Консультация на тему: «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в современных условиях»
консультация

Васильева Ольга Николаевна

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения.Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других людей .

        А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tol.odt22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия «УВК №1» структурное подразделение детский сад

Консультация  

на тему: «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в современных условиях»

Подготовила: Васильева О.Н., воспитатель первой квалификационной категории

29.11.2021г.

г.Воронеж

     А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

   В настоящее время  актуальной проблемой на мировом уровне стало воспитание толерантности. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении.  Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста необходимо приобщать детей не только к традициям и обычаям  своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, ее социально-экономический статус – важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом..

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения.. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других людей .

     Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Как известно, ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста- игра, поэтому необходимо организовывать разнообразные виды игр. Необходимо организовывать сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; народные подвижные игры, дидактические, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача, словесные и другие.

 Работа с детьми должна включать в себя на ряду с традиционными и инновационные средства и методы, способствующие развитию толерантных качеств у воспитанников:

1. Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

2. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.  Например, игры и игровые упражнения, направленные на: развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»; развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»; развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»; гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»; регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»; обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Этюды и упражнения, направленные на: воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и мое настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

5. Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

6. Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

7. Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов .

Таким образом, все эти методы позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Консультация по теме: "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Консультация для педагогов «Формы и методы формирования толерантности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время обраща...

Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях"

Консультация поможет воспитателям объяснить  детям, в современных экономических и политических  условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...

Консультация на тему: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Консультация на тему:«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»....