Конспект занятия "Сказочные образы в музыке"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ширнина Светлана Александровна

Формировать умение воспринимать сказочные образы средствами музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад        

                              № 3 комбинированного вида города Данкова Липецкой области

                                         КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  

   

                             «СКАЗОЧНЫЙ  ОБРАЗ  В МУЗЫКЕ»

                          (подготовительная логопедическая группа)

             Подготовила и провела: Ширнина Светлана Александровна,

                                                           музыкальный руководитель,

                                                        высшая квалификационная категория

                                                    2021 год

Цель. Формировать умение воспринимать музыку, рисующую образы сказочных персонажей

Задачи:

  1. Образовательные

- создать условия для развития музыкальных способностей детей;

- вызвать эмоционально – эстетический отзыв на музыку во время прослушивания музыки;

- расширять словарный запас, характеризующий музыкально-сказочный образ

  1. Развивающие

- развивать воображение детей;

- развивать умение соотносить наглядный материал с характером музыкального образа;

- побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности

  1. Воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма и дружеских, уважительных отношений между детьми;

- воспитывать любовь к музыке и сказкам;

- воспитывать эстетический вкус

Музыкальный ряд: «Нянина сказка» П.И. Чайковский, «Злой колдун» Г.В. Свиридова, М.П. Мусоргский «Баба Яга», И.Ф. Стравинский «Поганый пляс Кощея» (отрывок из балета «Жар-птица»)

Оборудование: проектор, презентация;  книга сказок; листы бумаги, фломастеры тёмных цветов; музыкальные и шумовые инструменты.

Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале.

C:\Users\User\Desktop\Кадр НОД Музыка в сказке 2021 (00-00-10).jpg

Муз. руководитель: Сказки любят все: и дети, и взрослые. Они пришли к нам из глубокой древности. А почему сказки называют  народными? Да потому, что их придумал народ и передавались они из поколения в поколения. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.  

На  экране  видеоклип на песню В. Дашкевича и Ю. Кима «Приходи, сказка!» 

А сегодня мы побеседуем о том, как музыка тоже умеет рассказывать сказки и изображать сказочных героев. Я приглашаю вас пройти и сесть поудобнее.

Давным-давно, в далёкие времена, дети часто вечерами собирались в одной комнате… Нет, не для того, чтобы поиграть или пошалить, а для того, чтобы послушать волшебные сказки, которые им рассказывала добрая няня      

СЛАЙД («Гостиная»)

- А какие это были  сказки  можно услышать в пьесе П.И. Чайковского «Нянина сказка». Послушайте  эту пьесу и попробуйте представить, о чём рассказывает детям няня. Попытаемся выяснить, какие  это сказки: веселые  или грустные, страшные  или смешные? Какие герои в ней появлялись?

Звучит пьеса  П.И.Чайковского «Нянина сказка». Дети слушают пьесу, а потом немного фантазируют, сочиняя небольшие истории.

C:\Users\User\Desktop\Кадр НОД Музыка в сказке 2021 (00-01-25).jpg

СЛАЙД («У Лукоморья»)

– Да, ребята, в сказках встречаются самые разные персонажи – злые и добрые, смелые и трусливые, красивые и смешные. С помощью музыки можно изобразить разные характеры, действия и даже внешность героев. Хотите попробовать поиграть с музыкальными сказочными образами.

СЛАЙД («Злой колдун»)

– Кто изображен на этой картине? (Ответы) Правильно, злой колдун. Знаете ли вы, кто такие колдуны? (ответ)  Правильно, это злой волшебник, который  с помощью колдовства мог творить добро и зло.

За морями, за горами

Чёрный жил колдун – злодей.

Не любил злодей людей.

Давайте послушаем музыкальное произведение, которое расскажет нам о злом колдуне, раскроет его характер и настроение.

Дети слушают «Злой колдун» Г.В. Свиридова

C:\Users\User\Desktop\Кадр НОД Музыка в сказке 2021 (00-05-53).jpg

- Как называется  это произведение? Написал это произведение композитор ….. СЛАЙД (Г.В. Свиридов)

- Да, Георгий Васильевич Свиридов. Какого же персонажа  в  своём музыкальном произведении «Злой колдун» он показал нам? (сердитая, ворчливая, злобная, осторожная)

- Меняет ли музыка своё настроение, характер?

- сначала музыка звучит таинственно, тихо, короткими звуками, как будто колдун  крадётся;

- затем появляются настойчивые, повторяющиеся аккорды и мы слышим, как колдун ворчит и бормочет тихонько свои заклятья;

- и вот звуки торопясь ускоряют темп и высоту – это колдун торопится сварить своё зелье, чтобы успеть до утра;

- зелье кипит и поднимается вверх; аккорды страшные и тёмные;

- в конце музыка затихает – колдун уходит.

- А давайте сейчас с помощью разных движений, мимики лица попробуем изобразить злого колдуна.

Дети под звучание музыкального произведения изображают колдуна.

C:\Users\User\Desktop\Кадр 4.jpg

Затем все проходят и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. В компании нечистой силы есть персонаж, который вам очень хорошо знаком.

Кто там? Кто там летит в вышине?

Кто там? В темной ночной глубине?

Кто там воет? Кто там стонет?

Кто метлою тучи гонит?

Кто там кружится над черною чащей?

Кто там свистит над деревнею спящей?

Кто там совою за окнами ухает?

Кто там по крыше ножищами бухает?  (Баба Яга)

- Что вы знаете о Бабе-Яге? (Живет в избушке на курьих ножках, нос крючком, с костяной ногой, крадет детей, умеет колдовать и варить зелье, летает в ступе)  

- Вообразите, что мы вошли в тёмный, дремучий лес. Шли, шли и вышли на поляну, на которой увидели домик – избушку на курьих ножках. Хотели мы подойти, да не решились. И правильно сделали. Вышла из него Баба Яга…

СЛАЙД («Баба Яга»)

– Вы узнали это произведение? Кто его композитор и как оно называется?

СЛАЙД (М.П. Мусоргский)

- А как  русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому удалось изобразить Бабу-Ягу с помощью музыки.

- в начале музыки можно услышать сильные и резкие звуки, это прихрамывая,  Яга подходит к своей ступе;

- затем звуки начинают, как бы, раскачиваться, это Баба Яга раскачивает ступу, чтобы взлететь;

- и вот мелодия всё быстрее и быстрее поднимается вверх, Баба Яга разгоняется и взлетает ввысь;

- музыка звучит стремительно, но поднимаясь, то опускаясь, то кружась, то приостанавливаясь – вихрем мчится Баба Яга по воздуху в ступе, нагоняя страх и  ужас на людей и животных. В конце музыка как будто немного застывает: то ли Баба-Яга высоко-высоко взлетела и осматривает свои владения, то ли это чары, колдовство изображены в музыке;

- потом мелодия опускается постепенно вниз и в конце опять звучат тяжёлые аккорды.

- Интересно, а можно ли нарисовать с помощью разных линий полёт Бабы Яги? Давайте попробуем. Пройдите и возьмите фломастеры и листочки. С начала звучания музыки мы начнём рисовать, что слышим и представляем.

Дети под музыку рисуют графически её характер и содержание.

C:\Users\User\Desktop\Кадр НОД Музыка в сказке 2021 (00-15-04).jpg

Музыкальный руководитель. А сейчас я предлагаю вам  вернуться обратно и послушать следующее музыкальное произведение.

СЛАЙД («Замок»)

- Вы узнали это произведение? Как зовут композитора?

СЛАЙД (И.Ф. Стравинский)

- Как композитору удалось передать образ Кощея Бессмертного? Какие звуки он для передачи «Поганого пляса Кощея» использовал?

- на протяжение всей музыки можно услышать сильные  повторяющиеся  аккорды, это Кощей то исчезает, то внезапно появляется;

- после каждого аккорда звучат быстрые, острые звуки, которые перебивают друг друга, это Кощей начинает свой поганый пляс, перебирая костьми;

- музыка показывает нам противоборство жизни и смерти, борьбы зла и добра.

- Интересно, а можно ли с помощью музыкальных инструментов  передать поганый пляс Кощея? Давайте попробуем.

Дети выбирают подходящие инструменты.

C:\Users\User\Desktop\Кадр 7.jpg

C:\Users\User\Desktop\Кадр 8.jpg

Под музыку передают характер и содержание сказочного образа.

СЛАЙД «Приходи, сказка»

- Значит, к какому выводу мы можем с вами прийти? Что музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой.  

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыки

Эффективные средства создания и воссоздания нового образа посредством музыкиГде для детей польза, там же для нихдолжно быть и удовольствие.М. Монтень...

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...

« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»

Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово?...

Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"

Интегрированная ННОД  по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Конспект занятия "образы добра и зла в музыке балета П.И.Чайковского "Спящая красавица".

Конспект доминантного занятия для подготовительной к шкле группы строится на сравнеии музыкальых характеристик Феи Карабос и Феи Сирени из балета Чайковского "Спящая красавица"....

Конспект нод «Сказочные образы в музыке» в подготовительной группе

Конспект нод «Сказочные образы в музыке» в подготовительной группеТема: «Сказочные образы в музыке».Цель: Прививать основы музыкально-эстетического сознания в процесс...