Проект "Художественно-продуктивная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".
проект (старшая группа)

Кирьянова Елена Александровна

Содержит актуальность проведения воспитания по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_27.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

                                                       детский сад № 32 

 

                                                      Проект

           «Художественно-продуктивная деятельность как средство

                духовно-нравственного воспитания дошкольников».  

                                                                               Составила: воспитатель

                                                                               Кирьянова Е. А.        

               

                                                      2021 — 2022 г.

               Проект: «Художественно-продуктивная деятельность как

               средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного        

               возраста».

                                                 Актуальность

  Не секрет, что в настоящее время наблюдается тенденция постоянной убыли народа, рождаемость не покрывает смертности. Это по опыту всей истории человечества происходит тогда, когда народ теряет стремление к жизни, забывает о воспитании подрастающего поколения.

   Человеческие сообщества отличаются от животных прежде всего наличием духовности. Разумно сделать вывод, что и воспитание в человеческом сообществе должно быть духовным.

   Все знания добываются людьми благодаря их мировоззрению и формируют их душу и личность. Знания для человека являются духовной пищей. В этом и заключается сущность воспитания. Но общество порой не следит за тем, какую пищу несут эти знания. И тогда воспитание может превратиться в нечто противоположное. Так как вместе с духовной пищей может попасть и пища отравленная, и вообще-то уже не пища, а губительный яд, который не воспитывает, а разрушает душу.

   Духовность может быть как светлой, так и темной, как доброй, так и злой, как нравственной, так и безнравственной. Поэтому чаще в настоящее время употребляется сочетание — духовно-нравственное воспитание.

     Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности.

     Нравственность — своеобразное умение и навык выбирать и совершать в определенных жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, а только то, что не губительно, не вредно для жизни и поэтому способствует ее продлению.  

   Особенностью воспитания является то, что оно является нравственным в определенном вероисповедальном смысле. И смысл этот может различаться у разных народов.

   В рамках материалистически- светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который в жизни получил необходимые знания, умения, навыки; усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе и принял их, как руководящие в собственной жизни.

   С позиций православия духовным может назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты.

   В  светском воспитании усваиваются образцы поведения, которые поступают извне, поэтому они легко могут меняться. С позиций православной культуры раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы.

  Стержнем,основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому, формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания нравственной культуры. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и средств и эмоционального отклика детей. Одним из основных средств, применяемых

Значение художественно-продуктивной деятельности для духовно-нравственного воспитания дошкольников.

  Одна из важных задач в области образования – эстетическое и духовное воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка в детском саду. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.

  Развитие творческих способностей у детей – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством. Об эстетическом воспитании написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современной позиции, актуализировать некоторые проблемы. Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет изобразительное творчество интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка.

  В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов художественно-продуктивной деятельности дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, А.В. Дубровская, О.П. Карачунская, Т.С. Комарова, О.А. Лебедева).

  Занятия художественно-продуктивной деятельностью способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

  Художественно-продуктивная  деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Она дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение и формирование духовно-нравственных качеств.

  Искусство играет важную роль и в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Она способствует развитию эмоционального мира ребенка. выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка.

  Приемы и методы, используемые на занятиях по художественно-продуктивной деятельности.

1. Эмоциональный настрой.

Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

2. Художественное слово.

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия.

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика.

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр.

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.

6. Игра.

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире".

Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

художественно-развивающие - "Злой и добрый волшебники", "Палитра", "Волшебные карточки", "Помоги цветам" и др.;

дидактические - "Дорисуй сказку", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";

графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.

  Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно занятия эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Удивительно, но уже маленькие дети имеют художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества воспитанников. Одним из основных принципов является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нём. Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

  Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда- нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость. Также на занятиях воспитанники рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине- фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность. Предварительный анализ зимней природы и работ художников помогает дошкольникам создавать самостоятельные живописные этюды. Свои наблюдения ребята смогли реализовать в творческих работах.

  Программа по духовно-нравственному воспитанию включает великие и вечные темы, которые играют важную роль в духовном воспитании детей, такие как темы «материнства», «мудрость старости». Также важна тема сопереживания, которая помогает детям понять друг друга, почувствовать чужие радости и страдания. Ребята самостоятельно находят и придумывают сюжеты по данной теме. Выполнение таких заданий развивает у детей собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у дошкольников таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.

  И в процессе практической работы воспитанников творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Он связан с представлениями наших предков о роли и назначении человека. Дети должны осознавать значимость всей цепочки предшественников, которые были до нас и звеном которой мы являемся, и верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя.

  Особое значение в воспитании дошкольников уделяется проблеме умения преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы. Оптимизм взрослого, уверенность в том, что беда одолима, помогает ребенку принять мир таким, какой он есть. Успешный результат в духовно-нравственном воспитании дошкольников достигается и при проведении психологического тренинга. Благодаря ему снимается напряжение и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между взрослыми и детьми. Положительный настрой служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также воспитание духовно-нравственной личности.

 Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству. Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем. Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

По продолжительности - долгосрочный: октябрь -  май 2021 — 2022 уч. г.

Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.

Цель проекта: формирование духовно-нравственных качеств детей

дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной

деятельности.

Задачи.

  1. Развивать художественно-продуктивную деятельность как одно из средств развития духовности и нравственности дошкольников.
  2. Учить применять новые нетрадиционные способы и методы в создании художественных образов.
  3. Воспитывать любовь к искусству и мировой культуре.  
  4. Формировать творческую активность и самостоятельность.

  Ожидаемые результаты.

  • Формирование духовно – нравственных ценностей средствами художественно – продуктивной деятельности.
  • Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами.
  • Воспитание аккуратности, самостоятельности при выполнении творческих заданий; 
  • Развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества, инициативы, самостоятельности;
  • Формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению.
  • Активное усвоение навыков и умений художественного восприятия и исполнения.
  • Партнерские отношения родителей и педагогов в организации совместных мероприятий.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный – сентябрь.

2. Основной – октябрь – апрель.

3. Заключительный – май.

   I Подготовительный этап.

  •  Изучение методической литературы по художественно-продуктивной деятельности и нетрадиционных технологий.
  •  Анкетирование родителей по вопросу «Положительные и отрицательные качества ваших детей», « Влияние нравственного воспитания на развитие и становление личности дошкольника глазами родителей».
  • Диагностика детей « Настоящий друг»,  «Мое отношение к людям».
  • Пополнение познавательной литературы по ознакомлению детей с искусством.
  • Оформление уголка для родителей «Наше творчество».
  • Изготовление наглядно-дидактических пособий; подбор иллюстраций, открыток, репродукций художников.

    II Основной этап.

    Воспитание детей средствами изобразительного искусства включает в себя  практические занятия по изобразительной деятельности и наглядные, и словесные приемы.

1.Беседы на духовно-нравственные темы.

« Что такое доброта?», «Вежливые слова». «Почему бывают драки?». «Давай помиримся», «Правдивость» и др.

2. Непосредственно-образовательная деятельность по рисованию, аппликации, лепке, ручному труду. Занятия тематические, по замыслу, на свободную тему, предметные, к праздникам, к оформлению группы и др.

Рисование «Наша клумба», «Деревья осенью», «Три медведя», «Богатырь», «Платочек» и др.

Лепка «Лягушонок на кувшинке», «Лисичка-сестричка», «Цветы для мамы» и др.

Аппликация «Веселый светофорчик», «Зайчик», «Открытка для мамы»др.

Ручной труд «Ежик», «Жираф», «Волшебная снежинка», «Кораблик»,др. Занятия проводятся в соответствии с тематическим планированием.

3. Наблюдения.

 Наблюдения осуществляются детьми по плану, предложенному воспитателем. Наблюдение природы, сезонных изменений; животных, птиц и всего, что связанно с окружающим миром.  При этом происходит глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивается зрительная память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитывается эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. Непосредственно перед выполнением практической работы дети делятся впечатлениями о своих наблюдениях.

4.Рассматривание репродукций .

При рассматривании репродукций дети учатся анализировать работы известных художников, их отношение к окружающему миру и их индивидуальность. Рассматривание репродукций и иллюстраций художников к сказкам.

5. Использование сказок.

Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий  обращается внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. 

Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран,рассказывание сказок, пересказ сказок, беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?», «Какие моральные ценности героя помогли преодолеть ему зло?».

6.Знакомство с народным искусством.  

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными

 7. Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию и художественной деятельности.

8. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

9. Просмотр развивающих фильмов и мультфильмов по теме.

10. Участие в выставках и конкурсах .

 Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира.

11.Индивидуальные консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности художественного творчества», «Круг свободных занятий  ваших детей», «Послушный ребенок — какой он?», «Воспитываем уважение к родителям и другим взрослым». «Первостепенно — развитие духовно-нравственных качеств», создание альбома рисунков детей, родителей с детьми, презентации «Наша дружная семья».

        Примерное планирование в рамках основного этапа.

     Задачи. Решение нравственных задач, совершенствование духовного мира детей связано с углублением их знаний о некоторых событиях Священной истории. Им дается понятие о святости, кресте как символе спасения, православном понимании очищения от зла, о Божьей помощи людям.

Детей знакомят с некоторыми периодами и событиями в истории России: монголо-татарское иго, Куликовская битва, Ледовое побоище, Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение, Великая Отечественная война; с произведениями русских иконописцев, художников и поэтов на эти темы; с русскими святыми: Сергием Радонежским, Димитрием Донским, Александром Невским, с великими полководцами М. Кутузовым, А. Суворовым, Г. Жуковым, что воспитывает уважение к воину-защитнику, вызывает восхищение подвигами русского народа и армии, любовь к Родине. Формируется уважение к родителям, привычка трудиться, способность оценивать свои поступки, различать доброе и злое по результату: привычкам, поступкам и их последствиям.

Эстетические задачи связаны с дальнейшим знакомством с народными художественными промыслами, народной игрушкой, устным народным творчеством, русской живописью, поэзией, музыкой, народными играми. Проводятся занятия рукоделием по мотивам русского искусства.

Решение познавательных задач сводится к углублению знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

 Октябрь

  1. Занятие. «Иван Купала — чудес не мало».

Цель. Рассказ о народных гуляньях в день Ивана Купала, о поверьях, связанных с этим праздником. Сравнить древнее понимание очищения от зла с православным. Беседа о кладах, легендах, с ними связанных. Знакомство со сказками «Жар-цвет» и «Болтливая баба». По желанию предложить выполнить работы по аппликации и лепке к сказкам.

Занятие. «Про шкуру козлиную».

Цель. Разговор о хороших и плохих привычках с использованием народных пословиц и сказки «Клад». Рисование «Хорошо-плохо».

Беседа. «В музее русской народной одежды».

Цель. Продолжение знакомства с русским народным костюмом путем рассматривания репродукций картин русских художников. Знакомство со сказкой «Кот и лиса».

Занятие. «Матрешки- потешницы».

Цель. Познакомить с наиболее популярными в России видами росписи матрешки, а также со скороговорками, считалками, докучными сказками, народными играми, отрывком из сказочной повести Т.П. Александровой и В.Д. Берестова «Катя в игрушечном городе» («Катя в гостях у матрешки»).

Развлечение.  «Поиграем-угадаем».

Цель. Повторение считалок, пословиц, небылиц и т. п. в игровой форме («Фанты»). Новая встреча со скоморохами (потешный диалог, вопросы на смекалку). Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди». Рисование по сказке.

     Ноябрь

  1. Занятие. «Чудесные лапоточки».

Цель. Рассказать о традиционной обуви русского крестьянина – лаптях, их качествах и изготовлении. Знакомство с загадками, песней о лаптях, со сказкой «Чудесные лапоточки». Лепка «Лапти».

Занятие. «Травка, кудри, завиток».

Цель. Беседа о пользе и красоте дерева. Знакомство с хохломской росписью – порадоваться ее красоте, выделить наиболее характерные элементы, попытаться их воспроизвести.

Занятие. «Барышня-княгиня весь мир нарядила».

Цель. Беседа о традиционном русском искусстве – вышивке. Показать разные узоры, вышитые предметы одежды и т. п., учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Познакомить с загадками и пословицами на эту тему. Напомнить о том, что на Руси всегда ценилось трудолюбие. Инсценировать сказку «Ленивица и Рукодельница». Рисование по сказке.

Беседа. «Трусливый Ваня».

Цель. Познакомить со сказками о нечистой силе и с рассказом К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня». Учить одолевать страх, верить в помощь креста, смеяться над своей трусостью. Поиграть в шуточную народную игру «Жук», юмор которой поможет детям бороться со страхами.

 Развлечение. «Лисичкина избушка».

Цель. В игровой форме рассказать детям о том, где и как строили русские люди свои жилища. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Аппликация по сказке.

 Декабрь

  1. Занятие. «Летучий корабль».

Цель. Знакомство с присказкой и сказкой «Летучий корабль» о дружбе и взаимовыручке. Вспомнить знакомые считалки. Рисование «Корабль надежды».

Беседа. «Сума, дай ума».

Цель. Беседа о волшебных предметах, встречающихся в русских народных сказках. Знакомство со сказкой «Скатерть, баранчик и сума». Разговор с детьми о доброте и жадности. Ручной труд «Волшебные предметы».

Занятие. «С волком можно подружиться».

Цель. На основе фольклора и произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого рассказать детям о волке – популярном герое русских народных сказок. Учить ценить добрые поступки, дружбу и взаимопомощь. Рисование «Волк».

Беседа. «Любовь и совет, да и горя нет».

Цель. Помогать детям усваивать нравственные ценности русского народа: взаимоуважение в семье, почтительное отношение к родителям, трудолюбие, любовь к детям, ответственность за воспитание детей. Рисование «Моя семья».

Занятие. «Потехе час».

Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, прививать вкус к ним, желание заполнять народными играми свой досуг. Продолжая тему о жадности и бескорыстии познакомить со сказкой «Золотой топор». Лепка по сказке.

Беседа. «Рождество».

Цель. Поговорить о празднике Рождества Христова, об обычаях празднования Рождества в русской деревне. Знакомство с вертепным театром. Рождественское представление. Поделки «Рождественская звезда».

  1.   Январь
  2. Занятие. «Про Василису Микулишну».

Цель. Воспитывать уважение к русской женщине, несущей на своих плечах нелегкую домашнюю работу и способной на подвиг ради любимого человека. Напоминание о теме предыдущего занятия: Русь под игом монголо-татар. Портрет «Женщина».

Занятие. «На поле Куликовом».

Цель. Рассказ о Куликовской битве, о князе Дмитрии Донском. Вселить в детей радость победы над врагом, подчеркнуть важность дружбы и единства. Познакомить с народной песней «Как за речкою да за Дарьею», с иконой св. князя Димитрия Донского, с репродукциями с картин М. Авилова, А. Бубнова, И. Глазунова, А. Платонова, Ю. Ракши, с иллюстрациями Л. Кузьмова (см.: Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. – М., 2000). Просмотр диафильма «Княжна Дарья Ростовская».

  1. Беседа. « Коляда-моляда прикатила молода».

Цель. Напомнить детям Рождественские события. Рассказать о народных обычаях празднования Рождества Христова. Колядование и угощение. Знакомство со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце». Лепка «Угощения».

  1. Беседа: « Святки».

Цель. Продолжение Рождественской темы. Вспомнить знакомые колядки и послушать новую. Играть в народную игру, плясать, используя русские плясовые движения, разучить частушку. Угощение сладостями за общим столом. Рисование «Подарок другу».

  1.  Февраль
  2. Занятие. «Ребята, не Москва ль за нами!».

Цель. Новая встреча с «солдатом Семеном». Рассказ о войне 1812 года, о Бородинском сражении (в основе – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и иллюстрации к одноименной книге). Устроить «парад воинов», воспитание гордости за русскую армию. Аппликация «Русское оружие».

Беседа. «Напрасно ждал Наполеон».

Цель. Продолжение рассказа о войне 1812 года: военный совет в Филях; французы в Москве; бегство французской армии. Подчеркнуть любовь к Родине, храбрость и великодушие русского народа. Знакомство с исторической песней на слова Н.С. Соколова «Шумел-горел пожар московский», репродукциями картин В. Верещагина, И. Прянишникова, А. Кившенко.

Беседа. «Ледовое побоище».

Цель. Беседа о русских полководцах. Рассказ об Александре Невском и битве на Чудском озере. Напомнить пословицы о воинах, рассмотреть иллюстрации в книге об орденах и медалях, репродукции картин В. Серова, В. Сурикова, П. Корина, А. Кившенко. Рассмотреть иллюстрации Ю. Черепанова (см.: Воскобойников В. Александр Невский. – М., 2003).

  1. Беседа. «Как солнце, месяц и ветер сказку рассказывали».

Цель. Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. Отгадывать загадки, познакомить с некоторыми народными играми, сказкой «Солдат Семен – скорый гонец». Аппликация «День Защитника Отечества».

Развлечение. «Солдатушки, бравы ребятушки».

Цель. Продолжать воспитание уважения к русскому солдату. В игровой форме поговорить о доспехах, оружии и храбрости воинов разных времен. Познакомить с пословицами и народной песней о солдатах, объяснить их смысл. Подчеркнуть солдатскую смекалку сказкой «Петухан Курыханович».

  1.      Март
  2. Занятие. «Сударыня Масленица».

Цель. Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой. Рисование, лепка к празднику.

  1. Беседа. «Как Варфушка читать науччился».

Цель. Знакомство с жизнеописанием (детские годы) преподобного Сергия Радонежского, «игумена земли Русской». Показать детям икону с изображением преподобного Сергия Радонежского, репродукцию с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Беседа. «Чудный Старец».

Цель. Завершить жизнеописание преподобного Сергия Радонежского: в доступной детям форме рассказать о чудесах, совершаемых святым, о его вкладе в победу русского воинства на Куликовом поле. Рассмотреть иллюстрации (см.: Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. – М., 2000). Показать репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Развлечение. «Земля заботу любит».

Цель. Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык». Рисование «Птички».

Занятие. «Речка- реченька».

Цель. Разговор о красоте и пользе рек. Знакомство с песнями «Ой ты, Волга, Волга-реченька» и «Пошла млада за водой», народными играми «Водица-водица» и «Ручеек», сказкой «По щучьему веленью». Рисование пейзаж «Река».

  1.  Апрель

  1. Беседа. «Пасха».

Цель. Беседа о празднике Пасхи, о праздновании Христова Воскресения в русской деревне. Показать детям крест и праздничную икону. Поиграть в пасхальную игру. Украсить пасхальное деревце. Познакомиться со сказкой «Бесенок и кулич». Подарки к празднику.

Занятие. «Не перевелись на Руси богатыри».

Цель. Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Вспомнить известных полководцев. Знакомство со «Сказкой о пяти сыновьях – молодых соколах» Е. Благининой, с песней Великой Отечественной войны, с картинами русских художников на военную тему. Работы на военную тематику.

Беседа. «Умную голову уважают смолоду».

Цель. Разговор о смекалке, уме, сообразительности русского человека. Отгадывание загадок, знакомство со сказками «Как мужик с барином пообедал» и «Как мужик гусей делил». Лепка по сказке.

Развлечение. «Напутствие в дорогу».

Цель. Поговорить, используя русские пословицы, о том, чему детям необходимо научиться, чтобы стать любимыми и уважаемыми своим народом. Знакомство со сказкой «Умная внучка» и потешным диалогом «Уля и Филя». Пластилинография по сказке.

Занятие. « Филимоновская радуга».

Цель. Разглядеть игрушечных лошадок разных видов, полюбоваться ими. Знакомство с филимоновской росписью, украшение в ее стиле двойных силуэтов лошадок.

Занятие. « Яичко к светлому дню».

Цель. Рассказ о Воскресении Христовом, о народных традициях празднования Пасхи. Роспись «Пасхальное яйцо».

  1.     Май

Занятие. «Русские богатыри».

Цель. Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Вспомнить известных полководцев. Знакомство со «Сказкой о пяти сыновьях – молодых соколах» Е. Благининой, с песней Великой Отечественной войны, с картинами русских художников на военную тему.

  1. Беседа: « Маленькое дело лучше большого безделья».

Цель. Знакомство со сказкой «Ванюшка и царевна». В форме игры-состязания уточнить знания о крестьянском труде, приобретенные детьми в течение года.

  1. Беседа: «Народные приметы на зиму и на лето».

Цель. Беседа о народных приметах-наблюдениях. Побуждать детей внимательно относиться к природным явлениям, замечать изменения в поведении животных, быть наблюдательными. Рисование «Первые цветы».

  1. Занятие. «Оживший лес».

Цель. Учить рисовать узоры в хохломском стиле. Знакомство с закличкой «Дождик, лей…»

Занятие. « Накорми скатерочка».

Цель. Изготовление салфетки из кусочка ткани (сделать бахрому).

Торжественное мероприятие «Спасибо за мир».

     III Заключительный этап.

     Выставка работ воспитанников.

     Оформление фотоальбома работ детей.

     Презентация.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Проект "Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатствую Театрализованная деятельность позв...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания

Театрализованная деятельность как средство                                            ...

«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания».

laquo;Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью  и добротой,И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой»...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...