Экологический квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Вода – источник жизни на Земле".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Уколова Елена Александровна

Данный материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Игровые задания будут интересны детям, они построены в форме квест-игры. В ходе игры дети становятся следопытами, ищут волшебную воду- источник жизни на Земле, отгадывают загадки, играют в подвижные игры, проводят игры-соревнования. На протяжении всей игры детей сопровождает игровой персонаж - Капелька. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический квест для детей старшего дошкольного возраста "Вода – источник жизни на Земле".

Цели и задачи: учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса и умение решать экологические задачи; формировать развитие исследовательских и познавательных навыков и умений у старших дошкольников, привлечь детей к активному участию в квесте; создать для детей интерактивную атмосферу.
Оборудование и материал: план – карта с направлением движения и заданиями для участников игры. Диск с записями песни из м/ф «Маша и медведь» «Если утром дети умываются», музыка для танца «Вода и огонь», картинки, на которых изображено, кому и зачем нужна вода, машина – игрушка и крупный строитель. Листы формата А1, клей, кисти, салфетки. Зонт, шапочка «Туча», медальки с изображением капелек, палочки с атласными лентами и бумажным корабликом на конце 4 штуки, 4 тазика и 2 губки, 2 детских ведерка, шприц без иглы и рыбка –игрушка, 2 обруча, 2 банки и ракушки, камушки, перчатки, пакеты, плакаты: «Как нельзя себя вести в природе». «Следы», стрелочки, конверты с заданиями.

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята, у нас сегодня необычное мероприятие квест – игра. Все мы станем следопытами - практиками в поисках волшебной воды-источника жизни на Земле. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная. Посмотрите у нас есть план – карта наших действий и нашего перемещения и, если выполнить все задания вы найдете и узнаете, где находится вода, а может быть и где она прячется. За каждый правильный ответ вы будете получать следующую часть карты.


Есть чудесная водица,

Без нее нам не прожить,

Не умыться, не напиться

И здоровыми не быть.

Утром только лишь проснешься -

Сразу личико умой.

Будешь чистым и красивым,

Подружись скорей с водой.

Дискотека с Машей под песню «Если утром дети умываются» из м/ф «Маша и медведь».

Ведущий: А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки. Демонстрируется презентация «Круговорот воды в природе». Загадка изображена на слайде, дети отгадывают.
1. Где он только не бывает,
Там водица прибывает.
Не имеет рук и ног,
Но водою всех польет. Дети - (дождь).

2. С небес к нам падает она,
Ажурна, очень холодна.
К нам упала на ресницы,
Превратилась вся в водицу. Дети - (снежинка)

3. Кто бежит по горным склонам,
тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
прячет хвостик голубой? (ручеек)

4. Стало хмуро за окном,
дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи появились всюду... (лужи)
лама

5. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)

6. Мы говорим: она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед;
Но никуда не убегает. (вода)

7. Очень добродушная, я мягкая послушная,
Но когда я захочу, даже камень источу. (вода)

8. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

9. Висит под окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

10. Если солнце не смеётся,
Что с небес на землю льётся? (дождь)

11. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься… (Лёд)

Ведущий: Ребята, вы справились с первым заданием. Видите, как много мы знаем о воде, она бывает в разных агрегатных состояниях: жидкая – капелька, ручеек, вода и твердая – это снежинки, сосульки и лед, газообразная - это пар. Мы получаем новое задание и начинаем движение по следам, которые нас и приведут в гости к ….

Выбегает ребенок дождь:
Стойте, стойте
Я грустить вам не велю,
Буду я весь день здесь плакать,
Лужи разведу и слякоть,
Всем вам ноги промочу.

Ведущий: Подожди дождь, ты лучше с нами поиграй в игру «Солнышко и дождик».
Ведущий: Молодцы, ребята. Дождь покапал и прошел и появилась капелька.
Ребенок капелька предлагает подвижную игру «Ходит капелька по кругу».
Воспитатель — тучка, дети — капельки. По сигналу: «Дождик!» капельки двигаются, прыгают, танцуют, убегают от тучки. По сигналу тучки: «Ручейки!» капельки строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс или на плечи впереди стоящему и произвольно бегают каждый в своей колонке друг за другом. Ручейки бегают, не мешают друг другу. По сигналу: «Озеро!» каждый ручеёк, взявшись за руки, образуют круг — озеро. По сигналу: «Солнышко!» капельки вытягивают руки вверх — испаряются. По сигналу: «Домой!» капельки возвращаются в тучку (бегут к тучке).

Ведущий: Ребята, капелька будет нашим проводником. Вот мы и пришли и здесь в конверте другое задание: игра – соревнование «Чей корабль быстрее приплывет».
Дети должны намотать на палочку атласную ленту, к концу которой прикреплен кораблик. В игре участвует 3-4 человека.
Ведущий: отгадайте - ка кто это? Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая?
Дети: вода, капелька.
Капелька-проводник ведет детей к объекту, который указан на план - карте и проводит игру «Выжми губку».
В игре участвуют 2 команды. Дети должны перенести воду из одного тазика в другой с помощью губки. (4 тазика, 2 губки) Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.

Капелька: Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия. Упражнение «Спаси рыбку».
Педагог: дети правильно выполнили все задания, может ты поможешь нам отыскать четвертый конверт. (Дети находят конверт, который спрятан за пенечком. В конверте часть карты с дальнейшим маршрутом). Дети вместе с Капелькой проходят по следам в противоположную часть зала.

Капелька приглашает мальчиков для игры «Прохождение болота».
Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".

Дети получают новое задание проводится игра «Для чего нужна вода?»

Ведущий: Капелька, наши ребята уже очень много знают о воде и для чего она нужна. Сейчас мы тебе расскажем. Ребята, выберут те картинки, на которых показано, кому и зачем нужна вода и расскажут почему без воды жить никак нельзя.
Ответы детей: Мы утром умываемся и чистим зубы. Для этого нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не наведешь порядок в доме. Рыбы, птицы, растения, животные, цветы, грибы, насекомые - не могут жить без воды. И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Педагог обобщает, что без воды не сделаешь очень многих и простых дел, воду ничем не заменишь. Даже несколько часов человеку сложно прожить без воды. А ещё вода помогает людям в чрезвычайных ситуациях, с помощью неё тушат лесные и производственные пожары. И сейчас это сделают наши ребята под музыку.

Танец «Воды и огня».

Лесной пожар, ребята – это стихийное бедствие, которое наносит значительный урон в природном комплексе. Я предлагаю вам побыть в роли спасателей.

Проводится игра «Потуши пожар».
По пять человек в каждой команде, дети передают ведро над головой (без воды). Выигрывает та команда, которая быстрее передаст ведро.

Ведущий: Пожар мы быстро потушили, а вот и капелька спешит к нам с следующим конвертом.
Капелька: Ребята человеку нужна и важна каждая капелька воды и сейчас мы в этом убедимся. Проводится игра «У кого быстрее и больше заполнится банка» (в банку с водой закладываются камешки и ракушки). По окончании игры дети встают в круг, каждый у своего кружочка, а Капелька в середину.

Игра «Сухое - прячем руки за спину,  мокрое - хлопаем в ладоши».
Ребенок называет слова и контролирует выполнение команды. Слова - лужа, дым, сосулька, пар, снег, подушка, река, барабан, трава, океан, ручеек, баранка, овсянка, дождь.

Капелька хвалит детей и предлагает отправиться в путь дальше. Дети следуют за ней, но неожиданно останавливаются у пруда. Что же делать, как нам перебраться через пруд? (Предполагаемые ответы детей).

Капелька вывозит большую машину с крупным конструктором, достает из неё коробку со следующим заданием «Построить мост».
Мы сможем построить мост, если будем дружными и действовать сообща. Вот здесь дощечки для мостика. Нам надо встать цепочкой и передавать дощечки друг другу, а наш проводник построит мост. По мосту можно пройти, только взявшись за руки. Дети по очереди передают дощечки, а Капелька выкладывает их через импровизированный пруд, затем все переходят по ним, взявшись за руки.

Педагог: Я вас приглашаю в гости к нашему пруду. Посмотрим все ли в порядке на берегах и на воде. Вдруг понадобится наша помощь. Поможем? Захватим с собой перчатки, пакеты под мусор и плакаты: «Как нельзя себя вести в природе».

Дети по следам стрелочкам перемещаются по залу и проводят игру «Очисти пруд от мусора» - Капелька предлагает собрать мусор в пакет и вспомнить общие правила посещения водоема.

Капелька: Спасибо вам большое. Вы выполнили все задания, я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. Но я хочу вас отблагодарить и подарить каждому из вас памятки «Правильное поведение детей на водоемах».
Дети: Спасибо, тебе Капелька! До свидания!

Ребята, а закончить наше мероприятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда.
Эта волшебница – наша вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"...

Конспект квест-игры по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения «Незнайка в стране ПДД».

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...

Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР

ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...

Сценарий квест - игры по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Пусть счастлива будет земля, давай её, сохраним ты и я»

Цель: Прививать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать. Воспитывать чувство ответственности. Задачи:1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Р...

Сценарий патриотической квест-игры «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: сформировать у детей чувство гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны; воспитать уважение к старшему поколению, ветеранам.Задачи:- создать условия для «по...

Квест – игра (развлечение)для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни «В поисках сокровищ острова Здоровья».

Итоговый квест-игра, по закреплению у детей страшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Именно с детства мы начинаем формировать привычки правильного питания, пользе закаливания и за...

Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим нашу Землю».

Цель: углубить экологические знания у детей, закрепить у детей знания об обитателях Земли (животные, насекомые, растения); продолжать формировать бережное отношение к живой и неживой природе; воспитан...