Дополнительная программа о детском самоуправлении КГКУ «Емельяновский детский дом»
материал

Чуркина Галина Владимировна

Дополнительная  программа  

о детском самоуправлении

КГКУ «Емельяновский детский дом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoupravlenie.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

РАССМОТРЕНО:

на заседание методического объединения КГКУ

«Емельяновский детский дом»

Протокол №__ от

 «___» _________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

___________________

«___» _________ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор

______________

Приказ №____

«___»________2020г.

Дополнительная общеразвивающая программа  

о детском самоуправлении

КГКУ «Емельяновский детский дом»

п.г.т Емельяново 2020

«В детском коллективе каждый должен

научиться командовать и подчиняться».

А.С. Макаренко

Пояснительная записка.

Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном, но

и на нравственном здоровье семьи. Наиболее грозным стало увеличение размеров «социального сиротства» вследствие падения нравственных устоев в семье, изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, отчаяния, потери сил и доверия ко всем и к самому себе, снижения уровня интеллекта. Поэтому количество детей из неблагополучных семей неуклонно растёт, они попадают в детские дома. Практически все дети, попавшие в детские дома, педагогически запущены. К тому же у детей из таких семей много проблем: иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, трудности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми, инфантилизм, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения (до попадания в детский дом,), неспособность к сознательному выбору и др.

Задача любого детские дома – социальное определение – выбор детьми

своей роли и позиции в обществе. Самая серьёзная проблема в сиротском учреждении –

полное отсутствие приспособленности выпускников к самостоятельной жизни. Один из способов выхода из такой ситуации – организация в детском доме самоуправления, где ребёнок сможет ещё до выхода из стен детские дома попробовать свои силы в самостоятельной жизни.

Самоуправление – одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием,

когда предпочтение отдаётся свободному, стимулирующему типу взаимоотношений, именно через развитие детского самоуправления можно попробовать решить проблему социального определения выпускников детских домов.

1. Общее понятие о детском самоуправлении

Детское самоуправление – это организация совместной и самостоятельной

жизнедеятельности в детском коллективе, в котором каждый воспитанник может найти свое место, реализовать свои способности и самоутвердиться.

Детское самоуправление создается с целью координации деятельности

педагогического и ученического коллективов по развитию демократических отношений в управлении детским домом.

Детское самоуправление способствует сотрудничеству педагогов и воспитанников,

учит детей планировать, организовывать, анализировать свою деятельность, формируя  активную личность, воспитывает деловитость, требовательность, настойчивость, принципиальность, самокритичность.

Детское самоуправление является структурным подразделением учреждения и

осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом детского дома и настоящим положением.

Главным органом детского самоуправления является Совет детского дома, который

направляет и организует важнейшие моменты жизнедеятельности коллектива.

1.1  Цели и задачи детского самоуправления

Главная цель: содействовать развитию личности ребенка посредством обучения всех

детей основам демократических отношений в детском доме, в обществе, обучению управления собой, своей жизнью в коллективе, ненасильственному взаимодействию.

Задачи:

Развитие творческой инициативы, самостоятельности в решении личных и

общественных проблем, возможности самоутвердиться и быть принятым.

Воспитание ответственности за порученное дело, требовательности к себе и членам

своего коллектива, воспитание организаторских навыков, умение учитывать и контролировать свою работу и работу других.

Формирование положительного отношения к детскому дому, чувство хозяина своего

детского дома, взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу.

1.2. Принципы работы органов детского самоуправления

Открытости и доступности – детские органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им. Все дети могут принимать участие в самоуправленческой деятельности независимо от того, к какому первичному коллективу или объединению они относятся;

Добровольности и творчества – первичным детским коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;

Равенства и сотрудничества – в детских коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения. Первичные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнёрства;

Непрерывности и перспективности – органы детского самоуправления действуют и в учебное, и в каникулярное время; дети могут создавать постоянные и временные объединения.

2. Календарно-тематическое планирование работы по развитию

детского самоуправления

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Школа актива

1.1

Развитие личностных качеств

10

5

5

1.2

Учеба актива самоуправления

9

5

4

1.3

Практическая работа в органах самоуправления

9

-

9

2

Заседания Большого совета детского дома

9

-

9

3

Заседания самоуправления

35

17

18

Итого:

72

27

45

2.1. Школа актива

В условиях детского дома, когда воспитанники живут, в среднем, 3 - 6 лет, да и количество детей варьируется в пределах 60 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. "Новички", которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у детей, у взрослых - требуют внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения раздела "Школа актива" в нашем самоуправлении.

Предполагается, что через систему занятий будет проходить обучение подростков

(актива самоуправления: членов отделов секторов) навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения.

Также воспитанники обретут знания основных форм и методов организации досуга.

Школа актива рассчитана на группы ребят, имеющих как постоянные, так и временные

поручения.

Цель: активизация общественной и творческой деятельности детей.

Задачи:

1. Обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослы-

ми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности.

2. Выработка партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.

3. Формирование социально-нравственной позиции.

В результате у актива должно быть выработано:

умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;

умения организовать дело;

умение работать в команде;

умение вести дискуссию;

умение анализировать;

коммуникативные умения;

адекватная самооценка.

Раздел Школа актива включает три этапа:

1. развитие личностных качеств или организационный этап. Он включает занятия, на

которых у воспитанников - активистов формируются организаторские умения и

навыки на основе моделированных управленческих ситуаций.

2. учеба актива самоуправления или информационный этап - занятия, на которых

активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация,

закрепляется на основе практического применения знаний.

3. Практический этап включает в себя практическую работу в органах самоуправления -

управленческая практика.

                             Занятия школы актива.

Тема занятия

Количество часов

1.

Развитие навыков общения и взаимодействия

3

2.

Развитие навыков самооценки и понимания других.

3

3.

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации)

3

4.

Развитие навыков принятия и исполнения решений

3

5.

Обобщающее занятие

1

Игры, используемые при работе с подростками в группах на занятиях школы актива.

Название

Краткое описание

Цель игры

Количество детей

Примечания

1.

"Путаница"

Каждый берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

5-10

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.

2.

"Вася - Вася"

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, второго - имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.

Знакомство, внимание, наблюдательность и координация.

5-10

Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата. Довольно сложно, участники с медленным типом мышления могут выпадать из процесса.

3.

Имена - качества

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д. начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса - любовь, Сергей - скромность) которое он мог бы принести в эту группу сегодня.

Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности

Любое

Подходит для начала занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.

4.

Вопросы на бумажках

Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (вариант - на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны

Любое

Возможный уход от серьезной работы - написание вопросов типа "Какого цвета у меня волосы?". Ведущий заранее может сказать, каково было бы ему получить такой "вопрос отмазку".

5.

Мозговой штурм

Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения по определенным правилам. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии.

Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Любое

Техническое обеспечение - ватман, маркеры разных цветов.

6.

"Поиск общего"

Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью и т.д.

Знакомство, внимание к личности другого и осознавание проявлений своей личности

8-30

Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д.

7.

"Времена года"

Участники молча развиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомически изображает свое время года, задача остальных - угадать какое.

Разрядка, знакомство, сплочение группы

10-25

-

8.

"Дни рождения"

Участники молча сроятся в линейку по дням рождения.

Разрядка, знакомство, сплочение группы

5-30

-

9.

"Эхо"

Один человек что-то говорит всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо.

Взаимодействие "личность - группа", обратная связь.

5-25

При желании можно добавлять жесты.

10.

"Зеркало"

В парах один человек повторяет движения другого. Вариант - вся группа повторяет движения одного.

Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь.

Любое

-

11.

"Выход-вход в круг"

Задача одного из участников любым способом выйти или войти в круг, задача группы не дать ему это сделать. Применимы любые методы - от физических до убеждения.

Противостояние группе, умение убедить, умение сказать "нет"

6-12

Может стимулировать групповой процесс

12.

"Семеро козлят и волк"

Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью "волк", треть - "коза", треть - "козленок". "Козлята" идут в свой дом, а "волки" и "козы" (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они "козы" и, что им надо открыть дверь. "Козлята" решают пускать или нет. Если пустили "волка" то он забирает 1-2 "козлят", ели "козу" не пустили, то 1-2 "козленка" умирают от голода.

Умение сказать "нет", умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным отношениям

12-25

Подростки обычно действуют по принципу "нравится - не нравится", а не делают выводы из формы и содержания убеждения.

13.

"Мои особенности и преимущества"

Рисунок на чистом листе на данную тему или рисунок или надписи на бланках (например на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнять информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем.

Формирование позитивной самооценки, внимание к собственной личности и к особенностям другого.

7-15

Рисунки желательно оставить участникам и предложить им обращаться к нему в дальнейшем, что-то дополнять.

14.

Карта моей души

Рисунок на чистом листе либо на бланке с контурами территорий. По желанию можно показать рисунок группе и рассказать где и что находится.

Формирование "Я - концепции", возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.

10-20

Если всем захочется делиться рисунками, процесс может затянуться и стать скучным для участников. Рисунки участников хорошо взять себе и возвращаться к ним в дальнейшем.

15.

"Преодоление препятствий"

Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: "Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из "препятствий" было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, и т.д. требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствий. Одно условие - не наносить друг другу физического или морального ущерба. Каждый из участников команды обязательно должен быть и препятствием и преодолевающим"

Необходимо мобилизовать всю свою волю к победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять "что хочет препятствие", как и каким образом его следует преодолевать.

7-10

Очень эмоциональная игра. В ее процессе поощряется открытое проявление эмоций. Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В конце игры проводится тщательное обсуждение.

16.

"Клубок"

Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его коснулась лично обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую "паутинку" можно распутать, а можно скомкать

Осознавание общности проблем и возможности взаимоподдержки

Любое

Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания.

17.

Деловая игра "Предотвращение употребления ПАВ"

Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреждений. Задача - предотвращение употребления их в учебном заведении ПАВ. Как это сделать, решается с помощью техники мозгового штурма

Осознавание степени своего участия в решении проблемы

Любое

Правила проведения мозгового штурма

18.

Кочки

На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не становясь на пол построится в правильном порядке.

Сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблем.

7-10

-

19.

"1,2,3,4,5"

Участники произносят счет "1,2,3,4,5" делая движения руками (как бы стуча в дверь, сначала правой рукой, потом левой, сначала на уровне головы, потом на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз "ХИ", затем назад и 5 раз "ХА". Убыстряя тем делают это 5 раз, затем 4,3,2,1.

Разрядка, позитивные эмоции.

Любое

-

3. Структура детского самоуправления

В начале учебного года на общем собрании детей и работников тайным или открытым

голосованием выбирается президент детского дома.

С целью выбора кандидатов на работу в секторах проводится изучение

 общественного мнения через опрос детей и педагогов.

Избранный президент детского дома с учетом общественного мнения формирует  сектора   и назначает:

  • председателя глав секторов, секретаря,

главу сектора образования,                                                                                                               главу сектора Культуры и досуга,                                                                                               главу сектора Патриот (волонтерство)                                                                                         главу сектора ЗОЖ, Отряд « Порядок».

За каждым сектором  закрепляется педагог-куратор, который помогает организовать работу сектора.

В состав самоуправления  входят президент, выбранной всеми ребятами  детского дома, председатель глав самоуправления , секретарь (составляют командиры семей), представители  секторов , педагог-куратор.

На собраниях в семьях избирается члены секторов. Председатель глав самоуправления  формирует все сектора.  И записывает туда представителей   данных секторов ответственных воспитанников.  

3.1. Президент детского дома

Президент избирается путем всеобщего тайного голосования. Перед выборами кандидаты в президенты подают свою заявку.

Президент представляет детский дом на всех общих совещаниях, собраниях, он

активный участник КТД.

Президент детского дома, совместно с главами секторов разрабатывает подробный план действий и следит за их реализацией.

Советуется со старшими (администрация детского дома); подчиняется непосредственно директору детского дома; его заместителю; куратору самоуправления;

Своими указами дает развитие идеи КТД, указывает на недостатки в работе, выступая

через орган печати, отмечает лучших;

Президент детского дома адекватно реагирует на критику со стороны ребят и

взрослых;

Проводит регулярные заседания (в том числе экстренные) самоуправления детского дома;

Контролирует работу секторов, планирует общие дела на основании решений секторов детского дома;

Отвечает за организацию соревнования между семьями, подводит его итоги;

Знает Устав детского дома;

Организует выборы;

Ведёт отчётную документацию, которая включает в себя:

- списки членов самоуправления и его заседания;

- отчёты о проведённых мероприятиях;

- акты нарушений дисциплины.

Главы секторов:

Цель: формирование и развитие у воспитанников умения управлять средними и малыми

коллективами, создание атмосферы в детском доме, обеспечивающее решение внутренних

проблем.

Задачи:

Создание рабочей структуры учащихся, решающей внутренние проблемы;

Управление и организация внеурочной деятельности воспитанников;

Вовлечение наибольшего числа воспитанников в процесс управления и организации

жизни детского дома;

Главы секторов:

Подчиняется Президенту детского дома;

Выполняет функции проводника идей и мыслей ребят, выносит их на обсуждение;

Коллегиально обсуждает вопросы, проблемы детского дома;

Организует соревнование внутри детского дома, подводит его итоги;

Вносит предложения о стимулировании группы или кого-либо лично, а также о

наказании;

Функции членов Самоуправления:

Главы секторов:

  • Контроль за деятельностью отрядов;
  • Составление общего плана мероприятий по всем отделам;
  • Контроль и оказание помощи в выполнении общего плана;
  • Организовывать Советы, сборы, как плановые, так и внеплановые;
  • Взаимодействие с администрацией детского дома.

Образовательный отдел:

  • оказывает посильную товарищескую помощь отстающим в учебе;
  • ежемесячно составляет табель успеваемости детей, воспитанников детского дома.
  • проводит информационные часы

Отдел ЗОЖ: Отряд « Порядок»

  • проведение профилактических и спортивных мероприятий;
  • содействует поддержанию порядка в жилых помещениях и на территории Учреждения;
  • организует и проводит все важнейшие санитарно-гигиенические мероприятия;
  • проведение конкурсов (на лучшую комнату);
  • помощь в организации физкультурных часов и проведении утренней

       зарядки.

Культурно - досуговый отдел:

  • объединяет работу кружков; 
  • организует и проводит праздники, вечера и др. культмассовые мероприятия;
  • содействует художественному оформлению помещений к праздникам;
  • отвечает за сохранность музыкально-усиливающей аппаратуры;
  • отвечает за издание стенных газет и наглядной агитации работы детского    самоуправления.

Отдел «Патриот» волонтерство

  •   активное участие в делах семьи, детского дома, своего поселка, края;
  • организуют тематические акции, встречи, конкурсы, посещение музеев,                  памятников;
  • организация помощи ветеранам и пожилым людям, уход за обелисками;
  • оформление информационных стендов по правовому и патриотическому    воспитанию;
  • взаимодействие с соц. институтами: «Совет ветеранов», «Юнармия», Емельяновский краеведческий музей.

3.2. Большой Совет детского дома

Большой совет детского дома включает:

директора  детского дома,

зам. директора по ВР

президент детского дома,

  • председатель, секретарь

главы секторов,

педагоги-кураторы,

Большой Совет детского дома строит свою работу в соответствии с Уставом ДД.

Большой Совет детского дома утверждает состав самоуправления.

Большой Совет детского дома рассматривает любые вопросы, касающиеся жизни дет-

ского дома, намечает перспективы работы детского дома.

Большой Совет детского дома может заслушивать любую информацию по вопросам

работы детского дома, работы президента и глав секторов.

Большой Совет детского дома анализирует ход выполнения принятых решений

Большой Совет детского дома вправе рассматривать конфликты между педагогами и

воспитанниками детского дома.

Большой Совет детского дома собирается не реже одного раза в месяц, а также может

быть созван по просьбе любого члена Совета детского дома.

Оценка деятельности органов  самоуправления дается на семейных и

общедомовых собраниях, на Большом Совете детского дома.

4. Роль педагогов в развитии органов детского самоуправления.

По отношению к самостоятельным детским органам самоуправления педагог выступает

в качестве консультанта, советчика, действует как единомышленник, союзник по общей работе;

Педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии сделать сами: дети должны

стать самостоятельными;

Педагог не имеет права подменять органы самоуправления и самостоятельно принимать

решения;

При обсуждении вопросов педагог высказывает свою точку зрения, обязательно

обосновывая её;

Педагог добивается, чтобы решение органов самоуправления было выполнено. Если

педагог считает невозможным выполнение решения органов самоуправления, он должен апеллировать, а не отменять решение вышестоящего органа.

5 Стимулирование.

За добросовестную, творческую работу стимулировать членов детского самоуправления

из премиального фонда детского дома один раз в год.

Решение о стимулировании председателя и президента принимают члены самоуправления и утверждает Совет детского дома.

Решение о стимулировании глав секторов , членов секторов принимает групповое собрание детей, Совет детского дома утверждает или отменяет данное решение.

6 Детское самоуправление сотрудничает с другими государственными и общественными организациями в соответствии со своими целями и задачами.

7  Прекращение деятельности

    7.1. Деятельность детского самоуправления может быть прекращена по принятию соответствующего решения общего собрания воспитанников учреждения, если за данное решение проголосовало не менее 2/3 субъектов и в порядке, предусмотренном законодательством.

8   Документация

8.1. К документации детского самоуправления учреждения относится:

  •    протокол общих собраний воспитанников
  •    протокол заседаний совета.

         9. Ожидаемые результаты:

  • создание единого коллектива детей и взрослых;
  • повышение уровня социализированности воспитанников;
  • приобретение нового социального опыта, в том числе опыта разновозрастного общения.

Приложение 1

Список самоуправления по секторам

Название сектора

Ф.И. воспитанников

Куратор отдела

 (составляют командиры семей)

Президент детского дома

Протасов Максим

председатель

Златковский Данил

Златковский Данил

Протасов Максим

Ткачев Владимир

Константинова Алина

Прохоров Кирилл

Дутов Максим

Константинов Никита

Макаренко Александра - секретарь

Администрация Д.Д.

Чуркина Г.В..

Образовательный

Глава сектора:-

Царев Валера

 

Царев Валера

Дутова Надежда

Макаренко Александра

Орлова Аня

Яковлев Саша

Садыкова Лера

Путято О.В

Культуры и досуга

Глава сектора:-

Константинова Алина

Антонян Андрей

Парубова Вера

Ромашкина Настя

Константинова Алина

Панурская Н.И.

ЗОЖ

Глава сектора:- Златковский Егор

Тимушева Ринат

Брагин Сергей

Златковский Егор

Мурзич Виктор

Сазанаков Дмитрий

Жданов Данил

Кузнецов А.Н.

Отряд

« Порядок»

Глава сектора:-

Протасов Максим

Константинов Никита

Протасов Максим

Златковский Данил

Макаренко Василий

Константинова Алина

Садыкова Лера

Златковский Егор

Чуркина Г.В.

Патриот

Волонтерство

Глава сектора:-

Константинов Никита

Ткачев Вова

Мурзич Витя

Мурзич Саша

Денисенко Иван

Константинов Никита

Прохоров Кирилл

Кузнецова И В

Бернштейн Е.В

Список воспитанников может изменяться в соответствии с выявлениями интересов воспитанников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа обучения старших дошкольников плаванию в детском саду "Золотая рыбка"

Основной направленностью  дополнительной  программы «Золотая рыбка» является совершенствование полученных умений и навыков старших дошкольников элементарным  видам плавания, безоп...

Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду

Программа дополнительного образования по художественному творчеству в детском саду "Разноцветный калейдоскоп"...

Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"

Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста  с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического развития «Фабрика детского сада» для детей 5-6 лет.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;  самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчест...

Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"

данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием....

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда»

Организация образования по дополнительным программам дошкольного образования в  МБДОУ «Детский сад № 28 «Надежда» на 2022-2023 учебный годОрганизация образования по дополнительн...