Исследовательский проект «Выращиваем кабачки»
материал

 

Исследовательский проект

«Выращиваем кабачки»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_proekt.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Выращиваем кабачки»

Воспитатели:

                        Алехина О.В.

Продолжительность проекта: Среднесрочный (14.02.20-31.03.20)

Тип проекта: исследовательско-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей  группы компенсирующей направленности 5-6 лет, родители воспитанников.

Актуальность исследовательской деятельности:

       Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

       У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

       Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

       Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

 Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

                                           Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

Развивающие:

1. Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, беседу.

4. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:        

• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

       

К концу исследования воспитанники должны знать:

- Что влияние на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- значение кабачков как продукта питания;

- требования условий к посадке, технологию выращивания и уборки;

       Должны уметь:

- применять технологию выращивания кабачков;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием кабачков;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Обобщение и подведение итогов работы:

       Исследовательская деятельность за ростом и развитием кабачков проводилась с 14. 02.17  по 31.03. 2017 года.

       За этот период удалось из семян кабачков вырастить ростки с четырьмя листочками.

       Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить кабачок, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

       Ежедневные наблюдения и замеры роста кабачков наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого семечка выросло растение высотой 5 см. На нём сначала появились листья.

       Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

• Беседы с детьми

• Изучение строения семечка

• Знакомство с  благоприятные  факторами роста растения.

• Исследовательская работа

• Уход за кабачком

       Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

       Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:

1. кабачок можно вырастить не только на огороде, но и в ящиках на подоконнике.

2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.

3.  Для роста кабачка необходимы:

• плодородная почва

• свет

• вода

• тепло

• уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание) .

4. Кабачок является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд.

       1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

       Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснили детям, что их задача найти ответы на данные вопросы. Для того чтобы это сделать, необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

       Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказала им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.

       Начала с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Как вы думаете. С чего начинает исследование ученый? »

       Дети предлагали самые разные варианты. Подвела их к идее, что сначала надо подумать.

       Следующий вопрос: «Где еще мы можем найти ответ? Что нам может помочь? » Отвечая на вопросы, вместе с детьми, постепенно приходили к выводу: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести опыт, эксперимент», «посмотреть в книгах».

       Результаты исследований, как и настоящие ученые, фиксировали, а затем объединяли для решения общей проблемы. Ими стали несложные рисунки, буквы и специальные, изобретенные детьми знаки.

       По мере участия в исследованиях потребность в этом возрастала, а вместе с ней росло и мастерство символического изображения фиксируемых результатов.

      Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты нашей долгой и кропотливой работы детям, родителям.

       2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

       Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

• работа воспитателя с детьми;

• самостоятельная исследовательская деятельность детей;

• работа с родителями.

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

       После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал и оборудование для исследований. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе и с нетерпением ждали поступления в группу нового вопроса, ответ на который нужно было найти.

       Нашей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.

       Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего в группу вопроса.

       Например:

Что необходимо растению для роста?

Всем ли растениям необходима для роста вода?

А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? и т. д.

       В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования.

       Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто - отчитываться о проделанной работе.

       Мы на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняли обязанности консультантов исследователей. Помогала тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

       После проведенного исследования дети расказали о проделанной работе, формулировали вывод по результатам опытов и экспериментов. Мы выделяли главное, рассказывали о последовательности проведенной работы:

       Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?

       Дети легко и естественно задавали вопросы, делали поправки, если не согласны.

       Результаты своих исследований дети зарисовывали при помощи символов и значков на листе бумаги. Способность изобретать их свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством развития детей.

       Продукты деятельности всех групп объединяли в одно целое для решения проблемы и оформляли очередную страницу альбома под названием «Как вырастить кабачок на подоконнике? ».

       Делали вывод о том, удалось ли нам ответить на вопрос.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

        Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «? », посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека.

       Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

       При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.

       Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Наша задача заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.

       Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

       К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. Рассказали  о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

       Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

       Для развития естественно-научных представлений предлагали родителям темы бесед с детьми:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

- Чем полезны овощи?

- Что можно приготовить из кабачков?

       Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

       Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.            

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

       Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить кабачек на подоконнике? » с результатами нашей исследовательской работы.

       Ребята в роли исследователей рассказали на заключительном занятии о проделанной работе, о том, чему они научились, о своих впечатлениях.

       Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор.

       В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).

       При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду и дома приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.

       Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

       Работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

       Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Выращиваем бархатцы и астры»

Экологический проект «Выращиваем бархатцы и астры»Актуальность проектаЭкологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознани...

Исследовательский проект «Выращиваем фасоль» (старший дошкольный возраст)

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Рекомендации для родителей - Познавательно-исследовательская деятельность «Выращиваем кристаллы».

Исследовательская деятельность прекрасная идея для совместной игры с детьми....

Исследовательско-познавательный проект «Выращиваем фасоль» для детей разновозрастной средей группы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Исследовательский проект "Выращиваем фасоль"

laquo;Выращиваем фасоль» Вид проекта: исследовательско - познавательный  для детей старшего дошкольного возраста.Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельно...

Познавательно-исследовательский проект ««Выращиваем фасоль»»

                                   Актуальность исследовательской деятельности :Данная работа...

Экспериментально-исследовательская деятельность "Выращиваем из жёлудя саженец дуба".

Экспериментально-исследовательская деятельность "Выращиваем из жёлудя саженец дуба"....