Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста " Вода-источник жизни!"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Александра Михайловна Алёшина

Участие в данном проекте расширит, обогатит знания детей о водных ресурсах планеты, о значимости воды для всего живого на Земле, о влиянии людей на ее запасы и состояние. Сформирует у детей естественнонаучные представления о свойствах воды и ее состояниях. В процессе реализации проекта дети научаться взаимодействовать с другими участниками (детьми и взрослыми). У дошкольников сформируется экологически осознанное отношение к водным ресурсам. Проектная деятельность позволит выразить свое отношение к проблеме в творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 компенсирующего  вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект: исследовательско-творческий

(с детьми старшего дошкольного возраста группа №12)

« Вода – источник жизни!»

Подготовила: Алёшина Александра Михайловна, воспитатель

                                               

Санкт – Петербург

2021

Введение

Актуальность проекта:

Создавая себе комфортные условия для жизни, человек привык брать от природы все, что ему необходимо, ничего не отдавая взамен. К сожалению, многие люди считают, что запасы воды на Земле неисчерпаемы, ведь не зря она называется «Голубой планетой». Отсюда неисправные, незакрытые краны; не отремонтированные, протекающие трубы; мусор в водоемах; сточные воды; застройка природоохранной береговой линии и т.д.

Актуальность проекта состоит в том, что дети ежедневно сталкиваясь с водой, пользуясь ею, не осознают ее ценности. Они воспринимают воду, как что-то вечное, которое всегда под рукой. Ведь в семье, если и говорят об экономии воды, то практически всегда имеют в виду ее стоимость. У детей не достаточно сформировано представление о значении воды для всего живого на Земле, и о том, что на планете есть места, где воды не хватает или практически совсем нет. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к воде в природе и в быту.

Проект актуален еще и тем, что позволяет вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми. Что, несомненно, поможет родителям глубже вникнуть в жизнь ребенка в детском учреждении. А так же проект позволяет интегрировать образовательные области.

Проблема: Почему говорят, что воду надо экономить?

Тип проекта: Исследовательско – творческий

Продолжительность: 1 неделя (краткосрочный)

Участники: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Цель проекта: сформировать у детей осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу; понимание значения воды в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта:

1.Продолжать знакомить детей с одним из самых важных компонентов природы – водой и ее свойствами.

2.Закреплять и углублять знания детей о многообразии состояний воды в природе и о ее природных источниках.

3.Дать элементарные представления о круговороте воды в природе, о взаимосвязях, существующих в природе.

4.Развивать коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности детей и взрослых.

5.Уточнять представление детей о значении воды в жизни человека и влиянии человека на состояние водных ресурсов Земли.

6.Формировать осознанно- бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, без которого не возможна жизнь на земле.

7.Воспитывать экологическое сознание, научить бережно и экономично относиться к воде в быту.

Формы и методы работы, используемые в ходе реализации проекта:

-        чтение художественной литературы;

-        игры (сюжетно - ролевые, дидактические, речевые);

-        беседа;

-        выставка детских работ «Берегите воду»;

-        прослушивание песенок;

-        просмотр презентации;

-        просмотр обучающих мультфильмов;

-         проведение опытов с водой.

Предполагаемый результат:

Участие в проекте расширит, обогатит знания детей о водных ресурсах планеты, о значимости воды для всего живого на Земле, о влиянии людей на ее запасы и состояние. Сформирует у детей естественнонаучные представления о свойствах воды и ее состояниях. В процессе реализации проекта дети научаться взаимодействовать с другими участниками (детьми и взрослыми). У дошкольников сформируется экологически осознанное отношение к водным ресурсам. Проектная деятельность позволит выразить свое отношение к проблеме в творческой деятельности.

Механизмы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный

II этап – основной

III этап – заключительный.

I этап – подготовительный

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей.

Работа педагога на данном этапе изучение литературы, подготовка материала по данной теме, разработка формы работы с детьми, родителями, воспитателями, отбор художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды в группе, подбор дидактических игр по теме проекта, консультации для родителей с целью ознакомления с темой проекта, раздача домашнего задания (собрать материалы по теме проекта: стихотворения, рассказы, загадки, пословицы и поговорки, фразеологизмы, нарисовать рисунок для выставки по теме проекта), разработка плана мероприятий по реализации проекта.

II этап – (основной)

Планирование совместной деятельности по образовательным областям.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

13.12.2021 –

17.12.2021

Речевое развитие:

Беседа: «Вода в жизни человека»;

Чтение художественной литературы:

- р/н сказка «По щучьему веленью»;

- С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб»;

- С. Маршак «Водопровод»;

- А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- Ф. Тютчев «Весенние воды»;

- А. Веденский «Песенка о дожде»;

- Н.Заболоцкий «На реке»;

Чтение поговорок и пословиц о воде: загадывание загадок;

Дидактические игры:

- «Какой бывает вода»;

- «Льдинки, снежинки, капельки»

Социально – коммуникативное  развитие:

ОБЖ. Беседа на тему: « Безопасность на льду»;

Сюжетно-ролевая игра: «Экологический десант»;

Беседа: «Путешествие капельки»;

Познавательное развитие:

Опытно-экспериментальная деятельность. Экспериментирование с водой;

Просмотр обучающих мультфильмов

« Фиксики. Вода»,

« Смешарики. Вода и жизнь»;

Дидактическая ига

« Для чего нужна река? Откуда берёт начало?»

Просмотр презентации «Загрязнение вод России».

Художественно – эстетическое развитие:

Раскрашивание раскрасок по теме проекта;

Рисование

« Снеговик. Снег - одно из состояний воды»;

Рисование рисунка к выставке: « Берегите воду»;

Слушание музыки:

- Свиридов «Дождик»

- Шаинский «Облака»

Физическое развитие:

Подвижные игры:

- «Море волнуется раз …»;

- «Ручеек»;

- «Ручейки – озера»

Анкетирование родителей по экологическому воспитанию ребёнка;

Рекомендации родителям по подбору художественной литературы по теме проекта, для чтения дома.

Размещение информации для родителей на тему экологического воспитания детей.

Индивидуальная беседа по теме

« Безопасность на льду»

Рекомендации по подбору обучающих мультфильмов и дидактических игр по теме проекта.

Помощь родителей в печати раскрасок по теме проекта.

Изготовление рисунка к выставке, совместно с ребёнком, в условиях дома.

Внесение в группу демонстрационного материала; по теме бесед.

Подготовка художественной литературы.

Внести в группу дидактических игр.

Подготовить демонстрационный материал

« Безопасность на воде»

Внести в группу атрибуты для сюжетно – ролевой игры.

Внести в группу демонстрационный материал по теме беседы.

Подготовить материал для проведения опытов с водой.

Подготовка видеозаписей для просмотра обучающих мультфильмов по теме проекта и подготовка презентации « Загрязнение вод России».

Внести  в группу Д/И « Для чего нужна река».

Внести в группу раскраски.

Подготовить материалы для рисования.

Включить аудиозапись.

Создать условия для оформления выставки детских работ «Берегите воду!»

III этап – заключительный

Обогащение знаний детей о водных ресурсах планеты, о значимости воды для всего живого на Земле, о влиянии людей на ее запасы и состояние. В процессе реализации проекта дети  взаимодействовали с другими участниками (детьми и взрослыми). У дошкольников сформировалось экологическое осознанное отношение к водным ресурсам. Проектная деятельность позволила выразить свое отношение к проблеме в творческой деятельности.

Продукты детской деятельности:

1.Выставка детских работ «Берегите воду!».

 2.Рисование на тему : « Снеговик. Снег - одно из состояний воды»

Оценка результатов и отчетность:

Проект оказался интересным и полезным для детей и родителей. Дети поняли, что вода одно из самых главных богатств на планете, она несет жизнь растениям, животным и людям, без нее все живое гибнет. В ходе проекта дети уточнили свойства воды и то, как люди ее используют. У детей сформировалось представление о том, почему некоторые водоемы гибнут и почему запасы питьевой воды становятся меньше. Познакомились с тем, какие меры надо принимать для сохранения водных запасов. Проект способствовал большему сплочению родительско - детского коллектива.

Список используемой литературы:

1. Вода – это жизнь. / Журнал «Детская энциклопедия», №10, 2006, 55 стр.

2. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

3. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6 – 7 лет. Сценарии для ДОУ. М., Сфера, 2010,с. 92.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2005.

5. Скоролупова О. А. Вода. М., 2005.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. М., Сфера, 2008, 96 стр.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Цель проведения данного анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем центре и его осуществления в семье.

Фамилия имя ребёнка, возраст:

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

Да; Нет; Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?________

______________________________________________________________________

3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (города)?

Да    Нет   Не знаю

4. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

Да    Нет     Не знаю

6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами

Чтение художественной литературы природоведческого содержания

Другие формы_______________________________________________________

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

Высокий   Средний    Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе ?В лесу? У водоёма?

Да. Каким образом? __________________________________________________

Нет

9.Экономите ли вы воду дома, на даче?_________________________________________________________

Спасибо!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

  Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

 В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплоченнее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

 «Игры экологического содержания».

Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Человек и природа. Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению, уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Значение экологических игр:

 Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память. Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Хотелось бы познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.

Игра «Цепочка».  Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет».   На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, про звучащим в игре.  Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1.заяц, ёж, лиса, шмель;

2.дождь, снег, облако, роса;

3.роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4.корова, волк, овца, кролик;

5.трясогузка, паук, скворец, сорока;

6.бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7.ель, берёза, яблоня, осина;

8.лиса, свинья, лось, кабан

9.кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

10. лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки».   Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».   Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» -  ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает».  Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например, при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.



Предварительный просмотр:

Экологическая сказка : «Путешествие капельки или о круговороте воды в природе»

Цель: Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.

Высоко в голубом красивом небе жила Крошка – капелька. Её мама была белым мягким облаком. Целый день капелька с мамой летали по небу и ловили порывы ветра. А поймав его, весело кружились и танцевали.

Однажды, когда мама уснула, Крошка – капелька не удержалась и соскользнула с облака вниз, на землю. Она давно хотела понять, что происходит с такими как она капельками на земле. Капелька попала в ручеек, где её окружили другие капельки. Все они куда - то спешили, капелька тоже поспешила с ними и немного успокоилась. Ручеек уже становился широкой рекой, а капельки продолжали спешить дальше. Вот уже река стала огромным морем, и капелька качалась на его теплых волнах. В небе ласково светило солнышко, становилось всё жарче.

Наконец капелька почувствовала себя такой легкой, что поднялась в воздух и полетела. На небе капелька нашла свою маму - облако и расспросила обо всем, что с ней случилось за день.

Оказалось, что это не последнее её путешествие к земле. Мама рассказала, что в будущем капельке предстоит стать пушистым снегом, весенним дождем, белым градом, полить много цветов и деревьев, стать льдом на лужах или паром над кастрюлькой, а может и искриться в струях водопада. Вот какие необыкновенные превращения ждали нашу маленькую капельку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «мы на луг пойдем»

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»

Мусорная проблема огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся   в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невер...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде…» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейска муниципального образования Ейский районЭкологический проект для детей старшего дошкольного...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»

Проблема   исследования:Не достаточное понимание дошкольниками проблемы утилизации мусора.Цель проекта:Наглядно показать, что у ненужных вещей есть вторая жизнь....

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Дети за раздельный сбор мусора!»

Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами.Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно с...

Экологический квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Вода – источник жизни на Земле".

Данный материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Игровые задания будут интересны детям, они построены в форме квест-игры. В ходе игры дети становятся следопытами, ищут волшебную вод...