Использование педагогом пособия «Рисование светом» в работе с дошкольниками.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Душина Елена Владимировна

               

 

Для того чтобы зинтересовать ребенка и превратить игру в занимательное занятие можно просто взять очень интересное пособие. С игрушкой "Герои света" легко рисовать, фантазировать, учиться и развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dushina_e.v_statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогом-психологом пособия «Рисование светом»

в работе с дошкольниками.

Душина Е.В. педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 97 г. Иргкутска

Сейчас на рынке  игрушек и «развивашек» каждый день появляется что-то новое и интересное. Психологи, работающие с детьми, конечно должны быть осведомлены о модных и актуальных новинках, которые можно использовать в своей работе. Это повышает детский интерес, облегчает коммуникацию.

Одна из таких современных новинок – планшеты, на которых можно рисовать светом. Я познакомилась с этим пособием недавно, но сразу поняла, что в работе детского психолога оно может стать просто незаменимым.

Планшеты для рисования  светом бывают разных размеров и форм, можно рисовать одному, а можно заниматься коллективным творчеством. Сам рисунок делается с помощью ручек-фонариков, изготовленных в форме фломастера, у некоторых есть несколько насадок и можно менять толщину луча. Чем больше у вас фонариков разных по форме и диаметру, тем увлекательнее будет рисование на планшетах. Еще прилагаются разные тематические трафареты, с помощью которых можно создавать картины, даже если не умеешь рисовать.

Единственное условие для работы – создание темноты. Это может быть комната без окон или же с зашторенными окнами, или специальная ширма, которая отгородит пространство. Темнота может быть не полной, особенно при знакомстве с пособием. Я работала в темной комнате и использовала небольшой красивый ночник, который позволял комфортно работать и не бояться детям темноты. Со временем световое изображение начинает исчезать, чем светлее пространство, в котором вы рисуете, тем быстрее пропадает рисунок.

Начинать рисовать на планшете лучше с детьми от четырех лет, с трехлетками его можно использовать, если у ребенка достаточно развита моторика, и он может нажимать на кнопочку фонарика и удерживать ее при рисовании.

Арт-терапия используется в работе с дошкольниками постоянно. Поэтому рисование светом может быть взято психологом на всех этапах. При знакомстве – снимает напряженность, зажатость, дети сразу хотят попробовать рисовать волшебными ручками-фонариками. Можно использовать во время разной диагностики, особенно хорошо подходят для проведения проективных методик. Только психологу придется быстро сделать фото рисунка, пока он не исчез, например, для дальнейшей интерпретации. Использование пособия на коррекционных этапах возможно в любых программах.

Работа со страхами и тревожностью.

Один из самых распространенный страхов у дошкольников – это боязнь темноты. Это страх «возникает» в 4 – 5 лет и очень беспокоит детей и особенно их родителей. Но когда у ребенка появляется в руках волшебная ручка, работать с этим страхом становится быстрее и легче, ведь чтобы рисунок сохранился подольше надо побыть в темноте.

На занятиях мы проговаривали и прорисовывали  и другие страхи детей. После того как рисунок был готов, мы говорили волшебные слова: «Исчезни навсегда» и включали свет – картинки при свете с планшетов сразу исчезали. «Убежал наш страх, сам испугался» - дети этому удивлялись и очень радовались. И сразу предлагали нарисовать и прогнать еще какой-нибудь страх. Но главное сразу убрать планшет с рисунком, потому что если вы снова выключите свет, изображение еще может проявиться, полностью оно исчезнет примерно через полчаса. 

Работа с гиперактивностью.

Гиперавтивные и просто очень подвижные дети, как показала практика, очень хорошо работают с данным пособием. Сама форма пособия, работа в темноте очень привлекают детей, заинтересовывают. Они могут долго с ним заниматься. Рисунки со временем начинают исчезать с планшетов и их приходиться «восстанавливать» - а это как раз, то, что надо активным деткам – провести по одному и тому же месту по несколько раз.

Развитие когнитивной сферы

Развитие внимание, памяти, логики с помощью планшетов возможно в любых вариантах. Можно предложить повторить предложенный рисунок; вспомнить, что исчезло с планшета;  продолжить последовательность в рисунке; расположить рисунки в определенном порядке; расположить рисунки в определенном месте (сверху, снизу, справа, слева); посчитать изображения, выбрать на трафарете и обвести что-то конкретное, и т.д. Зеркальное изображение и рисование обеими руками, как метод нейрогимнастики, тоже можно использовать.

Развитие мелкой моторики

Для того чтобы ручка-фонарик рисовала, надо указательным пальцем нажать на кнопочку и удерживать её. А это уже сложная манипуляция.  Мы  отрабатывали проведения разных линий, волн, фигур, силуэтов. Сначала я делала показ на планшете, а дети повторяли следом по затухающему рисунку, а потом уже рисовали самостоятельно. В пособии есть разные трафареты, которые дети учились обводить, а потом составлять из них сюжетные картины. Меняя насадки на ручки и регулируя толщину луча, можно прорабатывать с детьми рисование как крупных, так и совсем мелких деталей.

Развитие фантазии и творчества

Понятно, что эти задачи решает любой вид творчества. Опять же, то что рисунки со временем исчезают, заставляют придумывать сюжеты быстро и сразу же воплощать задумку на планшете. Ребёнок может выбирать подходящее для него содержание творческой деятельности, выбирать сюжет, который он хочет нарисовать, рисовать самостоятельно или при помощи трафаретов, психолог может лишь предложить свои варианты, но не настаивать.

Развитие коммуникативных навыков

Возможность рисовать в парах или тройках, создавать коллективные рисунки решает задачи развития коммуникации. Дети учатся договариваться о сюжете, о последовательности рисунка. Очень нравится им исправлять и дополнять рисунки друг друга.

Сказкатерапия

Иллюстрирование на планшете сказок, рассказов и даже стихов делает процесс работы очень интересным и творческим. Включение рисование светом в метод сказкотерапии развивает фантазию, делает погружение в сказку просто волшебным. И дальше уже можно решать любые коррекционные задачи.

Как считает сказкотерапевт  Наталья Горнакова, рисование светом – это игра-трансформер, ориентированная на индивидуальный подход к каждому ребёнку. Такой своеобразный органайзер, из которого можно брать подходящий вариант работы, учитывая особенности ребёнка, его характер, настроение и варианты эти чередовать, комбинировать, дополнять, фантазировать вместе с ребёнком. Именно творческое направление "рисование светом" позволило психологам, работающим с пособием выделить новое направление - изотерапии светом, легко сочетающуюся со сказкотерапией, фототерапией и музыкотерапией.

Дети в нашем саду только недавно познакомились с пособием, но работа с ним уже рекомендована нашим педагогам и родителям. В интернете можно найти много роликов на данный вид творчества. Рисование светом - это интересно, увлекательно и полезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной технологии «Су-Джок» в работе с дошкольниками»

Тема: Использование нетрадиционной технологии «Су-Джок» в работе с дошкольникамиЦель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетр...

Мастер-класс для педагогов «Танцующие краски» или использование нетрадиционной техники рисования - "Эбру" в работе с дошкольниками.

Здравствуйте дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашем семинаре.Меня зовут Смирнова Елена Николаевна, в детском саду  я работаю не так давно, но мне направиться узнавать что то новое и ин...

Мастер-класс для педагогов "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс предназначен для педгогов, которые желают разнообразить свои методы и приемы в работе с дошкольниками разного возраста. в работе подробно описано, как можно завлечь ребенка в виде ...

мастер-класс для педагогов "Использование креативных техник нетрадиционного рисования в работе с дошкольниками"

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности на кружке  для детей дошкольного возраста....

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование ментальных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками»

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Использование ментальных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками»

Ментальные карты — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление и это её ...