы, педагог сможет использовать их в своей диагностической работе, опираясь на запротоколированные ответы детей, сделать выводы и адресно работать с каждым ребенком и его семьей, что обеспечивает в целом результативность взаимодействия. 

Таким образом, проективные методики естественным образом вписываются в образовательный процесс не только как беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, как проблемная ситуация социального характера. А так же их можно разнообразно и вариативно использовать в течение всего дня,  что создаёт педагогу дополнительные возможности для сбора информации.  

Заключение.

 На основании полученной информации появилась возможность адресного сопровождения семей воспитанников с учётом выявленных проблем, повысился уровень консультативной работы с родителями.

Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с детьми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимоотношения с ребёнком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей уже не считаются чем-то чуждым и находят применение в практике семейного воспитания. Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.

Список литературы.

  1. Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович / Вопросы психологии. 2012. - №4. – С. 74-82.
  2. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова / Психологический журнал . 2011. №1. - С. 3-16.
  3. Варга, А.Я. Система семейной психотерапии. / А.Я. Варга - СПб., 2001. – 145 с.
  4. Лахова, Е.Ф. Проблемы семьи и семейной политики в России / Е.Ф. Лахова / Социальная работа с семьей. - 2010. - № 4. - С. 37.
  5. Каптерев П. Ответственность родителей перед детьми./ П.  Каптерев - М. 2002. – 154 с.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

Рецензия.

В предложенном материале рассмотрены понятия «современные технологии изучения семьи» в дошкольной образовательной организации, «проективные методики», «мини-сочинения» и освещено применение некоторых технологий на практике. Представлена таблица с описанием преимуществ и рисков реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО, в помощь воспитателю для грамотного осуществления отбора диагностических методик.

        Предложенные материалы окажутся интересными для педагогов детских садов, а также для родителей.

Заведующий МКДОУ  «д/с № 26» С.А Яцынич

Дата: 2021-10-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планы. методические разработки, сценарии, из опыта работы воспитателя старшей группы.

проведение и сценарии празников, методики развития представления о математике, и множественные другие маетриалы...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Методическая разработка НОД воспитателя с дошкольниками старшей группы на тему «В гости к сказке»

Цель данной разработки развитие речевого творчества дошкольников в процессе совершенствования познавательно –речевых навыков посредством театрализованной деятельности. Разработка может быть полезна...

Методическая разработка. Образовательный проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей для старшей группы " Энциклопедия здоровья".

Цель моего образовательного проекта расширить знания детей о здоровом образе жизни, о полезной еде для человека,о строении тела человека, об органах чувств.А самое главное - это совместное создание " ...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»

Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений о...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Методическая разработка для воспитателей детей старшего дошкольного возраста: «По внедрению социо - игровой технологии».

Автор  методической разработки: Воспитатель  1 категории. Меринкова Надежда Михайловна. Педагогический стаж  23 года.Место проведения:  МАДОУ «Детский сад №16 общеразвивающег...