Утренний круг
методическая разработка (старшая группа)

Поносова Светлана Федоровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug_starshaya_gruppa.docx63.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рациональное планирование воспитательно – образовательного процесса в детском саду обеспечивает систему работы, позваляет охватить весь объем программных задач. Как правило, воспитатели много внимания уделяют планированию организации образовательной работыс детьми на занятиях, забывая, что учебная деятельность – это далеко не главный и далеко не единственный вид деятельности дошкольника. Каждый отрезок времени в режиме дня, каждый режимный процесс можно и нужно использовать для расширения кругозора и познавательного развития детей.

Ребенок не станет полноценной личностью без гармоничного общения с окружающими его людьми – источниками внименияи поддержки, партнерами по игре и труду, носителями знаний об окружающем мире.

Система воспитания дошкольника должна быть ориентированна в первую очередь на личностное, индивидуальнон развитие ребенка.

Современная дошкольная педагогика обладает целым рядом практическиз разработок и новаторских достижений по развитию навыков эффиктивного взаимодействия и саморегуляции поведения дошкольников особое внимание при этом уделяется первым часам пребывания детей в детском саду. От правильной их организации зависит настроение, эмоциональная и познавательная активность ребенка, его желание общаться с взрослыми и сверстниками.

В данной книжке – самоделке предлагаю примерные сценарии познавательного общения в утренние часы.

В соответствии с темой подобраны стихотворения, пальчиковы, подвижные  игры, минутки вхождения в день, помогающие сплотить детский коллектив, способствующие формированию внимательного отношения друг к другу.

В рамках тем разработаны беседы, подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации.

Главное условие такого познавательного общения – добровольное участие каждого ребенка.

Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

Основными задачами утреннего сбора являются:

  • создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
  • формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
  • развитие произвольной регуляции поведения;
  • развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;
  • формирование представлений об окружающем мире.

Утренний круг

Старший дошкольный возраст

«Осень»

1 Позывные  утреннего круга

Звонко дудочка играет,

Всех вас в круг приглашает.

2Организация утреннего круга.

Встанем рядом с лучиками нашего большого  солнышка.

3 Игра приветствие – «Дружба»

Добрый день, мой милый друг. (рукопожатие)

Посмотрите – ка вокруг. (Поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты, (кладем правую руку на плечо соседа)

Здесь есть я  (кладем правую руку  себе на грудь)

Будем вместе  (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши)

Дружить (Соединяем руки ладонями)

4 Обмен информации.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Сколько всего осенних месяцев?

Дети: Три.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Как можно назвать осень в сентябре?

Дети: Ранняя, золотая, разноцветная.

Воспитатель: Почему осень золотая и разноцветная?

Дети: Золотая, потому что, листья пожелтели, а разноцветная, потому что листья на деревьях разного цвета – зеленые, красные, желтые.

Воспитатель: Что происходит с листочками осенью?

Дети: Меняют цвет, опадают, кружатся, летят.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру – «Листья»

5 Игра по теме - «Листья»

Ребенок  в шапочке осени стоит  в центре зала, держит в руках обруч с разноцветными ленточками,   остальные дети – листики, «летают», кружатся.

Воспитатель говорит слова:

Листья падают, кружатся.

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

Я один листок возьму

А потом другой и третий –

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу большой букет.

Дети должны быстро подбежать и взяться за ленточку. Кому ленточки не хватило, выходит из игры.

6 Проблемная ситуация.

Воспитатель: Что, ребята, будет, если осень не наступит, а сразу придет зима?

Дети: Замерзнет все в огороде, животные не приготовятся к зиме.

Воспитатель: Давайте, позовем осень.

7 Пальчиковая гимнастика.

 Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи!   ( зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавные движения ладонями)

Тихо на землю ложатся (ладони гладя по коленям)

Солнце нас уже не греет (сжимаем и расжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы(«птица» на двух скрещенных руках)

Дождик к нам в окно стучится (барабанят пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (иммитируем)

И ботинки обуваем ( топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, октябрь, и ноябрь (кулак, ребро, ладонь)

8. Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

9   Предоставление права выбора центра активности.

Воспитатель:  В свободное время вы можете поиграть в центрах, которые вы выберете.

В центре творчества я вам приготовила расскраски, материал для лепки. В уголке математике вы можете посчитать, сколько там листочков, желудей. В уголке природы, можете поиграть в игру «С какого  дерева лист». А теперь пусть каждый из вас подумает и решит, в каком уголке он будет играть.

Ребята выбирают для себя, чем бы они хотели заняться ,и расходятся по центрам активности.

« Оснние листочки»

1 Позывные утреннего круга.

Звонко дудочка играет,

Всех нас в круг приглашает.

2 Организация утреннего круга

Встаньте рядом с лучиками нашего большого солнышка. Предлогаю поприветствовать друг друга.

3 Игра приветствие – «Дружба»

Добрый день, мой милый друг. (рукопожатие)

Посмотрите – ка вокруг. (Поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты, (кладем правую руку на плечо соседа)

Здесь есть я  (кладем правую руку  себе на грудь)

Будем вместе  (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши)

Дружить (Соединяем руки ладонями

4 Обмен новостями

Воспитатель:

Я недавно ходила в парк и сейчас прочитаю стихотворение о том, что я там видела.

У березок, у сестричек – ленты желтые в косичках.

В красный шарф одеты клены.

В пестрых платьецах газоны.

На рябине украшенья –

Алых ягод ожерелье

Воспитатель. Ребята, о каком времени года это стихотворение?

Дети:  Это стихотворение об осени.

Воспитатель:  А какие новости у вас?

Выслушиваем детей.

Воспитатель: Ребята, расскажите листочку, какая бывает осень?

5 Речевая малоподвижная игра -  «Какая бывает осень»

Ты лети, лети листочек,

Быстро быстро по рукам.

У кого сейчас листочек,

Какая осень скажет нам.

Дети: Печальная, дождливая, пасмурная, холодная, теплая,  таинственная, ранняя, поздняя, интересная.

Воспитатель: Послушал вас листок, и захотелось ему  самому полетать и посмотреть на осень.

6 Зрительная гимнастика «Листочки»

Ах, как листики летят, всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной

Разноцветный расписной

Шу – шу- шу, шу -  шу -  шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок.

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Шу – шу- шу, шу -  шу -  шу.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат.

Шу – шу- шу, шу -  шу -  шу.

Как листиком шуршу.

7 Проблемная ситуация.

Воспитатель.  Посмотрите, ребята, у меня есть вот такая красивая коробка. Как вы думаете, что в ней лежит?

Дети высказывают свои  предположения.

Воспитатель:  Что можно сделать, чтобы узнать, что в коробке?

Дети: Открыть коробку, затолкать руку в коробку и определить что там.

Дети на ощупь определяют, что лежит в коробке.

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в листочки

8 Малоподвижная игра -  «Мы осенние листочки»

Мы листочки, мы листочки, мы-  осенние листочки.

Мы на веточках сидели, ветер дунул – полетели.

Ветер снова вдруг подул, и листочки с веток сдул.

Покружил их, покружил и на землю опустил.

Мы летали, мы летали, а потом  летать устали!

Перестал дуть ветерок, мы присели все кв кружок.

 Нам очень надо, чтобы после  лета к нам пришла осень,  давайте ее позовем. 

9 Пальчиковая гимнастика.

 Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи!   ( зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавные движения ладонями)

Тихо на землю ложатся (ладони гладя по коленям)

Солнце нас уже не греет (сжимаем и расжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы(«птица» на двух скрещенных руках)

Дождик к нам в окно стучится (барабанят пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (иммитируем)

И ботинки обуваем ( топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, октябрь, и ноябрь (кулак, ребро, ладонь)

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки,и наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

9   Предоставление права выбора центра активности.

Воспитатель:  В свободное время вы можете поиграть в центрах, которые вы выберете.

В центре творчества я вам приготовила расскраски, материал для лепки. В уголке математике вы можете посчитать, сколько там грибов, шишек кедровых . В уголке природы, можете поиграть в игру «Назови дерево». А теперь пусть каждый из вас подумает и решит, в каком уголке он будет играть.

Ребята выбирают для себя, чем бы они хотели заняться ,и расходятся по центрам активности.

  

Тема «Овощи»

1 Позывные утреннего круга.

 Звонко дудочка играет

Всех нас в круг приглашает.

2 Организация утреннего круга

 Воспитатель: Сейчас  приглашаю вас встать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3 Игра приветствие – «Дружба»

Добрый день, мой милый друг. (рукопожатие)

Посмотрите – ка вокруг. (Поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты, (кладем правую руку на плечо соседа)

Здесь есть я  (кладем правую руку  себе на грудь)

Будем вместе  (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)

Жить (хлопаем в ладоши)

Дружить (Соединяем руки ладонями)

 Воспитатель: Ребята,  какое настало время года?

Дети : Осень.

Воспитатель: Что наступила осень, можете мне доказать?

Дети: Одевать стали куртки, сапоги. Листья пожелтели, в огородах уберают урожай. В садах поспели яблоки и груши. День стал короче.

Воспитатель: Во что вы сегодня утром оделись?

Выслушиваем каждого ребенка.

4 Проблема.

 Воспитатель: Как вы думаете, почему в народе говорят: « Осень – запасиха, зима прибериха

Дети: Потому, что дома варят компот, солят огурцы, капусту, выкапывают картошку. А зимой мы это все съедаем.

 Воспитатель:  Давайте перечислим, что растет у нас в огороде.

5 Динамическая пауза

Огурцы, капуста, перец (дети загибают пальцы на обеих руках)

В огороде нашем  есть (круговые движения ребром ладони однойруки по раскрытой ладони другой)

Сварим суп, в салат порежем

Можем и сырыми съесть (хлопки в ладоши)

 Воспитатель: Как вы думаете, как собирают капусту?

Дети: Капусту срезают.

Воспитатель:  Правильно капусту  срезают. Как собирают морковь.

Дети: Морковь выдергивают.

 Воспитатель:  Да, морковь выдергивают. Какие еще овощи выдергивают как морковь?

Дети: Выдергивают - свеклу, редис, лук, чеснок, репу.

Воспитатель: Как собирают перец , баклажаны?

Дети: Баклажангы и перец – срывают.

Воспитатель:  Правильноих срывают. Какие еще  овощи можно срывать?

Дети:  Срывают - огурцы, помидоы, горох.

6 Подвижная игра «Овощи»

Как – то вечером на грядке

Репа, свекла. Редька. Лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначало встали в круг

(останавливаются, крутят водящего)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбегаются, приседают, водящий ищет)

(дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга  - водящий с завязанными глазами)

Воспитатель: В какое время  уберают весь оражай с огорода?

Дети:  С огорода все убирают осенью.

Воспитатель: предлагаю пригласить осень к  нам.

9 Пальчиковая гимнастика.

 Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи!   ( зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся (плавные движения ладонями)

Тихо на землю ложатся (ладони гладя по коленям)

Солнце нас уже не греет (сжимаем и расжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы(«птица» на двух скрещенных руках)

Дождик к нам в окно стучится (барабанят пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (иммитируем)

И ботинки обуваем ( топаем ногами)

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, октябрь, и ноябрь (кулак, ребро, ладонь)

Воспитатель:  Ребята, все мы знаем такой овощь, как картофель, любим из него готовить суп, картофельное пюре, поэтому и картофеля на зиму загатавливают много. Как же собирают его из земли?

Дети: Картофель -  выкапывают

Воспитатель : Правильно его выкапывают.

 Воспитатель: Кто выращивает урожай?

Дети: огород выращиваю родители, бабушки и дедушки.

Воспитатель: Предлагаю выполнить дыхательную гимнастику –

7 Дыхательная гимнастика :

 «Капуста растет»

И.П.,: сидя на корточках. 1 – медленноподниматься – вдох;

2 – на выдохе произносить: «о – о – о  - ох!»

«Вкусная груша»

И.п,:о.с. 1 – вдох; 2 –на выдохе произносить: «М.- м- м- м!»

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки,и наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

9   Предоставление права выбора центра активности.

Воспитатель:  В свободное время вы можете поиграть в центрах, которые вы выберете.

В центре творчества я вам приготовила расскраски, материал для лепки. В уголке математике вы можете посчитать,  по сколько там разныз  овощи. В уголке природы, можете поиграть в игру « Вершки, корешки», «Собери картинку» .  А теперь пусть каждый из вас подумает и решит, в каком уголке он будет играть.

Ребята выбирают для себя, чем бы они хотели заняться ,и расходятся по центрам активности.

«Что происходит в природе»

1 Позывные утреннего круга

Звонко дудочка играет,

Всех  нас в круг приглашает.

2 организация утреннего круга

Воспитатель: Сейчас приглашаю вас встать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3 Приветствие:

Здравствуй мир, здравствуй свет!

Здравствуй, добрый человек!

Доброе утро, скажу я лисам и полям!

Доброе утро, скажу всем друзьям!

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!

4 Обмен новостями

Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:  А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные  ветры, желтеет и высыхает трава. Лужи покрываются корочкой льда. Поспевает клюква.

Воспитатель: Что происходит в природе в октябре?

Дети: Дни короче, ночи длиннее. Солнце светит мало, идет холодный дождь, ночью заморозки, цветы замерзли, ветер срывает листь с деревьев. Исчезли насекомые, птицы улетели в теплые края. Солнце светит редко.

Воспитатель: что происходит с природой в ноябре?

Дети:  Идут дожди и снег, лед на лужах, деревья стоят голые, покрытые инеем.

Воспитатель: Предлагаю вам сыграть в игру, чтобы вы могли запомнить и правильно различать и называть погоду.  Посмотрите, у меня в руках букет из осенних листьев, кому в руки попадет этот букетик, тот и отвечает. Какая  бывает погода осенью:

5 Дидактическая игра «Погода осенью»

Когда дует ветер – ветренная;
Когда идет дождь – дождливая;

Пасмурно – пасмурная;

Хмуро -  хмурая;

Сыро -  сырая;

Ясно  -  ясная;

Холодно – холодная

Тепло -  теплая

Ненастно - ненастная

6 Проблема.

Воспитатель: Необходимы ли осенью дожди, ведь в огороде все прибрали, цветы завяли?

Дети: Наверно не надо.

Воспитатель: Дожди оснью очень нужны, особенно для растений. Потому что именно осенью земля впитывает влагу

Воспитаттель: Теперь приготовьте свои пальчики и повторяйте за мной.

7 «Пальчиковая гимнастика»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Дети ударяютпо столу, пальчиками обеих рук начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять,

(беспорядочно ударяют по столу пальчиками обеих рук)

Шел поспешно по привычке,

(«шагают» и указательнымипальчиками обеих рук по столу)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

(ритмично ударяют, то ладонями, кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: - ох!

(ударяют, по столу пальчиками обеих рук начиная с большого)

И ушел.  

(один  хлопок)

Газон засох.

(Ритмично ударяют ладонями по столу)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас хочу пригласить поиграть в хороводную игру – «дождик», кто желает выходите , садитесь по кругу –будете «тучками».  А я встану, возьму накидку и превращусь в «дождик».

8 Хороводная игра «Дождик»

«Дождик ходит внутри круга рядом с детьми, встряхивая в их сторону венчиками, и проговаривает слова:

 - Кап, кап, кап, буду долго капать так.

Если только захочу. Всех ребят я намочу.

«Дождик» проходит в центр круга. Дети втают, берутся за руки и проговаривают слова

 - Дождитк нас пугаешь зря

(дети двигаются хороводным шагом)

Не  боимся мы тебя.

Капай, сколько хочешь.

(сужают круг, подходя к «дождику)

Нас ты не намочишь!

(расходятся, расширяя круг)

Под веселую музыку дети бегают в рсссыпную. «дождик» пытается их «намочить», дотрагиваясь венчиками. Дети, до кого дотронулся «Дождик», поднимают руки вверх. Вместе считают количество «промокших» под дождем»

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и  наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

9   Предоставление права выбора центра активности.

Воспитатель:  В свободное время вы можете поиграть в центрах, которые вы выберете.

В центре творчества я вам приготовила расскраски,  и вы сами сможете нарисовать осень по месяцам.  Кто – то нарисует рисунок ,где  будет изображено, что происходит в сентябре, кто – то в октябре и ноябре.  В уголке математике вы можете посчитать, сколько  на тучке дождинок. В уголке природы, можете поиграть в игру « Вершки, корешки», «Собери картинку» .  А теперь пусть каждый из вас подумает и решит, в каком уголке он будет играть.

Ребята выбирают для себя, чем бы они хотели заняться ,и расходятся по центрам активности.

«Овощи и фрукты»

1 Позывные утреннего круга

Звонко дудочка играет,

Всех  нас в круг приглашает.

2 организация утреннего круга

Воспитатель: Сейчас вас приглашаю встать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3 Приветствие:

Здравствуй мир, здравствуй свет!

Здравствуй, добрый человек!

Доброе утро, скажу я лисам и полям!

Доброе утро, скажу всем друзьям!

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!

Воспитатель: Я вам, ребята, приготовила «вкусную» игру.

4 Дидактическая игра «Угадай, что съел»

Воспитатель: К кому  я подойду, тот закрывет глаза. Я подам кусочек овоща или фрукта, вы кусочек попробуете  на вкус, и определите  овощ  это или фрукт.

5. Новости.

Воспитатель: В овощах и других полезных продуктах содержится большое количество витаминов, и каждый витамин имеет своё имя и большое значение для организма.

- витамин А очень важен для зрения

- витамин В помогает хорошей работе сердца

- витамин Д делает наши руки и ноги крепкими

- витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым.

(вывешиваю картинки)

В сырых овощах больше всего витаминов.

6.Проблема

-Посмотрите в корзинку, на какие две группы можно разделить то, что в ней лежит?

Дети: Можно разделить на  - овощи и фрукты.

Воспитатель: Какие овощи вы знаете?

Дети: Морковка, капуста, кабачок, свекла, огурец.

Воспитатель: Какие фрукты вам известны?

 Дети: Апельсин, лимон, абрикос,  яблоко, груша,

Воспитатель: Назови свой любимый фрукт.

 Каждый ребенок называет свой  любимый фрукт.

Воспитатель: Почему овощи и фрукты полезные?

Дети: Овощи и фрукты полезны, потому что в них есть витамины.

Воспитатетель: для чего нужны  нам витамины?

Дети: Витамины нужны для того, чтобы мы хорошо росли, были здоровыми.

 Витамины – это полезные вещества, которые нужны нам для укрепления здоровья.

Воспитатель. Ребята, предлагаю сделать для укрепления здоровья и упражнения.

7. Динамическая пауза.

 Пейте все томатный сок,

( Ходьба на месте)

Кушайте морковку!

( Руки к плечам, руки вверх).

Все ребята будете

( руки на пояс, наклоны в сторону)

Крепкими и ловкими

(руки на пояс, приседания.)

Грипп, ангину, скарлатину –

(руки на пояс, прыжки)

Все прогонят витамины!

( ходьба на месте.)

Воспитатель:  Я, ребята, знаю одну интересную эстафету. Вот перед вами тазики с водой, а вних разные овощи и фрукты. Вылавливать будите только фрукты, вот этими лопатками.

8. Подвижная игра – эстафета «Вылови овощь из воды»

Дети делятся на две команды, по сигналу берут лопатку, бегут до тазика с водой, вылавливают овощь и бегут к своей команде, передают лопатку другому ребенку и эстафета продолжается. 

Воспитатель: Вы очень бысторо бегали и немного запыхались.  Для того, чтобы востановить дыхание предлагаю поиграть в игру  - «Ветер – ветерок – буря».

9. Дыхательная гимнастика «Ветер – ветерок – буря»

Ребенок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох легкий, почти не слышный,  затем струя   выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Призносим звук  - у.

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и  наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

9   Предоставление права выбора центра активности.

Воспитатель:  В свободное время вы можете поиграть в центрах, которые вы выберете.

В центре творчества я вам приготовила трафареты с овощами и фруктами, где вы  сможете их обвести и расскрасить, В уголке математике посчитать овощи и фрукты. Приготовила вам ножницы и клей , где вы можете вырезать и наклеить любые овощи фрукты которые вы любите.  А теперь пусть каждый из вас подумает и решит, в каком уголке он будет играть.

Ребята выбирают для себя, чем бы они хотели заняться ,и расходятся по центрам активности.

«Съедобные и  ядовитые грибы»

1 Позывные утреннего круга

Звонко дудочка играет,

Всех  нас в круг приглашает.

2 Организация утреннего круга

Воспитатель: Приглашаю встать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3 Приветствие

Встанем рядышком друг с другом

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть вот такое большое, мягкое, красное, красивое сердечко. Давайте передадим его по кругу и скажем своему соседу справа что – то хорошее, доброе.

 (дети передают сердечко по кругу и говорят свои пожелания или комплименты своему соседу).

4. Новости.

Воспитатель:- Ребята, мы с вами не виделись целых два дня: субботу и воскресенье. Наверняка, у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться с нами.

 (дети делятся своими новостями).

5 Работа с календарём.

Воспитатель предлагает дежурному сказать, какое сейчас время года, месяц,  , часть суток. Ребенок рассказывает и отмечает все данные на календаре.

6 Проблема 

Воспитатель:  Скажите, если вы пойдете в лес, то какие грибы будете собирать?

Воспитатетль: Сейчас поиграем в игру:

7 Дидактическая игра «Доскажи словечко»

 На ковре разложены картинки грибов. По мере разгадывания загадок, соответствующие  грибы складывают в корзину.

1. Растут в лесу сестрички

Рыжие…. (лисички)

2. На пеньке сидят ребята

Называют их…. (опята)

3. Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…. (подосиновик)

4. Средь молоденьких сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок…. (масленок)

5. Серенькие шапочки

Рябенькие ножки

Под березой растут

Как же их зовут? (подберезовики)

6. На толстой белой ножке

Коричневая шапка

Наверняка любой грибник

Найти мечтает…. (боровик)

Воспитатель: А сейчас пришла пора, с пальчиками поиграть детвора.

8. Пальчиковая игра «Грибы»

 Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг»
Показывают удивление, развод руки в стороны.
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь,

 Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки

  Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой, Все грибы нecy с собой.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

Воспиптатель:  Вот сколько съедобных грибов мы положим в корзинки! Ребята, а вы знаете, как правильно нужно собирать грибы?

Дети: Грибы срезают ножиком.

Воспитатель: Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом. Но если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут непрошеные гости. Угадайте какие?

В лесу есть гриб, что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это….(поганки)

Ножка белая, прямая, Шапка красная, большая

А на шапке, как веснушки.  Возле леса на опушке,

Украшая темный бор. Вырос пестрый как Петрушка

Ядовитый….(мухомор)

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, откуда гриб мухомор получил своё название? 

Предполагаемые ответы  детей.

Воспитатель: Когда он состарится, края его шляпки загнутся кверху, и его шляпка превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Но не простая – а, ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо - мор.

- Ну что ж, съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу.

9.Динамическая пауза «По грибы»

Осеннею порою, мы в лес с тобой придем,

(шагают на месте)

Грибов корзину целую, в лесу мы соберем!

(Приседание)

Летает паутина и падает листва,

(покачивают руками над головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава

(«шуршат» ногами)

По тонкому мосточку, ручей мы перейдем,

(идут на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем

(наклоны вниз)

Раздвинем тарвку палочкой и там увидем вдруг

(перекрестные движения прямых  рук)

Цветные сыроежки рассыпалист вокруг

(кружатся на месте)

А на полянках крепкие боровики стоят

(пружинка)

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят

(ставят руки «елочкой» над головой)

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли,

(повороты вправо -  влево)

Грибов корзину целую домой мы принесли!

(хлопают в ладоши)

10. Подвижная игра «Мухомор»

В группе стоят «мухоморы». Нескольким ребятам завязывают глаза.

Перед нами бор.

А в бору  - мухомор.

Мухомор стоит,

на детей глядит.

Мухомор кто соберет,

 тот из круга уйдет

Если ребенку попадается  хороший гриб, то он если может, то называет гриб, который нашел, а если  - мухомор, то выходит из игры.  

Презентация центров.

Воспитатель:  А сейчас давайте разделимся на группы и каждая из групп, пойдет в определённый центр и посмотрит, произошли ли там какие – то изменения.

Дети после осмотра центров рассказывают об увиденных изменениях.

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и  наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

 

 

 

«Как звери к зиме готовятся»

1 Позывные утреннего круга

Звонко дудочка играет,

Всех  нас в круг приглашает.

2 Организация утреннего круга

Воспитатель: Приглашаю вас всать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3Приветствие

«Дружная семья»

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, , она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

4Проблема.

Воспитатель: Ребята, что происходит? Ходила я летом  часто в лес и видела там зайчиков  - сереньких,  а сейчас почемута бегают зайки какие -  то  половина серые, половина белые.  Ежиков вообще не встречаю сейчас, хотя летом попадались. Белки летм были рыжие, а теперь какие – то серые, что все это значит?

Дети: Это значит, что все звери готовятся к зиме.

5 Пальчиковая гимнастика

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля

Поочередно соединяют, начиная с больших пальцев обеих рук, на каждую примету

Река покрывается льдом в ноябре

Руки сжимают « в замок»

Медведь в берлоге крепко спит.

Всю зиму до весны сопит

Спит зимой бурундук,

Колючий южик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начина с мизинца

Только заинке не спится –

Убегает от лисицы.

 Показывает большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов.

Напетлял и был готов!

Соединяют большой палец правой руки с  указательным  левой руки и наоборот

Воспитатель:  Ребята, каких диких животных вы знаете?

Дети:  Медведь, лиса, заяц, волк, ежик, марал, лось.

Воспитатель: Скажите, если например, появится волк,  то как мы его узнаем?

6Дидактическая игра «Опиши животное»

Дети: Шерсть серая, клыки, прямой хвост,  ходят стаей, воет.

Воспитатель: Если это семья волков, как называют большого волка?

Дети: Волчище.

Воспитатель: А маленького?

Дети: Маленького будут называть – волчонком.

Воспитатель: Если в лесу появится зайка, как мы узнаем?

Дети: Длинные уши, маленький хвостик, летом серенький, а зимой беленький.

Воспитаттель: Как зовут маму, папу и детей?

Дети: Папа – заяц, мама – зайчиха, дети – зайчата.

Аналогично про  лису, лося, медведя.

7Подвижная игра «Лиса и колобок»

Дети стоят в кругу передают мяч друг другу, ребенок – лиса идет за мячом внутри круга.

Ребенок – лиса

Шла лисичка по дорожке,

Видит вдруг чужие ножки,

 Так ведь это ж Колобок,

 У него румянный бок,

Я возьму его с собой

Будет дома завтрак мой.

Колобок вдруг покатился,

От лисы сбежать решился

Погоди не убегай ,

А со мною поиграй.

Дети  перебрасываютмяч друг другу, а ребенок – лиса старается его поймать, тот ребенок у кого лиса  перехватит мяч, становится ловишкой. 

Воспитатель: А сейчас предлагаю превратиться в зайчиков! И проведем минутку здоровья!

8 Дыхательная гимнастика.

А зайцы такие трусишки. Постоянно смотрят, нет ли лисы.

Посмотрели в сторону. Вдохнули носом. Посмотрели в другую,  выдохнули ртом. Еще раз.

Теперь мы лисы. Мы напали на заячий след.

Принехиваемся. Вдыхаем и выдыхаем только носом

Сейчас мы превратимся в сердитого волка.

Сделали глубокий вдох носом и зарычали. Р – р – р, выдыхая воздух.

Посоревнуемся. Кто из волков дольше рычит.

Набрали  побольше  воздуха  рто, и зарычали.

9 Презентация центров

Воспитатель:  А сейчас давайте разделимся на группы и каждая из групп, пойдет в определённый центр и посмотрит, произошли ли там какие – то изменения.

Дети  после осмотра центров рассказывают об увиденных изменениях.

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и  наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

 

.

Тема «Перелетные птицы»

1Позывные утреннего круга

Громко дудочка играет,

Всех нас в круг приглашает.

2 Организация утреннего круга

 Воспитатель. Приглашаю вас встать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3Приветствие

«Дружная семья»

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, , она –

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

4 Обмен новостями. Ребята, кто скажет какое время года у нас сейчас?

Дети: Сейчас у нас время года – осень.

Воспитатель. Чем занимались вечером  дома?

Выслушиваем  ответы детей

5 Проблема.

 Воспитатель: Почему птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом?

Дети: Насекомые едят червяков, разных насекомых.

 Воспитатель: Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свеже выкопанной земли, стрижы и ласточки хватают мошек и других насекомых  прямо на лету.

 А вы знаете, какие заботливые родители ласточки – касатки? Они, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом. Один конец они привязывают к лапке, а другой закрепляют на стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят. Среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд.

Кто из вас может сказать, каким образом летят птицы к нам?

Дети: Птицы летят – стаей.

 Воспитатель: Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз. А улетают  эти птицы после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды. Жаворонки, скворцы. Когда замерзают  водоемы, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячутся два слова  - плавает в воде. Давайте повторим – водоплавающие.
 6 Пальчиковая гимнастика

«Осень»

Если листья пожелтели,

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Дождь холодный моросит,

Стучим пальцем.

Птицы к югу полетели,

Изображаем крылья.

Значит; осень к нам спешит.

Хлопают в ладоши.

7 Речевая игра «Кто как подает голос».

  Правила игры: воспитататель называет птицу и спрашивает ребенка, как она подает голос, после бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю. Соловей – поет,

 ласточка – щебечет,

журавль – курлычет,

 ворона – каркает,
кукушка кукует,
утка – крякает,

 курица – квохчет,

 голубь воркует,

 воробей  - чирикает.

Филин – ухает.

8 Презентация центров

Воспитатель:  А сейчас давайте разделимся на группы и каждая из групп, пойдет в определённый центр и посмотрит, произошли ли там какие – то изменения.

Дети  после осмотра центров рассказывают об увиденных изменениях.

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и  наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

 

«Насекомые осенью»

 1Позывные утреннего круга

Громко дудочка играет,

Всех нас в круг приглашает.

2 Организация утреннего круга

Воспитатель: Приглашаю встать рядом с лучиками нашего большого солнышка.

3 Приветствие

- Кто, кто вместе с солнышком встает?

Кто, кто в этом садике живет?

Это детки все проснулись

И друг другу улыбнулись.

К солнышку все потянулись:

«Солнышко вставай,

Доброе утро нам пожелай!»

4Проблема

Воспитатель:  Вчера я прогуливалась по лесу и увидела муравьинную кучу, и подумала, интересно,  а  муравьи готовятся к зиме или нет, или муравьи зимой спят? Как вы думаете?

Дети : Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Муравьи зимой не спят.  В первую очередь они заготавливают достаточное колличество пищи, для этого муравьи  собирают гусениц, жуков, клопов, разные части растений и их семена. Утепляют жилища. А перед самыми холодами, закупоривают все ходы и выходы из своего жилья. Если зима очень холодная

Воспитатель: Ребята, а что еще вы знаете о муравьях?

Дети: Выслушиваем ответы детей.

Воспитатель:  У муровья  утолщенное  брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.

Муравьи — великолепные строители! Когда идешь по смолистому  еловому бору, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников.

5 Послушайте стихотворение.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Муравьиный терем — это просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, мусоросборники, детские и даже туалетные комнаты.

У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но когда муравьиха становится почтенной матерью большого семейства, она отгрызает себе крылья и с этих пор безвылазно живет в муравейнике, откладывая яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят личинок, ухаживают за куколками — переносят их или поближе к поверхности, или прячут в глубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.

Охраняют муравьиный терем муравьи-солдаты — бесстрашные защитники крепости, готовые не на жизнь, а на смерть сражаться с врагами.

Обычно каждый муравейник имеет свои охотничьи границы, свою территорию. На муравья, попавшего в чужие владения, тотчас же нападают. На границе между территориями соблюдается нейтралитет. Встретившись, противники, грозно раздвинув челюсти, расходятся каждый в свою сторону.

Если муравьям не хватает добычи и муравейники расположены поблизости, то начинают нарушаться границы, и вспыхивает вражда с ожесточенными побоищами. Обычно ее затевают несколько муравьев. К ним тотчас же присоединяются другие».

Муравьи — хищники, истребляющие многих насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона особей разнообразных насекомых.

Любят угощаться муравьи и сладкими выделениями тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или кленовый сок.

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. Часто нападают на муравейники и дятлы.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну»: она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьев и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

6 Ответьте на вопросы

• Как выглядит муравей?

• Как называется муравьиный дом? устроен?

• Как происходит в муравейнике разделение труда?

• Чем питаются муравьи?

• Какие у них есть враги?

7.Пальчиковая гимнастика «Муравейник на поляне».

Воспитатель показывает, а дети проговаривают и выполняют движения по тексту.

Муравейник на поляне

(Ребенок обеими руками делает «шалашик», соединяя указательные, средние и безымянные пальцы.)

 Ночью крепко - крепко спит.

(Делает обеими руками «замочек», крепко сжимая пальцами.)

А как солнце заиграет

(Растопыривает и шевелит пальцами обеих рук.)

^ Муравьишки выбегают.

Лапками перебирают

(Одновременно передвигает указательными и безымянными пальцами.)

И головками качают

(Одновременно сгибают и разгибают средние пальцы.)

 Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5.

(Одновременно поочередно сгибают пальцы на обеих руках в кулачки.)

Очень дружные они.

(Одновременно сжимают пальцы в кулачки и растопыривают их.)
8. Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей»

8 Презентация центров

Воспитатель:  А сейчас давайте разделимся на группы и каждая из групп, пойдет в определённый центр и посмотрит, произошли ли там какие – то изменения.

Дети  после осмотра центров рассказывают об увиденных изменениях.

Совместное планирование дел и действий на  текущий день:

Воспитатель: Ребята, давайте составим план  на день. Покажите, каким интересным делом  хотите заняться сегодня. В этом нам помогут  картинки и «волшебная полянка»

Дети выюбирают картинки, и  наклеивают их  на  «волшебную полянку»

  - Расскажите, каким интересным  делом  хотите заняться сегодня. Говорите по очереди, не перебивайте, других ребят.

Дети по очереди высказываются.

 

 

« Мы живем в республики  Алтай»

Среди всех народов, среди разных стран.

Люблю больше всех, я родной Алтай.

Уторм солнышко встает(Руки вверх к солнышку)

Всех на улицу зовет (руки в стороны,приглашающий жест)

Выхожу из дома я (показываем ждвумя руками на себя)

Здравствуй Родина моя (широко разводим руки в стороны)

Что такое Родина? Бесед ао республике

Вторник Как назывется наше село

Как называется улица на которой находится детский сад?

Какой на нашей улице можно увидеть транспорт?

Грузовой и пассажирский.

Люди здесь живут разных профессий Назовите их.

Назовите на какой улице живете вы7

 Среда Сегодня мы поговорим о нашем селе, как оно называется?

Где работают люди, какие предприятия

Четверг Кто ребята. знает как называется наш детский сад Чем богатареспублика

Пятница  какие поселки есть рядом. Где можно отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...