Семинар «Формирование экологических представлений посредством игровой технологии»
материал

Орлова Ольга Анатольевна

 В современных условиях проблемы экологического воспитания приобретают особую остроту. Вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня перед нами стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечении соответствующего воспитания молодого поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_formir_ekolog.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование экологических представлений посредством игровой технологии»    

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и

                                                                      который призваны изменить» 

А.М. Горький.

Цель:

-повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности.

В современных условиях проблемы экологического воспитания  приобретают особую остроту. Вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня перед нами стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечении соответствующего воспитания молодого поколения.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

 Экологическое образование - актуальная на сегодняшний день задача, когда в мире гибнут тысячи животных от засух и наводнений, голода и холода, от рук браконьеров.  Одним из главных мест в работе отводится семье.

  Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно как можно раньше, в дошкольном возрасте.

Экологическое образование в наши дни – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. И чтобы сделать работу интересной и увлекательной, нам педагогам нужно использовать современные технологии. Одним из эффективных методов по формированию экологических знаний являются экологические игры.

Включение игровых технологий в работу с детьми, делает её наиболее интересной и мотивированной.

В детском саду развитие экологической культуры должно прослеживаться во всех сферах деятельности ,при этом учитывается индивидуальные особенности ребёнка, интересы, пожелания .

Игровые технологии, а это - экологические игры являются одним из методов по формированию экологических знаний у дошкольников. Экологические игры являются эффективным средством формирования личности ребёнка, игра-это искра зажигающая огонёк любознательности.

Для успешного саморазвития, развития личностных качеств, формирования дружеских взаимоотношений  игровые технологии необходимо использовать в развлечениях, в непосредственно образовательной деятельности, труде, прогулке.

Игровые технологии включают достаточно методов и приёмов педагогического процесса, так в игре начинают развиваться произвольное поведение, внимание, память. В условиях игры дети лучше усваивают материал, запоминают самое сложное.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагог  последовательно производит: отбор, разработку, подготовку к игре, включает детей в игровую деятельность, самостоятельная игра, подведение итогов, результат игровой деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в последовательности:

•         в форме игровой задачи ставится цель;

•         правилам игры подчиняется деятельность;

•        учебный материал используется в качестве ее средства;

•        с игровым результатом связывается успешное выполнение дидактического задания;

Цель игровой технологии это полноценная мотивация основ для формирования навыков и умений деятельности.

Основными задачами игровой технологии являются:

-достижение высокого уровня мотивации, с осознанием потребности в усвоении знаний и умений в соответствии собственной  активности ребёнка;

-подбор средств, повышающий её результативность.

Игра-имеет незаменимую роль как для умственного, так и для физического развития детей. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, в ней  возможно вовлечение каждого в активную работу и интеллектуально пассивный ребёнок может  выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, дают ребёнку возможность участвовать в роли, быть причастным к изучаемому, погрузится в реальный мир.

Но сегодня мы обратим  внимание на использование игровых технологий именно в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое образование дошкольников это основа дошкольного образования. Серьёзной проблемой для детей дошкольников является освоение правил поведения в природе, освоение моральных норм, сострадание, и усвоение этих правил должно проходить в игровой деятельности. Дети уже не только играют и сами, но и наблюдают ,как играют сверстники. Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте проходит формирование основ нравственности посредством экологического воспитания дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к объектам природы.

Что же такое технология игры? Технология игры – это группа методов и приемов организации педагогического процесса, которая стимулирует познавательную активность ребёнка, стимулирует детей искать ответы на возникшие вопросы,

позволяет включать их обычные представления.  

По специфическим характеристикам игры делятся на творческие  и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

К творческим  играм относятся:

- сюжетно-ролевые; 

- игры-путешествия;

- театрализованные

- соревновательные.

К играм с правилами относятся:

- дидактические;

- подвижные.

В экологическом воспитании  игры с правилами дают детям возможность представить полученные во время наблюдений или чтения литературы разнообразные явления природы.

Ролевые игры - это игры на бытовые темы, игры с природным материалом, строительные игры, театрализованные, развлечения. Например, игра «Строительство волшебного   города», «Путешествие на северный полюс». В экологическом воспитании  используют  сюжетно-ролевой игры для обучения детей к формированию у них осознанно-правильного отношения к животным, растениям, людям как к части природы. Благодаря ролевой игре повышается интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.  снижается утомляемость.

Театрализованные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. В этих играх ребёнок исполняет роль артиста. Дети сопоставляют себя с образом животных, растений: «Кот во дворе»,  «Танец цветов». Такие игры возможны после неоднократного знакомства и наблюдений, если были на экскурсии в парке, можно изображать растительность, передавать полёт птиц, бабочек.

Игры-путешествия направлены на развитие познавательных интересов и потребностей, эмоциональной сферы. Они хороши тем, что включая познавательный материал, речевую и творческую деятельность детей, не перегружает детей. Дети с помощью ИКТ попадают в сказку, в другую страну, на другой континент: «Поездка в волшебный город», «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю» и др. Дети в процессе   узнают много нового, посещая интересные места, впечатления детей безграничны.

Игры-путешествия – усиливают  впечатление, обостряют интерес, внимание, наблюдательность, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

К соревновательным  играм относятся: викторины по экологии, конкурсы, КВН. Они стимулируют активность  участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений.

Дидактические игры делятся по предметные и настольно-печатные гры.

К играм с использованием различных предметов природы  относят предметные игры (цветы, фрукты, листья). К примеру: «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Чудесный мешочек». Эти игры развивают сенсорные ощущения, наблюдательность, умение группировать по принадлежности.

 Игры лото, домино, разрезные картинки, пазлы («Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Круглый год», «Огород» и т.д.) В этих играх  классифицируются и уточняются знания детей о животных, явлениях неживой природы, растениях.

Дети играют в такие игры в повседневной жизни  и  предназначены они для небольшого числа играющих.

Игры экологического содержания  способствует:

– расширению представлений о взаимодействии человека с природой;

– воспитанию ценностного отношения к природе;

– получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

– выработке навыков культуры поведения в окружающей среде.

 Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры позволяет добиться более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически правильному поведению в природе. Игровые технологии развивают творческие способности, речь, мышление, фантазию, приобщают детей к народной культуре.

Игры по экологии – важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которые создают ситуации, повышают ответственность, создают дружескую атмосферу и потребность взаимовыручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников»

Данный материал предназначен для педагогов. Из которого педагог может применить в своей практике игры на формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших ...

Отчет по плану самообразования «Формирование экологических представлений посредством развития сенсорных способностей у младших дошкольников».

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»

Консультация для родителей , как развивать математические способности с помощью "Палочек Кюизенера"...

Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий

Мастер-класс для воспитателей Формирование математических представлений средствами игровых технологий...

План взаимодействия с семьями воспитанников по формированию ранней профориентации посредством игровых технологий.

Что такое профессиональная ориентация?Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека, для оказания ему помощи в разумном в...