История Золотой хохломы
методическая разработка (подготовительная группа)

Шумилова Татьяна Викторовна
Конспект непрерывной образовательной деятельности
На тему: «История Золотой хохломы»
      
                                                              Воспитатель: Шумилова Т.В.
 
Возрастная группа: для детей подготовительной группы.
Тема:  «История Золотой  хохломы».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры и творчества.
Задачи: 
Образовательные: Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Хохломской росписи». Познакомить детей с хохлоской росписью. 
Развивающие: Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на произведения народных мастеров.
Виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность
Формы организации: групповая
Форма реализации: наглядные, словесные, игровые
Оборудование: Изделия хохломского народного промысла, проектор, краски, кисти, стаканчики непроливайки, простой карандаш,салфетки, альбомный лист с контурным изображением матрешки.
Демонстрационный материал: Изделия хохломского народного промысла, презентация «История Золотой хохломы».
Предварительная работа: подготовить  выставку  изделий хохломского народного промысла, презентацию «История Золотой хохломы», образцы элементов хохломской  росписи.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте  ребята! У меня в руках приглашение на экскурсию в Семёновский историко-художественный музей ,который находится в городе Семёнов Нижегородской области. Хотели бы Вы отправиться на экскурсию и узнать историю Золотой хохломы?
Ответы детей.
Воспитатель:  Устраивайтесь поудобнее на свои места ребята.
 Посмотрите ребята на экран.(Дети смотрят презентацию «Историю хохломской росписи». А так же рассматривают  изделия хохломских мастеров).
Воспитатель: Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода в селе Хохлома. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии. 
Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Основы орнаментов: на крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно. 
 
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята поиграть в игру 
Игра "Разрезные картинки"
Ход игры: Предлагаю разделиться на 6 команд по 3человека.
Воспитатель: обратите пожалуйста внимание на образцы,  внимательно их рассмотрите. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение изделия, та команда которая справится быстрее, та и победит.
Замечательно все команды справились. 
 
Воспитатель:  А сейчас ,я предлагаю вам отправится в музей , где мы с вами увидим изделия мастеров хохломской росписи. Посмотрите ребята, как красиво расписаны изделия хохломской росписи. А вы ребята хотите попробовать создать свои изделия с хохломской росписью?  
Воспитатель: Ну а теперь мы с вами отправимся в мастерскую (за столы) создавать ваши изделия с хохломской росписью. У каждого из вас матрешка будет индивидуальная, нарисованная с понравившимся  вам элементом хохломской росписи. Посмотрите на экран и выберите понравившийся вам элемент росписи.
Воспитатель: Ребята, ну а созданную вами композицию вы можете забрать домой и глядя на нее вы будете вспоминать о нашей экскурсии.
Рефлексия
Воспитатель:- Ребята ,вам понравилась экскурсия?
 Что вам больше всего запомнилось? 
-Что вам понравилось из народного промысла? 
-Какую краску вы использовали в своей работе?
-Кому бы Вы хотели рассказать о нашей экскурсии? 
-На какую экскурсию Вы хотели бы отправиться в следующий раз?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustoy.docx7.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

На тему: «История Золотой хохломы»

     

                                                              Воспитатель: Шумилова Т.В.

Возрастная группа: для детей подготовительной группы.

Тема:  «История Золотой  хохломы».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры и творчества.

Задачи: 

Образовательные: Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Хохломской росписи». Познакомить детей с хохлоской росписью.

Развивающие: Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на произведения народных мастеров.

Виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность

Формы организации: групповая

Форма реализации: наглядные, словесные, игровые

Оборудование: Изделия хохломского народного промысла, проектор, краски, кисти, стаканчики непроливайки, простой карандаш,салфетки, альбомный лист с контурным изображением матрешки.

Демонстрационный материал: Изделия хохломского народного промысла, презентация «История Золотой хохломы».

Предварительная работа: подготовить  выставку  изделий хохломского народного промысла, презентацию «История Золотой хохломы», образцы элементов хохломской  росписи.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте  ребята! У меня в руках приглашение на экскурсию в Семёновский историко-художественный музей ,который находится в городе Семёнов Нижегородской области. Хотели бы Вы отправиться на экскурсию и узнать историю Золотой хохломы?

Ответы детей.

Воспитатель:  Устраивайтесь поудобнее на свои места ребята.

 Посмотрите ребята на экран.(Дети смотрят презентацию «Историю хохломской росписи». А так же рассматривают  изделия хохломских мастеров).

Воспитатель: Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода в селе Хохлома. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Изделия для хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Но перед тем, как на них рисовать, поверхность покрывается грунтовкой и блестящим маслом по специальной технологии.

Потом эту блестящую поверхность лудят - втирают в нее мягкой тряпочкой алюминевый порошок, от чего она становится серебристой и очень гладкой, а после покрытия лаком - золотистой. Расписывают посуду "под хохлому" масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Основы орнаментов: на крупных предметах, блюдах и мисках, вокруг розетки рисовался квадрат или ромб с мягко закруглёнными углами. На поставцах или солонках, имеющих цилиндрическую форму, мастера создавали рисунки поднимающихся от земли побегов. Чем ниже высота изделия, тем напряженнее движение волны орнамента, обегающего его. Чем выше изделие, тем круче волна раскидистой ветви. Вся поверхность предмета гармонично заполнялась орнаментом. Праздничная посуда украшалась более затейливо и пышно.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята поиграть в игру

Игра "Разрезные картинки"

Ход игры: Предлагаю разделиться на 6 команд по 3человека.

Воспитатель: обратите пожалуйста внимание на образцы,  внимательно их рассмотрите. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение изделия, та команда которая справится быстрее, та и победит.

Замечательно все команды справились. 

 

Воспитатель:  А сейчас ,я предлагаю вам отправится в музей , где мы с вами увидим изделия мастеров хохломской росписи. Посмотрите ребята, как красиво расписаны изделия хохломской росписи. А вы ребята хотите попробовать создать свои изделия с хохломской росписью?  

Воспитатель: Ну а теперь мы с вами отправимся в мастерскую (за столы) создавать ваши изделия с хохломской росписью. У каждого из вас матрешка будет индивидуальная, нарисованная с понравившимся  вам элементом хохломской росписи. Посмотрите на экран и выберите понравившийся вам элемент росписи.

Воспитатель: Ребята, ну а созданную вами композицию вы можете забрать домой и глядя на нее вы будете вспоминать о нашей экскурсии.

Рефлексия

Воспитатель:- Ребята ,вам понравилась экскурсия?

 Что вам больше всего запомнилось?

-Что вам понравилось из народного промысла?

-Какую краску вы использовали в своей работе?

-Кому бы Вы хотели рассказать о нашей экскурсии?

-На какую экскурсию Вы хотели бы отправиться в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

История возникновения «Золотой хохломы».

История возникновения «Золотой хохломы»....

Конспект НОД "История Золотой Хохломы"

Конспект НОД "История Золотой Хохломы"...

Презентация на тему "История Золотой Хохломы"

Презентация на тему "История Золотой Хохломы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»...