проект "Моя малая Родина"
проект

Анастасия Олеговна Лазарева

проект "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  общеразвивающего  вида № 48 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

        Методическая разработка воспитательного события, направленная на воспитание

гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций.

Проект «Моя малая Родина»

                 Воспитатель:

                 Лазарева А.О.

                                                                               

г. Ачинск, 2020 г.

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало  прежде всего, познанием человека и Отечества,  их красоты и величия».

 В.А. Сухомлинский.

Актуальность:

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому, в проекте «Моя малая Родина», задачам патриотического воспитания, приобщение детей к культурно-историческому наследию малой Родины, отведено место в разделе регионального компонента, предназначение которого - защита и развитие системы образования, региональных культурных традиций и особенностей. Образование  по  региональному компоненту строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно исторической среды и региональной системы Красноярского  края, как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, приобщиться к  здоровому  образу  жизни, рациональному использованию природных богатств, к охране окружающей среды. Проект «Моя малая Родина» призван способствовать формированию у дошкольников духовно- нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Любой край, город, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Внедряя региональный компонент, педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры, познакомить с историей, народными традициями, особенностями Красноярского края и достижениями  знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного  воспитания.

Цель: ознакомление   участников образовательного процесса с историей, культурой и традициями нашего города, края, способствующее принятию ими нравственно   патриотических ценностей,  развитие чувства гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1. Дать знания детям о родном городе, крае (история, культурные традиции, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город (почетными гражданами города, героями ВОВ).

2. Расширить знания детей о флоре и фауне Красноярского края. Формировать у старших дошкольников экологическую культуру, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

3. Воспитывать интерес и любовь к традициям родного города.  

4. Вовлечь в работу по патриотическому воспитанию всех участников образовательного процесса.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в контексте реализации проекта;

2. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

3. Мотивировать детей и взрослых занимать активную позицию в проведении совместных праздников, концертов и выставок по теме проекта;

4. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье;

5. Подготовить консультации по теме проекта.

Вид проекта: познавательно- информационный.

Срок реализации: долгосрочный сентябрь 2019- май 2020г.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели, педагоги.  

Новизна проекта:

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Методы проекта:  

игровые: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

словесные: непосредственно образовательная деятельность, индивидуальные и групповые беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения,  чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, рассматривание картинок;

практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, посещение выставок,  работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе, презентации; - праздники и развлечения и др.;

наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов,  рассматривание иллюстраций.

Особенностью проекта является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Понимая, что социально-пространственная среда несет в себе огромный воспитательный потенциал, всю работу мы условно разделили на семь тем, которые связаны между собой логически, дополняют друг друга и вместе представляют целостный рассказ:

1. «Наш город».

2. «Наше наследие».

3. «Город-труженик».

4. «Город спортивный».

5. «Природа родного города».

6. «Праздники нашего города».

7. «Люблю тебя, мой край родной».

Темы проекта:

1. «Наш город».  История возникновения и развития. Основатели города. Знакомство с улицами, зданиями, транспортом.

2. «Наше наследие».  Герои войны и труда. Творчество местных художников, писателей, музыкантов, умельцев.

3. «Город-труженик». Люди труда, их профессии. Знакомство с промышленными и социальными объектами.

4. «Город спортивный». Физкультура и спорт, здоровый образ жизни. Знаменитые спортсмены нашего города.

5. «Природа родного города» Флора и фауна города, района, края. Сохранение природы родного края.

6. «Праздники нашего города» Традиционные праздники, проводимые в нашем городе «День металлурга», «День нефтяника», «День физкультурника», «День города» и др.)

7. «Люблю тебя, мой край родной» Знакомство с городом Красноярском, Красноярской ГЭС, заповедником Столбы, музеем Сурикова, Театр оперы и балета, цирком.  Художником Суриковым, писателем Астафьевым, оперным певцом Хворостовским, ансамблем «Танцы Сибири».

Формы контроля:

1. Анкетирование участников образовательного процесса и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий,  позволяющие выявить уровень сформированности  знаний, качество усвоения детьми представлений о родном городе.

2. Применение и отражение знаний в детских видах деятельности.

3. Наблюдение за детьми в ходе мероприятий, праздников, развлечений, детской деятельности.

Тематическое планирование по проекту:

Тема

№ п/п

                Мероприятие/форма

                     «Наш город»

1.

Познавательная беседа «Улицы нашего города». Экскурсии «Старый город», «Наш микрорайон» и др.

2.

Целевая прогулка «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем»

3.

Знакомство с городской символикой «Герб, флаг, гимн Ачинска». Тематическое мероприятие в детской библиотеке «Символика Красноярского края»

4.

Выставка фоторабот «Любимый Ачинск». Выставка-конкурс совместных работ детей и родителей «Мой город».

5.

Викторина «Путешествие по родному городу». Литературная гостиная «Городские достопримечательности».

                  «Наше наследие»

1.

«В гостях у ветерана тыла Марты Михайловны  Кох»

2.

Экскурсии «Памятники, мемориальные доски, достопримечательности Ачинска»

3.

Целевая прогулка по         ул. Ленина. Закрепление знаний о первых улицах, зданиях, жилых домах нашего города.

4.

Экскурсия в детскую библиотеку имени            А.С. Пушкина. Знакомство с творчеством художников, поэтов, писателей нашего города: Гимберт Юрий, Анатолий Чмыхало, Борис Богатков, Нестеренко Юрий и др

5.

Выставка детскородительских работ «История нашего города»

6.

Детско-взрослые проекты «Я знаю мой город», «Мой любимый уголок».

«Город труженик»

1.

Встреча с интересными людьми «Город нефтяников и металлургов», «Почетные жители города- Прасковья Васильевна Мирошникова, Мельников Геннадий Николаевич, Демьяненко Егор Александрович.

2.

Экскурсия на почту «Кто работает на почте?»

3.

Встреча с династией металлургов «Я горжусь своей профессией»

4.

Фотовыставка, коллаж «Моя рабочая семья»

5.

Музыкальное развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»

«Город спортивный»

1.

Видеобеседа «Двукратная олимпийская чемпионка Мастеркова С.А.»

2.

Целевые прогулки на стадион  «Олимп», «Нептун», плавательный бассейн «Нептун»

3.

Встреча с воспитанниками ДЮСШ

4.

Фото презентация «Мама, папа, я – спортивная семья»  

5.

Физкультурный праздник «Малые олимпийские игры»

«Природа родного города»

1.

Презентация «Знаю и люблю реку Чулым»

2.

Экскурсия в «Парк Победы», наблюдение за флорой парка

3.

Акции: «Накорми птиц зимой», «Посади дерево», «Помоги природе»

4.

Викторины «Растения и животные нашего края», «Красная книга»

«Праздники нашего города»

1.

Видеопрезентация «Праздники нашего города»

2.

Экскурсия «Наш культурный центр»

3.

Семейные проекты «Праздники нашей семьи»

4.

Литературная страничка «Город-праздник»

5.

Концерт «День города»

         Ожидаемый результат:

1. Дети знают и называют место проживания: город, край; градообразующие предприятия родного города и их значимость; символику, достопримечательности; имеют представление об основателях и знаменитых людях Ачинска.

2. Дети знают о флоре и фауне города и края, оберегают и сохраняют природу.

3. Дети знают и называют место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; проявляют внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывают посильную помощь.  

4.Организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Библиографический список:

  1. Болотина Н.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. Методическое пособие. М., 2003. 2. Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны//Дошкольная педагогика, №4 (99)/ апрель/2014, стр.28-32. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением правительства РФ от 5 октября 2010г. №795. 4. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М., 2005. 5. Дошкольникам о защитниках Отечества/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. –  М., 2006. 6. Зацепина М.Б.  Народные праздники в детском саду. – М., 2006. 7. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. –  М., 2007. 8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004. 9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.:Мозаика–Синтез,2010г.; 10.  С чего начинается Родина ?,  под ред. Л.А. Кондрыкинской. –  М., 2006. 11.  «Успех» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Авторский коллектив: Березина Н. О., канд. мед. наук, Бурлакова И. А., канд. псих. наук, Веракса Н. Е., доктор псих. наук, Герасимова Е. Н., доктор пед. наук, Гогоберидзе А. Г., доктор пед. наук, Деркунская В. А., канд. пед. наук, Доронова Т. Н., канд. пед. наук, Дякина А. А., доктор филол. наук, Евтушенко И. Н., канд. пед. наук, Каменская В. Г., доктор псих. наук, Кузьмишина Т. Л., канд. псих. наук, Сомкова О. Н., канд. пед. наук, Степанова М. И., доктор мед. наук, Сушкова И. В., доктор пед. наук, Трубайчук Л. В., доктор пед. наук, Федина Н. В. канд. пед. наук . Под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. наук . Научный руководитель:В.В. Рубцов, академик РАО, доктор псих. наук Москва. «Просвещение». 2009.

        

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - ________________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

На тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

1. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? _____________________________________________________

2.С чего необходимо начинать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются(лись)?        ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?______________________________________________________________________

5.Какие традиции есть у вашей семьи?______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?_____________________________________________________________

7. Знает ли ребенок свой домашний адрес, телефон?__________________________

8. Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?_______________________________

9. Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?__________________________

10.Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?__________________________

11. А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?____________________________

12. Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку о них?____________

13. А у вас дома есть какие-нибудь мини-музеи или коллекции? (какие)______________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Нужно ли нам развивать нравственно- патриотическое направление в детском саду?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Обоснуйте свой ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Чем Вы готовы помочь в этом направлении? Ваши предложения._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...