Статья на тему: Особенности усвоения детей правил общения
статья (старшая группа)

Борисова Ирина Владимировна

Что в целом представляют собой правила общения и зачем они необходимы? Правила общения – это общепринятые в определенной лингвокультурной группе общества рамки, каноны и традиции, которые в той или иной степени вносят регламент общения между индивидами. Такие правила обычно разделяют на нормы вербального общения в целом и нормативные правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_usvoeniya_detey_pravil_obshcheniya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности усвоения детей правил общения

Что в целом представляют собой правила общения и зачем они необходимы? Правила общения – это общепринятые в определенной лингвокультурной группе общества рамки, каноны и традиции, которые в той или иной степени вносят регламент общения между индивидами. Такие правила обычно разделяют на нормы вербального общения в целом и нормативные правила. Основные правила общения зачастую решают вопрос того, как провести ту или иную беседу с максимальной результативностью. Что касается нормативных правил, то они отвечают на вопросы о том «как правильно» общаться вообще. Правила общения отображают в себе понимание окружающего социума о том, как необходимо вести беседу в той или иной ситуации, поэтому знание данных нормативов позволяет провести любую беседу с максимальной эффективностью и достижением поставленного результата.[http://psytheater.com/osnovnye-pravila-obshheniya.html]

Другими словами, правила общения – это сложившиеся в социуме правила ведения разговора и коммуникации в целом. Многие авторы (Ветров В.В., Смирнова Е.О., Макаренко А.С., Мухина В.С., Выготский Л.С., Леонтьев А. Н. и другие) рассматривают обучение детей правилам общения с позиции воспитания культуры общения, либо через призму привития им коммуникативных навыков( Маркина М. Г,, Клюев Е. В., Чиркова Н. В., Касаткина Ю.В. Осинина Т. Н. и другие) или этикета (Стрелкова Л., Островская Л и дригие).

Как отмечает в своей книге Ветрова В.В., культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. [с.252 Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить[Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.:1988. – 94с.,].

Овладение культурой общения, усвоение правил общение невозможно без развития речи, владением достаточным запасом слов, умением точно высказывать свою мысль, задавать вопросы, говорить вежливо и тактично. Вежливость, деликатность, а также скромность, предупредительность и общительность – обязательные характеристики, которые должны прививаться детям для успешного общения.

Воспитатель поддерживает у детей стремление к общению, поощрять их общение, заставлять вместе радоваться, переживать, стимулировать доброжелательное, приветливое общение, быть примером для детей. У детей много поводов для общения в детском саду, к тому же для старших дошкольников это - потребность, которая помогает им развивать в себе личностные качества, поэтому главной задачей педагога является направлять это общение, помогая ребенку усваивать необходимые правила общения в данной ситуации.

Успешная коммуникация также невозможна без знаний общепринятых норм поведения и владения правилами общения. Существенный вклад в разработку теории коммуникативных умений как фактора психологической готовности к школе внесла М.Г. Маркина. Она разработала показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления, в качестве которых выделены коммуникативные умения:

1.Способность к конструктивному ведению диалога:

- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;

- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;

- умение воплощать собственную мысль в форму логически стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.

2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:

- умение конструировать образ «Я» на основе согласования собственных и чужих представлений о себе;

- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;

- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.

3.Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:

-Умение находить тему и планировать ход предстоящего общения.

-Умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике.

- Умение избегать возможные конфликты в общении и связанные с ними эмоционально-психологические напряжения.

По мнению Л.А. Дубиной, коммуникативные умения дошкольника включают:

-Умение сотрудничать.

-Умение воспринимать и понимать (перерабатывать информацию).

-Слушать и слышать.

-Говорить самому.[http://lektsii.org/5-6853.html]

Деревянова Е.О. в своей работе по изучению  развития коммуникативных умений старших дошкольников делает акцент на том, что эффективность процесса развития коммуникативных способностей во многом зависит от умения педагога выстроить ситуации общения и взаимодействия, «не всякая деятельность автоматически формирует и развивает способности» к успешной коммуникации.  Другими словами, для успешного усвоение детьми правил общения требует соблюдения некоторых условий:

  • деятельность должна приносить чувство радостного удовлетворения, стимулировать сильные и устойчивые положительные эмоции, приносить удовольствие;
  • желательно, чтобы деятельность была творческой;
  • «важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности»;
  • педагог должен подкреплять достижения ребенка похвалой, рассказывать о его достижениях в его присутствии родителям, другим педагогам, психологу.

Как таковые правила общения для старших дошкольников не определены  в нормативных документах по стандартам обучения в ДОУ, но данные стандарты ставят следующие задачи:

-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи (диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 Таким образом старшие дошкольники  могут овладеть необходимыми формами речевого этикета и употреблять их без напоминания.

Осознавая важность общения детей, разработчики ФГОСДО выделили структурную единицу «Социально – коммуникативное развитие», цель которой - развитие общения, развитие речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия"

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия...

Статья на тему: Особенности одаренных детей.

«Мой ребенок – гений!» — эти слова желает произнести большая часть родителей, «озабоченных» умственным развитием своего малыша. Но в чем же действительно выражаются особенности одаренных ...

Статья на тему Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста

Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей ...

Статья на тему: "Особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольно...

Статья на тему «Особенности развития детей раннего возраста»

Ранним возрастом принято считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет. В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития:Первый период – от года до полутора лет. Ребен...

Статья на тему: «Особенности обучения детей с расстройством аутического спектра »

ull;Классификация расстройств аутистического спектра (РАС)•Причины•Психолого-педагогическая характеристика•Ощущения и восприятие.•Память и воображение.•Речь. •Мышление....