О развитии памяти дошкольника
консультация (младшая группа)

Задорожная Наталья Николаевна

Этапы развития памяти дошкольника и методы её развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_razvitii_pamyati_doshkolnika.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

О развитии памяти дошкольника

Память позволяет человеку обеспечить непрерывность психической жизни. Мы знаем, что мы живём, если помним себя. В зависимости от того, что запоминает человек, различают память двигательную (запоминание собственных движений), эмоциональную (память чувств), образную (образы восприятия, мышления, воображения) и словесно-логическую (сохранение мыслей, общего смысла запоминаемой информации).

В возрасте 3-4х лет память ребёнка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребёнка в этом возрасте – значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти ребёнок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребёнок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестаёт быть наглядно-действенным.

Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребёнка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.

Следует учесть, что память у ребёнка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые отвечают за зрительно-эмоциональную память. Логические отделы левого полушария ещё слабо сформированы.

Эмоциональная память уже сформирована и помогает ребёнку познавать мир. Событие для ребёнка интереснее, действие, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если они вызывают эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежность рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание эффективнее.

Смысловая память развивается наряду с механической. Ребёнок просто помнит и использует слова. Так в некоторых семьях, где родители говорят на разных языках, ребёнок усваивает оба языка. Используя особенности развития памяти, построили свои программы раннего обучения Г.Доманн, Н.В. Зайцев, Массару Ибука. Они доказали, что ребёнок так же легко, как облики предметов, запоминает их графическое обозначение в виде слов. Максимально используя резервы механической памяти, мы можем легко обучить детей в этом возрасте читать, что в дальнейшем откроет ребёнку огромный мир книг.

Именно в этом возрасте очень важно грамотно утолить жажду познания, подбирая разнообразный и интересный материал об окружающем ребёнка мире.

Учёные выявили, что именно к 3-м годам формируется долговременная память, т.е. ребёнок осознаёт и помнит себя как личность. Воспоминания вызывают эмоциональные состояния того времени и на всю жизнь оставляют ощущения детства. В этот период формируется чувство собственного достоинства. Воспоминания раннего детства позволяют осознать свой уникальный жизненный опыт. Ребёнок начинает понимать, что он неповторим как личность.

Необходимо учесть следующие важные моменты:

  • Чаще спрашивать малыша о том, что он помнит – этим мы даём возможность ребёнку понять, что интересуемся его персоной;
  • Спрашивать ребёнка о прошлых событиях – это позволит ребёнку оценивать события и в определённой степени предполагать, предвидеть будущее;
  • Фиксировать внимание малыша на событиях прошлого – это поможет ему запечатлеть в своем сознании воспоминания об определенном порядке вещей: например, подъем, умывание, завтрак, прогулка и т.д. – и дает ребенку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;
  • Коллекционировать интересные события – этим вы не только разовьете малыша, но и сплотите свою семью. И хотя с возрастом четкость воспоминаний утрачивается, остается память об атмосфере радости и любви, царившей тогда;
  • Показывать ребенку семейный альбом с фотографиями, видеоархив. Если приходят письма от родственников, то есть смысл показать фотографию родственника, напомнить ребенку, что за строками письма стоит именно этот человек;
  • Будьте осторожны с телевизором! Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-ти минут в день, и тем более – показывать рекламу: психика ребёнка ещё не устойчива, и он не в состоянии оторвать взгляд от ярких картинок, механически запоминает и повторяет навязчивые рекламные слоганы. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.

В возрасте 4-5 лет у ребёнка наряду с образным мышлением начинает интенсивно развиваться образная память. Кроме запоминания, важную роль играет сохранение и воспроизведение информации. В этом возрасте память ещё непроизвольная, т.е. ребёнок ещё не умеет ею управлять. При произвольном запоминании ребёнок ставит перед собой цель запомнить что-либо.

В детском возрасте запоминание происходит в процессе игры, рисования, слушания сказок, их пересказа. Чем больше видов деятельности, в которые ребёнок  включает объект, тем легче он его запоминает. В возрасте 4-5 лет для запоминания особенно эффективна сюжетно-ролевая игра. Так, играя в «магазин», ребёнок в состоянии запомнить названия 5-6 предметов, которые ему надо купить. К этому возрасту ребёнок в состоянии удержать в памяти до 5-6  названий предметов (из 10-15), изображённых на картинках. К 5-6 годам до 6-7 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых картинках.

Литература:

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трёх до пяти лет. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти дошкольников

В статье раскрываются психолого-педагогические вопросы развития памяти у детей дошкольного возраста, особенности формирования данного психического процесса у дошкольников, приемы, способствующие лучше...

«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА

Память – один из важнейших психологических процессов , с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего буд...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...

Статья на тему: "Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений"

Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие ...

Проект Влияние позавательных игр на развитие памяти дошкольников

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей....