Доклад "Наказание и поощрение"
консультация

Попова Ирина Владимировна

Доклад по теме:

«Нужно ли наказание? Методы поощрения и наказания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakazaniya_i_pooshchreniya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Нужно ли наказание? Методы поощрения и наказания»

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что трое суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

 Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи».

«Что такое наказание?»

Давайте разберемся, что же такое «наказание».

Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание. Чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения. К сожалению, бывает так: если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

Рассмотрим основные виды неприемлемых наказаний:

  1. Словесное наказание – это угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. Необходимо обратить внимание на построение фраз. И донести это до родителя. Чаще всего «Ты – высказывания» и «Я – высказывания». Что это такое? 

«Ты – высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причём они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. В результате ребёнок чувствует, что он плохой, и обижается. Необходимо разделять поступок и личность ребенка.

«Я – высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. Этот способ менее конфликтен. В большей он будет работать с дошкольниками 3-7 лет, если передавать высказывание через призму собственных чувств и эмоций.

  1. Физическое наказание – это шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д. Для одних физическое наказание совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. В семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. (избегание, девиации, вранье) Жестокость порождает жестокость.

3.        Наказание изоляцией - стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д. Это ограничение свободы, не допустимо в воспитании, потому как противоречит инстинктам и конвенции. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными детьми никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по. Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения.

        Применяя наказание изоляцией, нужно не забывать об индивидуальных особенностях психики ребенка. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям.

4. Наказание трудом - или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением.

«За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению.

Метод или прием:

-Необходимо удостовериться в знаниях детей

-Адекватность наказания

_предупрежден-вооружен

-Системность ( сказал сделал)

-Неотвратимость

-Индивидуальный прием

(стульчик, время, визуальная подкрепление, рефлексия)

Так как ограничения свободы , изоляция от игры.

Предлагаю послушать притчу о медведе в тесной клетке.

Притча о медведе в тесной клетке

 «В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, где он мог сделать в одну сторону только четыре шага. Так медведь и ходил целыми днями по клетке туда и обратно. Время шло, зоопарк отремонтировали и запустили медведя в новый просторный вольер. Он огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвёртый, а потом повернулся и, как раньше, сделал четыре шага обратно. Он так и не мог понять, что теперь прутья клетки, ограничивающие его свободу, существуют только в его воображении. В памяти зверя они оказались крепче настоящих».

        Вопросы для обсуждения:

        - Что бы вы чувствовали на месте этого медведя?

        - Имеет ли клетка общее с наказаниями и ограничениями, которые мы ставим перед детьми?

ВЫВОД: Действительно, клетка – это как некий символ ограничения, запрета, возможно наказаний. Человек, который постоянно подвержен наказаниям, упрекам так и остается с ограниченной свободой (слова, дела, мысли, поступка, выбора и т.д.). И когда мы применяем некие приемы наказания, необходимо учитывать и их последствия.

Помните, наказание не должно:

•    Вредить здоровью

•   Употребляться в сомнительных случаях

•    Быть унизительным

•  Быть страшным для ребенка (ребенок должен бояться не наказания, а огорчить родителей)

Наказание должно:

•     Применяться один раз за один проступок

•  Следовать    сразу    за    проступком, а    не    отсрочено    и сопровождаться прощением

•     По серьезности соответствовать проступку

«Что такое поощрение?»

        Психолог: Рассмотрим метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.

        В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что-нибудь».

        Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

        Рекомендуется поощрять ребенка улыбкой, словом, прикосновением руки, когда он старательно трудиться, отвечает у доски, выполняет дополнительное задание, готовит творческие проекты, помогает слабоуспевающим одноклассникам и т.д.

Стоит заметить, что в современном обществе, само по себе слово «поощрение» теряет или потеряло смысловую нагрузку. Нам часто приходиться наблюдать, как приходя за ребенком в детский сад родитель просто так, молча, не подкрепляя действие, вручает игрушку. Она чаще всего является подменной эмоций, которые ребенок испытывает во время долгожданной встречи. Особенность детей в том, что новое всегда будет первостепенным для ребенка, соответственно эмоциональный контакт подменивается на новый предмет, потребность в эмоциональном, угасает. И уступает место потребительскую в отношениях с близкими.

Методы поощрения -Поход в кино, зоопарк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение ребёнка.

Дети часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу....

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........