Картотека игр по экологическому воспитанию
картотека
Предварительный просмотр:
«Микропоказ» Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Ход игры: Игра проводится в природе. Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути. Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) неприродные объекты и т. д. Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа: Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало? Куда оно сейчас ползёт? Эта игра хорошо развивает эмпатию и фантазирование. | «Звуки» Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе). Ход игры: Воспитатель даёт задание: «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки». Воспитатель задаёт детям вопросы типа: Какой звук больше всего понравился? Какой звук издала природа, а какой – человек, какой звук был самый громкий (тихий? Издавал ли ветер какой-либо звук? В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев). |
«Разноцветные плоды» Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого. Ход игры: Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа: Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще? Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый? Почему этот плод полезен (вреден? Что случилось бы, если бы все плоды исчезли? В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку. | «Перемешай и соотнеси» Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность. Ход игры: Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает на столе и дает задание: найдите каждый свой листок. Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы: Как ты узнал, что это твой лист? Чем твой лист отличается от листа твоего товарища? В этой игре можно использовать любой природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.) |
«Какие все мы разные» Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта. Ход игры: Воспитатель дает задание: Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое. Затем детям дают вопросы: Почему тебе нравится море? Почему ты любишь речку? Почему ты остался посредине? Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. | «Повтори» Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей. Ход игры: Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д. Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней. В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков. |
«Рамочка» Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость. Ход игры: Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание: Составь портрет осени и назови его. Сделай картину сегодняшнего дня. | «Найди своё дерево» Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе). Ход игры: Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы: Оно гладкое или нет? Есть ли на нём листья? Высоко ли от земли начинаются ветки? Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно. |
«Угадай, кто я» Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей. Ход игры: Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука. Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок-водящий должен отгадать – кого. | «Репортаж» Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии). Ход игры: Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д. Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом: составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома; составить репортаж о любимом животном; составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры. |
«Что где растёт?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова. Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат. Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т.д. | «Что лишнее?» Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание. Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор. |
«Кто быстрее соберет урожай» Цель: Закрепление представлений об овощах и фруктах. Развитие внимания, быстроты реакции на слово воспитателя. Ход игры: Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением овощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется. | «Чудесный мешочек» Цель: Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки. Ход игры: Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ), осматривает, называет. К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей. Усложнение: 1.Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка. 2.Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща), а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка. |
«Узнай на вкус» Цель: Закрепление представлений об овощах и фруктах. Сенсорное развитие. Ход игры: У воспитателя два подноса. На одном - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз и т.п.). На другом подносе плоды, нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них. | «Горячо – холодно» (Где спряталась матрешка) Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях. Воспитание находчивости, любознательности. Ход игры: Водящий выходит из комнаты. В это время прячут матрешку под одно из комнатных растений. Водящий ищет матрешку, дети подсказывают ему «горячо» или «холодно». Найдя матрешку, вод. должен назвать растение под которым она спряталась. Вначале берется 4 – 5 растений, а затем до 8 растений (герань, фикус, бальзамин, колеус, гибискус, алоэ, аспарагус, бегония вечноцветущая и др.) |
«Где насекомое?» Цель: Закрепление представлений о насекомых. Развитие внимания, памяти. Ход игры: На фланелеграфе на голубом и зеленом фоне «летают» и «ползают» знакомые детям насекомые (можно добавить несколько неизвестных). Например: муха, комар, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, муравей, пчела. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший загадку ребенок должен также найти картинку с его изображением. | «Куда села бабочка» Цель: Закрепление и уточнение представлений о частях растения. Ход игры: На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения. |
«Узнай и назови цветок» Цель: Закрепление представлений о цветущих растениях. Развитие памяти, связной речи. Ход игры: На столе – «клумба»: разложены картинки с изображением красивых цветущих растений (розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т.п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает картинки с известными ему растениями, называет их. | «Третий лишний» Цель: Закрепление представлений о живых существах. Развитие логического мышления, связной речи. Ход игры: На карточках изображены два насекомых и птичка, две рыбы и лягушка, два зверя и насекомое и т.д. Дети должны определить, кто лишний и объяснить свой ответ. |
«Кто как двигается» Цель: Закрепление представлений о способах передвижения живых существ. Ход игры: Воспитатель раздает большие карты с изображением моделей органов движения (ноги, крылья, плавники) в центре. Затем поочередно показывает маленькие карточки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах подходящими картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты. По аналогии изготавливаются игры-лото «Овощи-фрукты», «Кто где живет» ( среда обитания вода, воздух, земля). | «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление представлений о диких и домашних животных. Развитие внимания, интереса к живой природе. Ход игры: На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими . Поможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т.п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки. |
«Где спряталась вода» Цель: Закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться. Развитие внимания, памяти, связной речи. Ход игры: Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед).Например , такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение. | «Кто прилетел в птичью столовую» Цель: Закрепление представлений о птицах. Развитие умения узнавать птиц по внешнему виду и называть их. Развитие речи. Воспитание интереса к природе. Ход игры: Панно «Птичья столовая». В прорези вставлены картинки с изображением птиц, которые упоминаются в стихотворении «Прилетели птицы». Дети должны внимательно слушать, т.к. в стихотворении прилетают и птицы и небылицы. Услышав нелепицу, дети должны хлопнуть в ладошки. |
«Узнай птицу» Цель: Закрепление представления о птицах. Ход игры: На панно «Дерево» размещены карточки с изображением птиц, знакомых детям. Воспитатель загадывает детям загадки о птицах, дети находят загаданных птиц на дереве. Или один ребенок (водящий) описывает птичку, а остальные ее называют и показывают. | «Весна–красна» Цель: Уточнение и конкретизация представлений о весне. Закрепление представлений о природных явлениях, характерных для весны. Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки с изображением весенних и зимних пейзажей. Дети должны показывать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. |
«Что сажают в огороде» Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания, по способу применения). Развивать память, внимание, речь. Ход игры: Отвечать на вопросы водящего нужно только «да» или «нет». Кто ошибется, тот отдает «фант». Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, то вы скажете «да», если же это в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проиграет: поспешишь – людей насмешишь. | «Подскажи словечко» Цель: Закрепление представлений о природе. Развитие речи, находчивости, быстроты реакции. Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают. Например: У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка… У коровы теленок, а у овцы … Корова мычит, а лягушка … Ворона каркает, а воробей … и т.п. |
«Знаешь ли ты» Цель: Закреплять представления о животных. Обогащать словарный запас. Развивать быстроту мышления, речь детей. Ход игры: Приготовить цветные фишки четырех видов для обозначения зверей, птиц, рыб и насекомых. Дети по очереди называют сначала зверей, затем птиц и т.д., выкладывая при правильном ответе фишку. Кто выложит больше фишек – тот выиграл. | «Расскажи без слов» («Какая сегодня погода») Цель: Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать творческое воображение, внимательность. Ход игры: Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду (весеннюю, зимнюю, летнюю) с помощью мимики, жестов, движений. Либо один из детей изображает погоду, а остальные должны отгадать. |
«Кто знает, пусть продолжает» Цель: Закрепление представлений о природе. Развитие навыков обобщения, речевое развитие. Ход игры: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению. Например: Птицы это … (ворона, попугай, гусь и т.д.) Или воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово. Например: Белка, еж, волк это… (звери) | «Повторяй друг за другом» Цель: Закреплять представления о природе. Развивать речь, внимание, память. Ход игры: Водящий называет любое слово (объект природы), ориентируясь по теме занятия. Например: кукушка. Второй игрок повторяет слово и добавляет свое, подходящее по смыслу. Например: кукушка, дятел. |
«Узнай, что за зверь» «Догадайся, что за птица» «Что растет и кто живет в лесу» Цель: Закрепление представлений о живых существах. Развитие памяти, внимания, речи. Ход игры: Воспитатель подбирает серии загадок о животных, растениях леса. Игра проводится в форме викторины. | «Загадки голубого ручейка» Цель: Закрепление представлений о живых существах, обитающих в воде и у воды. Воспитание интереса к живой природе. Ход игры: Дети отгадывают загадки о водных и околоводных животных и растениях (рыбы, лягушка, улитка, утка, гусь, бобр, камыш, кувшинка, и др.). |
Игры с водой, снегом и льдом «Волшебная вода» - смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» оттенков и цветов. «Цветные капельки» - капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествиями капель. «Льдинки» - замораживание в воде узоров из камешков, бусин, листьев, рассматривание их. «Освобождение из плена» - размораживание разными способами маленьких игрушек, замороженных в воду «ледяной колдуньей». «Тонет – не тонет» - испытание на плавучесть игрушек из разного материала. «Снежные фигуры» - лепка из снега, игра в снежное царство. | Игры с мыльной водой и пеной «Мыльные пузыри» - пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек и пр. «У кого пена выше и пышней» - выдувание воздуха в мыльную пену через трубочку с целью получения «самой большой» пены. «Подушка из пены» - испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности мыльной пены. |
Игры с зеркалом «Поймай солнышко» - маленьким зеркалом поймать солнечный луч и пустить «зайчика». «Солнечные зайчики» - воспитатель и дети пускают веселых солнечных зайчиков. «Что отражается в зеркале» - пытаться увидеть, что находится за спиной только с помощью зеркала. | Игры со светом и тенью «Театр теней» - экспериментирование с тенью. «Угадай, чья тень» |
Игры со стеклами «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающего через стекла разного цвета. «Таинственные картинки» - рассматривание картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения становятся невидимыми. «Волшебное стекло» - рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло. | Игры со звуками «Погремушки» - испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов. «Звонкие бутылочки» - испытание: какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, по пустым бутылочкам. «Что шуршит, что гремит» - узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывание и сминание бумаги, фольги, насыпание песка, переливание воды и т.д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-1006765-1517752220.jpg)
Картотека игр по экологическому воспитанию
Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников....
картотека игр по экологическому воспитанию
подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027651-1522688878.jpg)
Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников
Картотека содержит настольно-печатные, словесные и подвижные игры экологического содержания для детей разных возрастных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-1093394-1544792568.jpg)
Картотека игр по экологическому воспитанию
В данной презентации представлены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников...