Отчет по самообразованию
материал

Зинкина Марина Ивановна

Отчет по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

         Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

          Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья. Только в детстве человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении жизни. В этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно именно сейчас сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить осознанность выполнения занятий физической культурой и спортом.

          Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития.  Учитывая, что задача сохранение и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я выбрала тему «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста».

          Свое самообразование по данной теме я начала с изучением литературы по данному направлению и формирования развивающей среды в группе:

1.Стрельнекова А. Н. Дыхательная гимнастика
2. Галанова А. С. Лечебные игры
3. Базарного В. Ф. Технология раскрепощающего обучения

4.Акбашева Т. Ф. Антистрессовая пластическая гимнастика.

5.Уманская А. А. Точечный самомассаж

6. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

8.Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический  сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.

9.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

10. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбасс вуз издат. – 2002. – 270с

11. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]

12.Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]

Цель моей работы: «Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья».

Были поставлены следующие задачи:

 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по самообразованию;

2. Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

3. Разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми;

4. Создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей;

5. Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей;

6. Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

7. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

8. Подготовить презентацию «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста»;

9.Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» выступление на педагогическом совете ДОУ;

10. Принять участие в работе городского семинара;

11. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Гимнастика пробуждения».

           В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1.Игровой точечный самомассаж для профилактики и лечение насморка по А.А. Уманской.

2.Пальчиковая гимнастика по С.Е. Большаковой, О.И. Крупенчук, Е. Синициной.

3. Гимнастика для глаз по В.Ф. Базарному.

4. Дыхательная гимнастика по С. Н. Стрельниковой

5. Артикуляционная гимнастика по Е. Колесникову.

Работа над темой осуществлялось по следующим направлениям:

Работа с детьми

Взаимодействие со специалистами

Работа с родителями

Обмен опытом с воспитателями

Для реализации поставленных задач созданы следующие условия:

Музыкальный, физкультурный залы

Физкультурный уголок в группе

Спортивная площадка

Наличие игрового материала для освоения темы.

Формы работы:

Утренняя гимнастика (ежедневно)

Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

Прогулки с включением подвижных игр

Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

Зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно)

Физкультминутки и динамические паузы (на малоподвижных занятиях и в свободной деятельности, ежедневно)

Ходьба по массажным коврикам босиком  «Дорожка здоровья» (ежедневно)

Музыкальные занятия

Занятия по формированию здорового образа жизни

Беседы

Консультации

Родительские собрания

Проводится и  лечебно – профилактическая  работа. В неё входят следующие мероприятия:

постоянный контроль осанки;

контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

подбор мебели в соответствии с ростом детей;

сбалансированное питание;

вакцинация против гриппа;

потребление фитонцидов (чеснока и лука);

употребление соков и фруктов;

кварцевание группы.

           Планируя свою работу,  стремилась к тому, чтобы подготовленная мною система оздоровительной работы с детьми включала в себя, инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада и имела бы связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась детям.

          Для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в двигательной активности детей, в группе организовала соответствующую предметную среду, создала необходимые условия. С опорой на основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий Ю. Ф. Змановского, Б. С. Толкачева, разработала: модель жизнедеятельности детей; циклограмму совместных видов деятельности, составленную с учётом баланса между двигательными и статичными видами деятельности; перспективный план физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур. Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГОС к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям СанПиН). Физкультурный уголок оснастила достаточным количеством инвентаря и атрибутов для самостоятельной двигательной деятельности детей: атрибуты и пособия для двигательной деятельности и физических упражнений детей; корригирующие дорожки; маски для подвижных игр; мешочки для метания, флажки и многое другое. В увлекательной, наглядно-практической форме обогащаю представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Использую игры - путешествия, игры - драматизации, сюжетные игры, реализую проект по формированию привычки к здоровому образу жизни.

             Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии всего коллектива сотрудников МДОУ и родителей. В совместной работе группы и семьи мной широко используются такие педагогические приемы, как консультации для родителей, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, тематические выставки, конкурсы, анкетирование. Наиболее эффективными признаны педагогические тренинги, практикумы, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе использую наглядную информацию: в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.), оформила фотовыставку «Парашют лечит»; разработала методический банк (комплексов дыхательной гимнастики, игрового точечного массажа, утренней гимнастики на улице и в зале; бодрящей гимнастики; подвижных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр,  фитбол- гимнастики, картотеки игр с парашютом, комплексов кинезотерапии, игрового стретчинга); разработала  газету «Крепыш» на темы: «Осанка - стройная спина», «Утренняя гимнастика», «Плоскостопие», «Су - Джок терапия для детей и взрослых»; оформила сборник консультаций для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»; разработала и реализую долгосрочный проект «Движение – основа здоровья!», организовала кружковую работу: «Игровая ритмическая гимнастика».

            В проведенном мониторинговом исследовании детей старшей группы №4,  прослеживается положительная динамика физического развития. Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.

Уч. год

посещаемость

пропуски

пропуски по болезни

2015-2016

72 %

28%

12%

2016-2017

73,6%

25%

10%

             Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно - оздоровительным, лечебно профилактическим мероприятиям позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов, повышения уровня физического развития.  Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и   как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.

             Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается. Над данной темой буду продолжать работать.

Перспективы на следующий год:

1.Продолжить работу по теме: «Использование современных программ и технологий в оздоровлении   детей дошкольного возраста»;

2. Продолжать работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. Разработать и реализовать проект по теме: «С чего начинается Родина?»;

5. Продолжать  совместную работу с родителями по этой теме.



Предварительный просмотр:

              Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

         Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

          Именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья. Только в детстве человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении жизни. В этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому важно именно сейчас сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, привить осознанность выполнения занятий физической культурой и спортом.

          Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития.  Учитывая, что задача сохранение и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я выбрала тему «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста».

          Свое самообразование по данной теме я начала с изучением литературы по данному направлению и формирования развивающей среды в группе:

1.Стрельнекова А. Н. Дыхательная гимнастика
2. Галанова А. С. Лечебные игры
3. Базарного В. Ф. Технология раскрепощающего обучения

4.Акбашева Т. Ф. Антистрессовая пластическая гимнастика.

5.Уманская А. А. Точечный самомассаж

6. Мушкова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет. Мед., 1974.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.:АРКТИ, 2003.

8.Чупаха И.В. и др., Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе (текст): научно-практический  сборник. – Москва: Илекса, Народное образование, 2003. – 400с.

9.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

10. Методологические и организационные подходы к формированию здоровьесберегающей среды в системе дошкольного образования [Текст]. – Кемерово: Кузбасс вуз издат. – 2002. – 270с

11. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/]

12.Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания [Текст]. – [www/1september.ru/]

Цель моей работы: «Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья».

Были поставлены следующие задачи:

 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по самообразованию;

2. Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

3. Разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми;

4. Создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей;

5. Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для родителей;

6. Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

7. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

8. Подготовить презентацию «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста»;

9.Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» выступление на педагогическом совете ДОУ;

10. Принять участие в работе городского семинара;

11. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Гимнастика пробуждения».

           В целях формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и повышения результативности работы над темой мною используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1.Игровой точечный самомассаж для профилактики и лечение насморка по А.А. Уманской.

2.Пальчиковая гимнастика по С.Е. Большаковой, О.И. Крупенчук, Е. Синициной.

3. Гимнастика для глаз по В.Ф. Базарному.

4. Дыхательная гимнастика по С. Н. Стрельниковой

5. Артикуляционная гимнастика по Е. Колесникову.

Работа над темой осуществлялось по следующим направлениям:

Работа с детьми

Взаимодействие со специалистами

Работа с родителями

Обмен опытом с воспитателями

Для реализации поставленных задач созданы следующие условия:

Музыкальный, физкультурный залы

Физкультурный уголок в группе

Спортивная площадка

Наличие игрового материала для освоения темы.

Формы работы:

Утренняя гимнастика (ежедневно)

Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

Прогулки с включением подвижных игр

Пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

Зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

Оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно)

Физкультминутки и динамические паузы (на малоподвижных занятиях и в свободной деятельности, ежедневно)

Ходьба по массажным коврикам босиком  «Дорожка здоровья» (ежедневно)

Музыкальные занятия

Занятия по формированию здорового образа жизни

Беседы

Консультации

Родительские собрания

Проводится и  лечебно – профилактическая  работа. В неё входят следующие мероприятия:

постоянный контроль осанки;

контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

подбор мебели в соответствии с ростом детей;

сбалансированное питание;

вакцинация против гриппа;

потребление фитонцидов (чеснока и лука);

употребление соков и фруктов;

кварцевание группы.

           Планируя свою работу,  стремилась к тому, чтобы подготовленная мною система оздоровительной работы с детьми включала в себя, инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада и имела бы связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась детям.

          Для обеспечения полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в двигательной активности детей, в группе организовала соответствующую предметную среду, создала необходимые условия. С опорой на основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий Ю. Ф. Змановского, Б. С. Толкачева, разработала: модель жизнедеятельности детей; циклограмму совместных видов деятельности, составленную с учётом баланса между двигательными и статичными видами деятельности; перспективный план физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур. Модель жизни ребёнка в группе составлена с учётом смены статических занятий и двигательной деятельности, разнообразной деятельности детей во время прогулок, достаточного времени для сна, занятий и игр (в соответствии с требованиями ФГОС к общему объему обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и требованиям СанПиН). Физкультурный уголок оснастила достаточным количеством инвентаря и атрибутов для самостоятельной двигательной деятельности детей: атрибуты и пособия для двигательной деятельности и физических упражнений детей; корригирующие дорожки; маски для подвижных игр; мешочки для метания, флажки и многое другое. В увлекательной, наглядно-практической форме обогащаю представления детей о здоровье и здоровом образе жизни. Использую игры - путешествия, игры - драматизации, сюжетные игры, реализую проект по формированию привычки к здоровому образу жизни.

             Положительные результаты в здоровьесбережении дошкольников возможны только при взаимодействии всего коллектива сотрудников МДОУ и родителей. В совместной работе группы и семьи мной широко используются такие педагогические приемы, как консультации для родителей, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, тематические выставки, конкурсы, анкетирование. Наиболее эффективными признаны педагогические тренинги, практикумы, встречи со специалистами, где родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе использую наглядную информацию: в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.), оформила фотовыставку «Парашют лечит»; разработала методический банк (комплексов дыхательной гимнастики, игрового точечного массажа, утренней гимнастики на улице и в зале; бодрящей гимнастики; подвижных игр; словесных игр с движением; коммуникативных игр,  фитбол- гимнастики, картотеки игр с парашютом, комплексов кинезотерапии, игрового стретчинга); разработала  газету «Крепыш» на темы: «Осанка - стройная спина», «Утренняя гимнастика», «Плоскостопие», «Су - Джок терапия для детей и взрослых»; оформила сборник консультаций для родителей на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду»; разработала и реализую долгосрочный проект «Движение – основа здоровья!», организовала кружковую работу: «Игровая ритмическая гимнастика».

            В проведенном мониторинговом исследовании детей старшей группы №4,  прослеживается положительная динамика физического развития. Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.

Уч. год

посещаемость

пропуски

пропуски по болезни

2015-2016

72 %

28%

12%

2016-2017

73,6%

25%

10%

             Таким образом, могу сказать, что системный подход к физкультурно - оздоровительным, лечебно профилактическим мероприятиям позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даёт позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов, повышения уровня физического развития.  Надеюсь, что, полученные в детском саду, знания, умения и навыки, станут фундаментом здорового образа жизни, и   как следствие, залогом успешного развития всех сфер личности, ее свойств и качеств.

             Однако не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается. Над данной темой буду продолжать работать.

Перспективы на следующий год:

1.Продолжить работу по теме: «Использование современных программ и технологий в оздоровлении   детей дошкольного возраста»;

2. Продолжать работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. Разработать и реализовать проект по теме: «С чего начинается Родина?»;

5. Продолжать  совместную работу с родителями по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...