Презентация " Речевая компетентность воспитателя"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Мельникова Юлия Николаевна

МАтериал был подготовлен для выступления в " Школе молодого специалиста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kompetentsiya_vospitatelya.pptx83.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая компетентность воспитателя

Слайд 2

Влияние на речевое развитие ребенка окружающего мира в лице взрослых. Влияние на речевое развитие ребенка окружающего мира в лице взрослых. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Педагог - образец для подражания, транслятор социокультурных традиций. Через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Именно педагог знакомит детей с доступными моделями общения, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам, учит играть вместе, и, самое главное, правильно говорить. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Слайд 3

Речь развивается в процессе ПОДРАЖАНИЯ.По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, то есть врожденное умение, которому не учатся, а, с которым уже рождаются, такое же, как умение глотать, дышать. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. С поступлением в детский сад сфера социальной жизни ребенка расширяется. В нее включаются новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем семья. Таким образом, с приходом ребенка в детский сад, его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учета точки зрения партнёра. А это, в свою очередь, означает новый, более высокий, уровень социального развития.

Слайд 4

Организация речевой развивающей среды Организация речевой развивающей среды в детском саду стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию детей. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.

Слайд 5

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды следует выделить: Компоненты профессиональной речи педагога: Голос – важнейший элемент техники речи. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. Г олос педагога должен быть достаточно вынослив. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Правильность артикуляции – это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Слайд 6

Правильность артикуляции – это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука. Отчетливость артикуляции – это точность произношения звуков в слове. Этот показатель значительно влияет на разборчивость устной речи. Выразительность - следует выделить средства выразительности речи: • логическое ударение(выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа); • темп (количество слов произнесенных за определенную единицу времени) • мелодичность речи (движения голоса в речи по высоте и силе); • паузы.

Слайд 7

Речь педагога - отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой. Подробнее рассмотрим качества речи : Правильность , то есть соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов. Точность , то есть соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано. Логичность , то есть смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение, имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

Слайд 8

Чистота - иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных выражений. Выразительность , особенность речи, захватывающая внимания и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. Богатство , иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. Уместность – употребление в речи единиц соответствующих ситуации и условиям общения. Так выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определять правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению .

Слайд 9

Грамотная речь педагога одна из самых важных составляющих. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, то есть оказывает огромное влияние на все стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

МО воспитателей "Профессиональная компетентность воспитателя"

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетент...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

презентация "Компетентность воспитателя через самообразование"

как важно для воспитателя самообразование...

Презентация.Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.

Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО...

Презентация "Цифровая компетентность воспитателя - условие информационной безопасности дошкольника"

презентация "Цифровая компетентность воспитателя - условие информационной безопасности дошкольника"...