Проект «С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу»
проект (средняя группа)

Злобина Анастасия Анатольевна

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо. Им бывает трудно понять, что они видят по телевизору - или слышат от других людей, - поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Необходимо воспользоваться возможностью напомнить им о правилах гигиены, не внушая новых опасений. Рисование, истории и другие методы, помогут ребенку понять необходимость соблюдения определенных правил.

Один из лучших способов защитить детей от коронавируса и других заболеваний - это просто поощрять регулярное мытье рук.

Объяснение, как прикрывать локтем кашель или чихание, что лучше не подходить слишком близко к людям, у которых есть эти симптомы, и умение оценивать свое состояние здоровья.

Соблюдение привычного распорядка дня поможет детям избежать стресса. Дети должны осознать, что каждый заслуживает безопасности, и люди помогают друг другу, проявляя доброту и щедрость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zlobina.docx58.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

города Губкина Белгородской области

Проект

«С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу»

Подготовили:

Злобина А.А.,  воспитатель

2021 г.

Проект «С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу»

Проект разработан и реализуется  в соответствии с  «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

Нормативно - правовое обеспечение проекта

«Закон  об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г  требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление  от 22.07.2010г. N 91  «Об утверждении  СаНпиН 2.4.1.2660-10»). 


Тип проекта – познавательный экспериментальный.

Продолжительность проекта: 2 месяца (1 сентября по 1 ноября)

Участники проекта - дети средней группы, педагоги, родители.

Цель: Создание условий для приобщения детей к здоровому образу жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий и игровых приёмов.

Задачи:

Систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

Формировать устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, развитию положительных эмоций.

Воспитывать умение оценивать свое состояние здоровья.

Актуальность:

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо. Им бывает трудно понять, что они видят по телевизору - или слышат от других людей, - поэтому они могут быть особенно уязвимы к ощущениям тревоги, стресса и расстройства. Необходимо воспользоваться возможностью напомнить им о правилах гигиены, не внушая новых опасений. Рисование, истории и другие методы, помогут ребенку понять необходимость соблюдения определенных правил.

Один из лучших способов защитить детей от коронавируса и других заболеваний - это просто поощрять регулярное мытье рук.

Объяснение, как прикрывать локтем кашель или чихание, что лучше не подходить слишком близко к людям, у которых есть эти симптомы, и умение оценивать свое состояние здоровья.

Соблюдение привычного распорядка дня поможет детям избежать стресса. Дети должны осознать, что каждый заслуживает безопасности, и люди помогают друг другу, проявляя доброту и щедрость.

Ценность данного проекта в том, что он поможет детям осознать значимость соблюдения гигиенических требований.

Дети каждый день моют руки с мылом, не задумываясь о его значении, свойствах, разнообразии, способах изготовления. Мыло – это удивительное достижение человечества, которое помогает бороться с болезнями и поддерживать чистоту тела. Но не все дети любят им пользоваться, не в состоянии оценить его значение в жизни человека. 

Комплексный подход к данной теме, подборка дидактических игр, картотека занимательных опытов, конспекты непосредственно образовательной деятельности помогут сформировать значимость здорового образ жизни для дошкольников.

Предполагаемый результат.

Создание необходимых условий для экспериментирования, привитие культурно-гигиенических навыков.

Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности.

Формирование и расширение знаний о свойствах мыла; использовании его в творческой деятельности.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», «Творим, изменяем, преобразуем».

2. Цветкова И. В. «Игры и проекты» Ярославль; Академия, развития 1997г.

3. Прищепа С. С. «физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». Методическое пособие С.С Прищепа – М.ТЦ «Сфера» 2009-89-90с.

4. Крылова Н.И. «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ. Методическое пособие – Волгоград: издательство «Учитель» 2009 164-169с.

5. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в средней группе детского сада – М. Мозаика Синтез ,2010-7с.

6. Программа «Здравствуй» - М.: Мнемозина, 2004 – 248с. Автор М. Л. Лазарев.







Перспективный план проекта «С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу»


Дидактические игры

Беседа, НОД

Опыты

Чтение, изо

сентябрь

«Угадай, что в мешочке»

«Перемешанные картинки»

Беседа «Почему нужно мыть руки»

«Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»

Цель: выявить свойство воды: вода не имеет определенную форму.

Н, Гернет: «Хорошая вода»

Рисование «Веселые капельки»

2 неделя

«Водичка – водичка»

«Полезное – неполезное»

НОД «Чистота – залог здоровья»

«Прозрачная вода может стать мутной»

Цель: выявить свойство воды – прозрачность.

М. Гумилевская: «Рассказ о водяной капельке»

Рисование «радуга – дуга»

3 неделя

«Вымой руки»

«Было – стало»

НОД «История создания мыла»

«Вода может литься, а может брызгать»

Цель: выявить свойство воды – жидкость.

М. Аким «Мыло»

Рисование «Солнышко и дождик»

4 неделя

«Сделаем лодочки»

«Правила гигиены»

НОД «Волшебная водичка и помощнице мыло»

«Руки станут чище, если помыть их водой»

Цель: выявить свойство воды – вода хороший растворитель веществ.

Зазнобина Л., Ковенько Л. «Моя первая книжка о превращениях в природе»

Рисование «Выдувание из трубочек»

октябрь

«Мыльные перчатки»

«Азбука здоровья»

НОД «Кто такие микробы»?

«Пена в стакане»

Цель: показать, что мыло хорошо пениться в воде.

К. Чуковский «Мойдодыр» «Федорено горе»

Рисование «Кляксография из трубочек»

2 неделя

«Умывалочка»

«Назови виды спорта»

НОД «Мыло расчудесное»

«Мыльные пузыри»

Цель: обучение детей выполнять дыхательные упражнения для выдувания мыльных пузырей.

Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры»

Рисование «Рыбки в аквариуме»

3 неделя

«Фонтанчики»

«Что нужно кукле»

НОД «Учимся держать дистанцию»

«Взаимодействие воды с другими веществами»

Цель: наблюдать процесс попадания воздуха в воду.

Н. Рубцов «Болеть не интересно»

Рисование «Монотипие»

4 неделя

«Что такое хорошо, что такое плохо»

«Полезные и вредные продукты»

Беседа «Чтобы быть здоровым»

«Вода основной источник жизни»

Цель: подвести к пониманию значения воды для всего живого.

В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»

Рисование «Овощи и фрукты полезные продукты»





НОД «Чистота – залог здоровья»

Цель: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человека.

Задачи:

Расширить представления о необходимости гигиенических процедур показать их важность для сохранения здоровья;

Формировать представления о свойствах мыла, его пользе;

Воспитывать интерес к физической культуре.

Ход НОД

Воспитатель вносит сундучок.

Сундучок не пустой

В нем вопрос непростой.

В нем много еще чего –

Откроем-ка мы его!

Есть подсказки у меня,

Отгадайте-ка друзья!

Загадки

Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю

Им утру потоки слез

Не забуду и про нос (Носовой платок)


Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было,

Что, ребята? (Мыло)


Вытираю я, стараюсь

После бани паренька

Все намокло, все измялось-

Нет сухого уголка. (Полотенце)


Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)


Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит (Зубная щетка)

Все это предметы личной гигиены. Они помогают человеку быть чистым и опрятным.

Для чего нужно следить за чистотой своего тела?

Чистота – залог здоровья

Послушайте историю, про одного маленького поросенка, который очень любил мыться.

Почему, если грязный ребёнок,
Называют его «поросёнок»?
Это слышать мне очень обидно,
Обижать поросёнка так – стыдно.

И грязнулей считают напрасно.
Поросёнком быть – это прекрасно.
Посмотрите, я просто картинка:
Хвост крючком, а на спинке щетинка.

Я весь розовый, словно конфетка,
Пятачок вытираю салфеткой,
А копытца свои чисто мою
С детским мылом проточной водою.

Не люблю я барахтаться в луже –
Моюсь в ванной я, или под душем.
Пусть старается каждый ребёнок
Быть чистюлей, как я, поросёнок.

Внести игрушку поросенка Чуню.

Чуня очень любит мыло и зубной порошок.

У Чуни много друзей и они помогают поросенку следить за здоровьем. Мышка научила его правильно мыть руки.

Пальчиковая игра «Мышка мыла лапки»

Мышка мылом мыла лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно:

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.

Зайчик познакомил Чуню с полезными продуктами.

Д\игра «Полезные продукты»

Маленький цыпленок научил Чуню делать зарядку по утрам и заниматься физкультурой.

Физминутка «Цыпленок»

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день крутил

Влево, вправо повернул

Ножку левую согнул.

Потом правую поднял,

И затем на обе встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо,

Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел.

Червячка себе нашел.

Чуня очень любил водные виды спорта. Показать иллюстрации и повторить название (плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание).

У поросенка много друзей, и они вместе следят за своим здоровьем и занимаются спортом.

Просмотр мультфильма «Чуня» 1968 года.

Беседа по сюжету фильма.

НОД «История создания мыла».

Цель: расширение представления детей о мыле.

Задачи:

Систематизировать знания о мыле, его свойства, истории изготовления.

Воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.

Ход НОД

Воспитатель вносит в группу «Чудесный мешочек»

Д/игра «Угадай что»

После обследования предмета (твердое, прямоугольное, овальное, пахучее) загадать загадку.

В нарядных обвертках
Лежат шоколадки,
Они несъедобны
И вовсе не сладки.
Горьки, и пахучи,
И грязь им не мила
Да это же, братцы,
Обычное….. .
(Мыло)

Рассмотреть и описать предложенное мыло.

Для чего оно предназначено?

Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!
Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.
Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый!)
Руки мыть перед едой!

Вы можете представить свой дом без мыла?

Как в семье используете мыло и почему?

История мыла насчитывает около 6 тысяч лет, но даже до его появления люди пытались очищать свое тело с помощью различных средств.

Например, древние греки времен обтирали тело мелким песком, привезенным с берегов Нила, а древние египтяне умывались растворенным в воде пчелиным воском. Дикие галльские племена делали из золы дерева и сала специальную мазь, а скифы растирали в порошок древесину кипариса и кедра, добавляя к нему воду и ладан, натирая этой смесью тело и соскребая ее вместе с грязью.

Показать и рассмотреть в контейнерах песок, золу, пчелиный воск, древесную стружку.

При взаимодействии с водой грязь смывалась с тела.

Можно ли было при помощи этих средств отстирать одежду?

Физминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

История мыловарения началась в Древнем Египте. Это теория подтверждается древними папирусами, в которых описано, что мыло изготавливали из животных и растительных жиров, нагретых вместе с щелочными солями и содой.

Такое мыло очищало тело и одежду.

В городах и небольших населенных пунктах в мыловарнях изготавливали разнообразные мыла.

Для создания мыла использовали лошадиное, свиное, баранье и говяжье сало; китовый, рыбий и костяной жир; различные растительные масла.

Сказка «Давным давно»

Очень давние времена на земле жили только черные люди. Наверное, тогда и день был черным. Почему? Потому что никто не умывался, не мылся, ходили все черными, чумазыми и грязными, а мыла тогда еще не было. Когда мыло появилось и люди впервые вымылись с мылом, то они сразу стали хорошо выглядеть: волосы у них заблестели, как шелк, глаза засияли.

Но сначала мыло было жгучим и горьким, когда утром мамы мыли детей, то все они плакали и кричали. И тогда, наконец, создали мыло душистое, нежное, которое пахнет цветами и фруктами. Дети очень обрадовались.

После этого мылом помылись все, но одежда оставалась грязной. И вот одна женщина попыталась постирать одежду. Она взяла мыло, воду и начала стирать. И произошло чудо, люди заметили, что из мыльной пены можно надувать замечательные пузыри.

С тех пор как появилось мыло - все стали чистыми и опрятными.

Д\и «Что для чего» (Моющие средства: стиральный порошок, шампунь, средство для мытья посуды, мыло, гель для душа) . показать, что эти средства хорошо пенятся.







НОД «Волшебная водичка и помощнице мыло»

Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

Сформировать у детей понятие, что вода и мыло - главные помощники в гигиене.

Совершенствовать практические умения по пользованию мылом и водой.

Способствовать развитию любознательности, желанию узнать что-то новое.

Ход НОД

Только солнышко засветит,
Умываются коты.
Рано утром на планете
Чистым должен быть и ты.

Утром чистят мех еноты
И купаются бобры.
У кого-то день работы,
У кого-то час игры.

Умываются лисицы,
Умываются слоны.
Все на свете этом лица
Быть чисты с утра должны.

И макаки, и гориллы,
И зеленый крокодил
Нос намыливают мылом,
Чтобы самым чистым был.

Птички чистят перья утром,
Умываются кроты.
Поступают звери мудро.
Будь же умницей и ты.

Все умылись, папы, мамы,
Детки с раннего утра.
А теперь - на кухню прямо!
Детям завтракать пора.

Предложить для рассматривания предметы личной гигиены (мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце).

Д\игра «Загадай и назови»

Загадка

Она помогает нам чистыми стать,

Посуду помыть и белье постирать.

Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.

Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.

Мы с ней очень-очень дружим,

Часто моемся под душем.

Для чего нужна вода?

Где можно встретить водичку?

Какую воду можно пить?

Какой водой посуду мыть?

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)

Опыты с водой и мылом

Рассмотреть воду. Определить ее свойства (жидкость прозрачная без запаха и вкуса, течет, сохраняет форму емкости). Помочь детям с формулированием выводов.

Рассмотреть мыло. Определить его свойства (твердое, в форме прямоугольного брусочка, имеет запах).

Опыт 1

«Игра с мыльной пеной»

Дети намыливают руки мылом до появления пены.

Проговаривают:

«Моем, моем, моем–

чисто, чисто, чисто,

Будут ручки чисты, чисты, чисты».

Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена.

Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.

Вывод: при взаимодействии с водой мыло легко растворяется, образуя мыльную пену, которая легко удаляет грязь.

Опыт 2

«Почему изменилась вода»

Обратить внимание, что после взаимодействия с мылом вода стала мутной с жировыми пятнами на поверхности.

Вывод: вода легко растворяет вещества и усваивает их свойства.

Опыт 3

«Мыльная пена»
Взбить мыльную воду венчиком и понаблюдать образование мыльных пузырей на поверхности воды.

Вывод: при быстром взаимодействии движения мыльная вода образует обильную пену мыла.

Такой мыльной пеной хорошо мыть волосы.

Сказка про Радугу.

Решила отправиться радуга (имя ребенка) в морское приключение. Собрала самые нужные вещи, построила кораблик из бумаги и отправилась в путь.

Дул теплый ветерок, удаляя кораблик с радугой все дальше от берега.

Радуга смотрела в бинокль, и вот на горизонте появился мыльный остров, на его холмах возвышались мыльные деревья с большими кронами из мыльных пузырей, а с острова радуге махали пенные человечки.

Радуга тоже помахала им рукой и поплыла дальше. Впереди уже виднелся мочалочный айсберг, и надо было быть очень аккуратной, чтобы не сесть на мель.

Мимо кораблика проплыла стая зубных щеток. Они весело плескались, игрались и изредка перепрыгивали через кораблик. Радуга засмотрелась на них и сама не заметила, как заплыла в шампуневую бухту.

Как же она испугалась. Ведь радуга совсем не любила мыть голову! Ей совсем не нравилось, когда пенка попадала в глазки или по лицу текла водичка. Она попыталась повернуть кораблик в другую сторону, но веселый ветерок все быстрее приближал ее к шампуневой тучки.

Радуга нагнулась, пытаясь не попасть под нее, но шампуневая тучка только засмеялась и начала пенить головку радуге. От этого в разные стороны полетело много ярких пузырей. Тучка делала да голове радуги смешные фигурки и превращала ее то в птичку с хохолком, то в солнышко с лучиками, то в коровку с рожками.

Радуге очень понравилось мыть голову, ей было очень здорово и весело и они еще долго играли с шампуневой тучкой. А потом кораблик понес радугу к водопаду. Она набрала воздуха, зажмурилась и быстро прокатилась под ним смыв с себя весь шампунь.

Теперь радуга каждый вечер путешествует по морю и обязательно заплывает в гости к любимой шампуневой тучке.

НОД «Кто такие микробы»?

Цель: формирование понятий микроб и вирус.

Задачи:

Знакомить с прямым и непрямым путем передачи инфекции; закрепить знания о способах профилактики инфекционных заболеваний.

Воспитание устойчивых культурно-гигиенических навыков.

Ход НОД

Внести изображение мультяшных микробов.

Как вы думаете кто это? Почему их нельзя увидеть?

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого…

МЫЛА!

Это самые маленькие живые существа, настолько маленькие, что на кончике иглы помещается столько микробов, сколько иголок на новогодней ёлке. Видны микробы только под микроскопом.

 Микробы размножаются очень быстро.

Показать два пластилиновых шарика (микробы), поиграть, стало их четыре, после каждого взаимодействия их количество увеличивается.

Передвигаются микробы при помощи усиков, которыми цепляются за любой предмет. Больше всего микробов в грязи. Попадая в организм человека, микробы очень быстро вызывают боль и температуру.

Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Физминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Вирус тянется к живым существам, потому что не может существовать без них. Он любит путешествовать и гостить у людей и животных, но вместо машин и самолётов использует для передвижения маленькие капли воды, которые появляются, когда мы чихаем или кашляем. 

Капли какое-то время остаются в воздухе, и если мы окажемся рядом, то вирус сможет попасть к нам в гости. А иногда он поджидает нас на разных поверхностях —  тех предметах, которых мы касаемся после того, как чихнули в ладонь или вытерли ей нос. Это может быть дверная ручка, телефон, стакан. Если кто-то потрогает их, когда там прячется вирус, а затем коснется рукой лица (рта, носа или глаз), он тоже заразится.   

Мы заразные микробы,

Любим мы детей пугать.

А особенно детишек

Мы умеем заражать —

Я — вирус. Я вызываю грипп и простуду.

Ох, я вирус-невеличка,

Безобидный я такой.

Я как тоненькая спичка,

Подружись-ка ты со мной.

Я — бацилла.

Я бацилла молодая,

Я болезнь распространяю.

Стоит мне лишь зачихать —

Уложу я всех в кровать.

Все вместе мы — микробы.

Пейте все сырую воду —

Мы в сырой воде живём.

И не мойте свои ручки —

Вот тогда мы к вам придём

И заразу принесём. Ха-ха-ха!

Опыт «Как передаются микробы»

Предложить некоторым детям слегка намазать руки детским кремом. Мягкую игрушку обсыпать корицей, объяснив, что это понарошку микробы. Передавая друг другу игрушку и обменявшись рукопожатием, дети видят, как частицы корицы передаются друг другу.

Опыт «Мыло и вода»

Используя проточную воду и мыло смыть с поверхности рук корицу. На чистом листе бумаги сделать отпечаток ладони.

Показать, как можно мыть руки, используя музыкальную паузу.

Рисуем микробов в технике кляксография.

НОД «Мыло расчудесное»

Цель: ознакомление детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.

Задачи:

Расширить представления детей о свойствах мыла путем исследовательской деятельности.

Активизировать словарь детей на основе знаний о мыле и воде.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Ход НОД

Солнце в форточку в ванну попало,

Мыло с мочалкой оно увидало...

Решило умыться, смыть все веснушки,

Мылом потёрло щёчки и ушки...

Мыло рыдает, глаз пальчиком трёт,

Скоро ли солнышко дальше уйдёт,

Солнце смеётся мылу в ответ,

На небо смотри - тучек то нет.

Ребята, а для чего нужно мыло?

Можно отмыть руки и лицо обыкновенной водой?

Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. Посмотрите внимательно на свои руки. Нам кажется, что у нас совершенно чистые руки, но это не так. Мы уже сегодня трогали разные предметы, брались за дверные ручки, рисовали карандашами, а ведь это не стерильные, то есть абсолютно чистые, вещи, на них могут быть опасные микробы, которые могу вызвать болезни.

Опыт «Наши помощники»

Предложить влажными салфетками протереть поверхности и ручки входных дверей. Салфетки стали серыми, значит, на них есть микробы.

Д\игра «Волшебная коробочка»

У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи 
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало!
( Мыло)

Какое мыло бывает по форме?

Какое мыло бывает по цвету?

Какое мыло бывает по размеру?

Какое мыло бывает по запаху?

-Какое мыло в бутылочках?

Ответы детей: (жидкое, твердое, туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки).

Рассмотреть и обсудить предназначение.

Опыт «Трусливые микробы»

В чашке с водой молотый перец. Капнуть в воду каплю жидкого мыла и понаблюдать, как частицы перца разбегаются в стороны.

Опыт «Мыло силач» 

Намочить мыло водой и положить влажное мыло на пластиковую тарелку. Через некоторое время поднять мыло вместе с тарелкой.

Физминутка

Девять мыльных пузырей, (рисуют руками маленькие круги)

Девять радужных друзей, (рисуют руками радугу)

Девять круглых толстяков (гладят свой живот),

Девять милых добряков (друг другу улыбаются),

Летят по воздуху гурьбой

Вполне довольные собой (имитация полета на месте).

Но вдруг один чихнул: «Апчхи!!!»-

И разлетелся на клочки (первый пузырь присел).

«Эй, первый! Будь здоров, старик!»-

Сказал второй и лопнул в миг (второй присел).

За ним и третий звонко: «Бах!» (присел третий).

Четвёртый: «Чпок!» И пятый: «Ах!» (присели четвёртый и пятый пузыри).

Шестой, седьмой,: «О-оп! Хлоп!» (присели шестой, седьмой)

Вздохнул восьмой: «Ох! Какой у нас переполох!» (присел восьмой).

И вот последний мыльный пупс,

Пожав плечами, лопнул: «Упс!» (присел девятый).

Опыт «Разноцветная пена

В стаканчики с разноцветной водой капнуть жидкого мыла и при помощи трубочки выдуть разноцветную мыльную пену.

Показать, как можно рисовать такой пеной.



 







НОД «Учимся держать дистанцию»

Цель: уточнение представлений детей о причинах заболевания человека.

Задачи:

Формировать умение рассказывать о различных способах защиты организма.

3акрепить знания правила личной гигиены.

Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Ход НОД

В группу входит кукла.

У меня печальный вид,
Голова с утра болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое – это грипп?

Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу.
Пью соленую микстуру,
Кислой — горло полощу.

День лежу, второй лежу,
Третий — в группу не хожу,
И друзей не допускают
Говорят, что заражу.

Наша кукла Катя заболела, нужно ей помочь. В наше время легко заразиться, если не выполнять простых правил гигиены.

А куклу Катю уложим в постель и начнем лечить (измерить температуру).

У Кати температура, заразили микробы – маленькие живые существа, которые нельзя увидеть даже с помощью лупы, только специальным прибором – микроскопом.

Воспитатель предлагает найти изображение микробов из представленных картинок.

Они живут на грязной коже (стараются расселиться по всей поверхности), могут попасть внутрь организма и вызвать различные болезни.

Ребята, а что нужно делать, чтобы руки были чистыми? (ответы детей).

Д\и «Узнай по описанию» (под салфеткой предметы гигиены)

Физминутка

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

(Э. Мошковская)

Д\игра «Напоим куклу чаем»

Чай с малиной – малиновый

Чай с облепихой – облепиховый

Чай медом – медовый

Чай с лимоном – лимонный

Кукла Катя поправляется, но стала чихать. Что должна делать Катя, чтобы не заразить другие игрушки (пользоваться платком, использованную бумажную салфетку выбрасывать, закрывать нос локтем руки).

Физминутка с танцевальными движениями.

Опыт с пульверизатором.

Брызните из него водой, находясь недалеко от ребёнка. А после спрячьте пульверизатор в сгиб локтя так, будто прикрываете чих, и брызните еще раз. 

Обсудите с ребёнком, что произошло: почувствовал ли он капли? Когда их было много, а когда — мало? Объясните, что вирусы, как и капли воды, распространяются в пространстве, пока мы говорим, кашляем, чихаем. Именно поэтому особенно важно соблюдать дистанцию и прикрывать рот локтем, платком или маской, чтобы обезопасить себя и других.  

Чтобы кукла Катя быстрее поправилась, ее необходимо принимать витамины.

Д\игра «Узнай по запаху» (в тарелочках под салфеткой лук, чеснок, апельсин, яблоко).

Круглое, румяное,
Я росту на ветке!
Любят меня взрослые
И маленькие детки. 
(Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
Из далекой Африки. 
(Апельсин)

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. 
(Лук)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. 
(Морковь)

Маленький, горький,
Луку брат. 
(Чеснок)

Лук и чеснок – овощи, которых боятся микробы.

Напомним кукле правил поведения при простуде.

 Прикрывайте рот и нос салфеткой, когда кашляете или чихаете.

Одноразовую салфетку после использования нужно сразу же выбросить в мусорную корзину.

Если у вас нет платка или салфетки, кашляйте и чихайте в сгиб локтя. Так ваши руки останутся чистыми, и риск разнести вирус при дальнейшем прикосновении к предметам значительно снизится.

При чихании и после ни в коем случае не касайтесь руками лица. Ведь даже если вы здоровы, на ваших руках могут быть возбудители инфекции, а потрогав свой нос или глаза вы рискуете заразиться через слизистую.

Консультация для родителей.

«Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы»
Марк Твен

Мыльные пузыри – тонкая многослойная плёнка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде сферы с переливчатой поверхностью. Эта забава известна с давних времён привлекает как детей, так и взрослых. Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно.
Всем известно, что мыльные пузыри вызывают положительные эмоции не только у детей, но и у взрослых. Это незабываемое и захватывающее зрелище способно привнести оживление в любой праздник. Особенно интересно самому принимать непосредственное участие при создании сказки. Раскроем несколько секретов создания пузырей, которые пригодятся вам при организации домашнего праздника либо просто при игре с ребенком. Ваше чадо наверняка оценит старания и будет в восторге!

Эксперименты с мыльными пузырями

Мыльные пузыри - это так весело! C ними можно проводить опыты, показывать фокусы, проводить шоу мыльных пузырей. Экспериментируйте вместе с ребенком и радуйтесь результату!

Проткни мыльный пузырь

Когда мы пытаемся поймать мыльный пузырь руками, он лопается. Если проделать это с палочкой для выдувания, то можно поймать на нее пузырь. Из-за того, что палочка смочена мыльным раствором, она не разрывает поверхность пузыря, а дополняет его. 

Выдуйте мыльный пузырь на крышку, смоченную в мыльном растворе, а ребенку дайте трубочку, которой выдували пузырь. Пусть он попробует разорвать пленку. Можно смочить формочку для печенья в растворе для мыльных пузырей и пытаться лопнуть получившуюся внутри пленку. Пусть ребенок пробует проделать это сухим и мыльным предметом по очереди.

Фигуры из мыльных пузырей

Возьмите клеенку и смажьте ее детским шампунем. Подготовьте трубочку для выдувания: возьмите либо пустую шариковую ручку, либо фломастер без стержня (у вас должен получиться конус). Широкий конец обмакните в мыльный раствор, а в узкий дуйте. Выдувайте пузыри на клеенку и стройте из них фигуры - ставьте друг на друга, делайте гусеницу

Пузырь в пузыре

На жестяную крышку положите маленькую крышечку от мыльных пузырей, в которой есть немного мыльного раствора. Выдуйте большой пузырь на жестяную крышку. Потом мыльной соломинкой проткните большой пузырь и надуйте еще один пузырь из маленькой крышки.

Мыльный пузырь на ладоне

Обильно смочите руку в мыльном растворе. Покажите знак "Ок" большим и указательным пальцем, только отверстие должно быть не больше 1 см в диаметре. Проверьте, чтобы внутри была мыльная пленка. Дуйте внутрь отверстия, пока не получится пузырь. Затем полностью закройте отверстие, чтобы пузырь не сдулся обратно. После этого поверните руку ладонью вверх. 

Если обе руки намочить в мыльном растворе, то можно будет брать пузыри руками, сжимать их, пытаться разделить один пузырь на два.

Тоннель

Сделайте по пузырю на каждой ладони. Потом поднесите руки друг к другу и наблюдайте за тем, как пузыри сливаются и становятся одним целым. Отдаляйте и сближайте ладони. Делайте вертикальный и горизонтальный тоннели.

Цилиндр

Изготовьте два кольца из проволки. На нижнее кольцо выдуйте мыльный пузырь,сверху к пузырю приложите второе кольцо, смоченное в мыльном растворе. Поднимайте кольцо вверх и наблюдайте, как у вас получается цилиндр.

 
Рисование мыльными пузырями.

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто добавив в воду мыльный раствор и красители.

Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.

1 способ. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.

2 способ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе.

Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.

А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазироватьдорисовывать.

Картотека опытов.

«Игра с мыльной пеной»

Цель: познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкая»,

«белая», развивать познавательную активность и любознательность.

Оборудование: ёмкость для воды, мыло.

Ход проведения:

Педагог говорит о том, что перед приёмом пищи нам надо помыть руки

мылом, намыливает руки мылом до появления пены (показ детям). Говорит о том, что у неё на руках белые «перчатки» и предлагает детям тоже намылить руки. Дети намыливают руки мылом до появления пены.

Проговаривают:

«Моем, моем, моем–

чисто, чисто, чисто,

Будут ручки чисты, чисты, чисты».

Дети наблюдают за тем, что на ручках у них белая, воздушная и легкая пена.

Смывают её водой и вытирают руки полотенцем.

«Мыльные пузыри»

Цель: развивать восприятие величины, умение сравнивать, тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие, закреплять представление детей о свойствах пены: «воздушная», «легкая».

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход проведения:

Педагог предлагает малышам пускать мыльные пузыри, ловить их, смотреть, как они летят и лопаются. Отмечает что они, лёгкие, воздушные, летят, куда подуешь.

«Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри,

Вот какие - посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать!»

«Стираем платочки»

Цель: развитие тактильных ощущений, координации движений.

Оборудование: ёмкость, платочки, мыло.

Ход проведения

Педагог показывает детям платочки и говорит о том, что они испачканы, ребята говорят о том, что их надо постирать. В ёмкость с водой складывают

платочки и воспитатель берет мыло, начинает намыливать платочки и стирать их. Образовывается пена от мыла, и дети замечают, что платочки стали чистыми. Развешивают платочки на верёвке.

«Игра с пеной»

Цель: развитие воображения и фантазии, наблюдательности.

Оборудование: мыло, ёмкость для воды, венчик.

Ход проведения:

Педагог в ёмкости с водой венчиком взбивает пену, и каждый ребенок берёт

пену на ладошку и пробует из неё что - нибудь из нее слепить. Педагог

предлагает в пышной белой массе пальчиком сделать дырочки – глазки,

нарисовать ротик или носик.

«Делаем мыльные пузыри»
Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:
100мл.воды, 100мл средства для мытья посуды, 2 ч.лж. сахара (можно добавить немного глицерина).
При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д).

«Форма пузыря»
Возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.
Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.

«Рисование мылом»
Оно развивает у ребенка фантазию.
1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.
В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но приобретете новую картину, созданную своими руками.

«Пузырь в пузыре»
Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу "матрёшки".

«Пузырь-великан»
С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул.

«Пузыри-попрыгунчики»
Оберните ракетку шарфом, выдуйте шарик и постарайтесь опустить его на ракетку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.

«Поймай мыльный пузырь»
Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т.д.) Главная задача, что бы пузырь ни лопнул.

«Мыльный пузырь зимой»

Очень интересно выдувать мыльные пузыри зимой на улице. Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки.

«Лодка с мыльным двигателем»
Наполните тазик водой, положите лодочку (треугольник из картона) в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Попросите ребенка обмакнуть палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду за лодочкой. В результате лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите повторить эксперименты, то воду в тазике замените на новую.

«Делаем пену »
Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....

День здоровья "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу! (музыкально-спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста)

День Здоровья. Музыкально-спортивный праздник для детей старшего дошкольного возрата....

Физкультурно-познавательный досуг «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»

Физкультурно-познавательный досуг«С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!» В подготовительной к школе группе Цель: создание условий для приобщения детей к здоровому об...

«С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу!»

{C}Воспитание ценностного от­ношения к здоровью с первых лет жизни — стратегически важная задача. В статье представлен ма­териал, направленный на дости­жение важнейшей цели физиче&sh...

НОД по физической культуре "С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу!"

Непрерывная образовательная деятельность "С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу!" для детей старшей группы.  Во время НОД ребята рассказывали правила ЗОЖ, выполняли  зарядку,...

Проект "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу"

Проект "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу"...

Проект "С микробами я не дружу, я здоровьем дорожу!"

Самое ценное в нашей жизни- здоровье. В нашем ДОУ задача укрепления здоровья всегда была приоритетной. Дети дошкольного возраста имеют мало знаний о своем "здоровье", у них не сформировано п...