« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Карамышева Маргарита Петровна

Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnye_obrazy_v_muzyke_i_poezii.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:

Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина; формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта; развивать творчество и самостоятельность в создании сказочных образов; совершенствовать навыки рисования; развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику.

Предварительная работа:

Знакомство  с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Чтение сказок, чтение и заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций к произведениям поэта; слушание фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; рисование иллюстраций к сказкам. Драматизация фрагментов сказок А.С.Пушкина.

Материалы к развлечению:

Отрывки из сказок А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане»,  иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»; муз. отрывки из «Сказке о царе Салтане» Римского-Когсаково.  Альбомные листы, восковые карандаши.

Развлечение

на тему:

« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»

в подготовительной группе

«Буратино»

Воспитатель:

Карамышева М.П.

       

 «Сказочные образы в музыке и поэзии»

     Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово? Давным-давно когда люди ещё не умели писать и читать, они передавали друг другу разные истории, обычаи. Мать рассказывала своим детям, бабушки и дедушки своим внукам. И назывались эти истории сказами. Позже, когда появилось письмо, и люди научились читать, они стали эти рассказы записывать. Отсюда и произошло название сказки.

      Сказки бывают разные: бытовые, фантастические, волшебные, о животных. И у каждого народа есть свои особенности в этих произведениях. Например, в русских народных сказках, многим животным приписывались свойства человека.

           Иногда про человека так и говорят: «хитрый как лиса», «злой как волк», «неуклюж как медведь», «труслив как заяц».

        Так же многие люди искусства обращались в своих произведениях к народным сказкам. И каждый из них передавал и передаёт эти образы по-своему: художники при помощи картин, композиторы  в музыкальных произведениях, писатели и поэты в стихах, рассказах, сказках.

        Музыкальный отрывок, который вы сейчас прослушаете, был написан известным русским композитором, к одной сказки. А к какой сказке, кто

 написал ее, и чья музыка прозвучит, мы с вами попробуем отгадать.

(звучит музыка Римского-Корсакова «Полёт шмеля»)

   - Кто написал музыку? (ответы детей)

   -  Ребята вы узнали сказку? (ответы)

 -  А кто автор этой сказки? (ответы детей)

               Правильно автор этой сказки известный русский поэт А.С.Пушкин.  

Давным-давно в Москве родился мальчик, и назвали его Сашей. С самого раннего детства рядом с ним была его няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему сказки, пела колыбельные песни. Мальчик вырос, но в своём сердце он сохранил любовь к русским народным сказкам и записал их на бумаге.

-  Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (ответы детей)

   Давайте совершим путешествие в одну из сказок А.С.Пушкина: «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

- Кажется, кто-то идёт. (Читаю)

                «Три девицы под окном

                  Пряли поздно вечерком»

1 девица – «Кабы я была царица,-

                     Говорит одна девица,-

                     То на весь крещеный мир

                     Приготовила б я пир».

2 девица – «Кабы я была царица,-

                     Говорит её сестрица,-

                      То на весь бы мир одна

                       Наткала я полотна».

3 девица – «Кабы я была царица

                      Третья молвила сестрица,-

                       Я б для батюшки- царя

                        Родила богатыря».

Воспитатель: «Только вымолвить успела,

                          Дверь тихонько заскрипела,

                          И в светлицу входит царь,

                          Стороны той государь.

                          Во всё время разговора

                          Он стоял позадь забора;

                           Речь последней по всему

                           Полюбилася ему».

Царь – «Здравствуй, красная девица, -

               Говорит он, - будь царица

                И роди богатыря

                Мне к исходу сентября.

                Вы ж, голубушки-сестрицы,

                Выбирайтесь из светлицы.

                 Поезжайте вслед за мной,

                 Вслед за мной и за сестрой:

                  Будь одна из вас ткачиха,

                  А другая повариха».

Воспитатель: В сени вышел царь-отец.

                       Все пустились во дворец.

                       Царь не долго собирался:

                       В тот же вечер обвенчался.

                       В кухне злится повариха,

                       Плачет у станка ткачиха-

                       И завидует оне

                       Государевой жене.

      Мы с вами увидели начало этой сказки.

      - Почему ткачиха и повариха завидуют своей подруге?

(ответы детей)

       Эта сказка относится к «волшебным» сказкам. В которой добро побеждает зло. В ней было три волшебства.

    Первое чудо - это Белочка.

(поёт и танцует ребёнок изображающий Белочку)

    А вот и второе чудо.

(ребёнок читает под музыку)

                              «Море вздуется бурливо,

                                Закипит, подымет вой,

                                 Хлынет на берег пустой,

                                 Расплеснется в скором беге –

                                 И останутся на бреге

                                 Тридцать три богатыря,

                                  В чешуе златой горя,

                                  Все красавцы молодые,

                                 Великаны удалые,

                                 Все равны, как на подбор;

                                 Старый дядька Черномор

                                  С ними из моря выходит

                                  И попарно их выводит,

                                  Чтобы остров тот хранить

                                  И дозором обходить –

                                  И той стражи нет надёжней,

                                  Ни храбрее, ни прилежней»

                                   

- Обратите внимание, как автор описывает богатырей. Какие они? (ответы детей)

-  Какая музыка сопровождает героев?

(ответы детей)

 - А теперь обратите внимание на то, как художник изобразил «Тридцать три богатыря». Опишите их (ответы детей)

- А теперь давайте закроем глаза и представим себе такую картину. (На фоне муз. «Лебедь», ребёнок зачитывает отрывок «Лебедь»).

   « Тут она, взмахнув крылами,

     Полетела над волнами

     И на берег с высоты

     Опустилася в кусты,

     Встрепенулась, отряхнулась

     И царевной обернулась:

     Месяц под косой блестит,

     А во лбу звезда горит;

     А сама-то величава,

     Выступает, будто пава;

     А как речь-то говорит,

      Словно реченька журчит».

Это было третье чудо. Открывайте глаза.

- Какой образ вы представляете? (ответы)

- Какая была лебедь? (ответы)

- А как вы думаете, почему автор превратил царевну в лебедя, а не в другую птицу? (ответы)

Давайте мы с вами тоже попробуем превратиться в сказочных героев.

Игра «Замри» - играем 2 раз.

   Какие замечательные получились у нас персонажи. Но мне хочется, чтобы они остались в памяти надолго. Давайте перенесём их на бумагу.

   У меня в руке волшебная кисточка. Ей я превращу вас в художников. (Дотрагиваюсь до каждого кисточкой)

   Вот вы все художники, пройдите к своим творческим местам. Изобразите тот образ, который больше всего понравился, а музыка вам в этом поможет.

   (Дети рисуют под музыку).

   Заканчиваем работу. Кто уже нарисовал, может подойти и повесить свой рисунок на полотно. А теперь отойдите в сторонку и полюбуйтесь на свои работы и работы ваших друзей. Какие замечательные работы получились.

   Я вам предлагаю выбрать самую красивую, интересную и аккуратную работу. И рассказать чем она вам понравилась. (Ответы детей)

    (Хвалю детей за проделанную работу)

   Наше путешествие в «Сказку о царе Салтане» подошло к концу. Но нас ждут новые путешествия по сказкам известного русского поэта А.С.Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...

Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"

Интегрированная ННОД  по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

"Сказочные образы в музыке Э.Грига"

        В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»)...

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "

Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...

Проект "Сказочные образы в музыке".

Знакомство с произведениями классической музыки, с творчеством великих композиторов обогащает личность  ребенка, развивает его культурную, эмоциональную сферу, расширяет кругозор, раскрепощает, д...

Развлечение на тему: « СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ» в подготовительной группе

Цель:Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина; формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта; развивать творчество и самостоятельность в ...