Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Необычное в обычном»
опыты и эксперименты

Васильева Светлана Николаевна

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Необычное в обычном»

Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна

 

Краткая аннотация:

Данная работа посвящена познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители средней группы.

Цель и задачи проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_neobychnoe_v_obychnomdoc.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Необычное в обычном»

Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна

Краткая аннотация:

Данная работа посвящена познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители средней группы.

Цель и задачи проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;)

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов.

Этапы реализации проекта

1. Подбор методической литературы, Интернет-ресурсов.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

5. Оформление консультативного материала для родителей.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

• специально-организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1. Занятия;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например, детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

• Создание проблемной ситуации.

• Поиск возможных решений.

• Прогноз результата эксперимента.

• Проверка возможных решений, исходя из данных.

• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

• Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми:

Октябрь

1.«Наша Земля» Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Рассмотреть глобус.

Виртуальная экскурсия: «Вокруг света»

Зарисовки детей

«Портрет Земли», «Глобус»

2. «Я и природа»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Что такое природа. Дом природы. Солнце, вода, воздух, растения, животные, почва как компоненты природы. Моё место в природе. Роль всех компонентов природы.

Наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природой.

Сделать альбом «Календарь погоды»

3. «Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

Мультфильм Смешарики:

«Что из чего сделано»

Изготовление макета с пробниками различных материалов.

4.«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная.

Учить готовить соляной раствор.

Вырастить с детьми кристалл из соли.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли. «Соль бывает мелкая и крупная».

Опыт с солью «Плавающее яйцо»

Виртуальная экскурсия в соляные пещеры, в соляные комнаты и. т. д.

Рисование солью.

5. «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Опыт «Из чего состоит песок»

Мультфильм про песок.

Постройки из песка на участке

6. «Необычные явления природы»

«Вулканы»

Цель: Познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия. Познакомить с профессией вулканолога. Беседа с показом видеофильма

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы.

Опыт «Вулкан» без участия детей.

7. Совместная опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство с магнитом»

Цель: В результате совместной деятельности создать проблемную ситуацию, вызвать интерес к магниту, познакомить с ним, узнать о его свойстве притягивать предметы. Беседа «Свойства магнита»

Определить металлические предметы в группе и дома с помощью магнита.

Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит» и беседа после просмотра.

8. «Мыло»

Цель: Дать детям представление о мыле и о его полезных свойствах и качествах.

Беседа «Да здравствует мыло душистое!»

«Зачем надо умываться?»

Наблюдение в умывальной за тем, как мыло мылится.

Операция «Мыльные перчатки»

Рисунки мылом

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Декабрь

1.«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса).

Беседы об охране воды.

Опыт «Радуга из воды и сахара

 2. «Чистая вода»

Цель: Познакомить со словом фильтр, фильтрация. развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы,). Дать понятие чистой и грязной воды. Беседа «Где применяется вода, отчего она загрязняется»

Опыт с фильтрацией воды разными видами фильтров. Сравнение результатов.

3. «Виды масла, его применение и свойства»

Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. «Для чего повару масло?»

Опыт «Волшебные капли»

4. «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами.  

Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с обычными пакетами «Ловцы воздуха», показать, что воздух находится везде.

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней.

Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

5. «Градусник. Термометр»

Цель: Учить работать в лабораторных условиях.

Показать детям различные виды термометров, градусник.

Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице.

О чём могут рассказать термометр и градусник.

Беседы о назначении приборов для измерения температуры

Замерять температуру воды (тёплой и холодной, температуру воздуха, температуру тела.

6.  «Волшебное электричество? Живые волосы»

Цель: Познакомить детей с электричеством, его применением, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым). Познакомить с профессией электрика. Опыты с использованием трения.

7. «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др).

Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним.

Воспитывать безопасность при проведении опытов.

Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседа об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Просмотр мультфильма Смешарики

«Опасные игры с огнем»

 8. «Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Беседы «Знакомьтесь свет и тень», «Источники света» Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»

Показ детьми сказок с помощью ширмы (теневой театр)

Изготовление ширмы для теневого театра и фигурок для него.

Совместно с родителями.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно - исследовательский проект Для детей средней группы «Веселый огород»

Познавательно - исследовательский проектДля детей средней группы «Веселый огород»...

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Необычное в обычном»

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы«Необычное в обычном»Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна Краткая аннотация:Данная работа посвящена ...