Кружок "Волшебная мастерская"
материал (младшая группа)

Толстова Наталья Анатольевна

 Программа  кружка " Волшебная мастеркая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal.-temat._pl.docx926.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  «Солнышко»

143500, МО, г. Истра, ул. Пролетарская, д.3, телефон/факс: +7-498-314-06-11,e-mail: ds22.korablik@yandex.ru

Принято

Решением педагогического

совета № _____ от ________

 «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                              Заведующая МДОУ ЦРР- детский сад №24-4                    

______________ И.Н. Заграева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Художественно- эстетической   направленности»

«Волшебная мастерская»

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Толстова   Наталья Анатольевна.

        

ИСТРА  2021-2022

G:\фото круж. работы\20211124_161139.jpg

G:\фото круж. работы\20211116_171356.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

2.

Пояснительная записка

3.

Учебно-тематический план

4.

Содержание изучаемого курса

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

6.

Список литературы

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Волшебная мастерская»

Руководитель программы

Воспитатели: Толстова  Наталья Анатольевна,

 

Организация-исполнитель

Адрес организации

исполнителя

МДОУ ЦРР «Солнышко» г.о. Истра

Цели программы

 Развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка; развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Направленность программы

Художественно- эстетическая направленность

Срок реализации программы -

 1 год обучения

Вид программы

Уровень реализации программы

Дополнительная Общеразвивающая

 Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Направленность: Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Новизна программы: Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран.

Актуальность: Данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при  художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю . Занятия проводятся во второй половине дня, по подгруппам из 6-8 человек. Продолжительность занятий: с детьми 3-4 лет составляет 10-15 минут. Общее количество занятий в год составляет: 39 занятий с детьми 3-4 лет .

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.

Отличительные особенности: Отличительные особенности данной программы от аналогичных программ в ряде важных факторов: технология выполнения работ имеет вариативный характер, что способствует созданию уникальных, оригинальных авторских изделий. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей ребенка.

Педагогическая целесообразность: Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному  самовыражению и творчеству.

    Цель программы 

- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;

- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи программы  создать условия для детского творчества;

- обучить детей разнообразным способам практических действий с крупой, шерстью, природным, бросовым материалом, и т.д.;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.

Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам.

Виды кружка « Волшебная мастерская»

Научить детей рисовать нетрадиционной техникой:  пальчиками, ладошкой, шерстью, солью и крупами,  техника печать штампом, обрывание и скручивание салфеткой, оттиск  смятой бумаги, бумага пластика + рваная бумага, поделки из природного и бросового материала.                            

 Формы и режим занятий:

Возраст

Длительность занятия

Количество в неделю

Количество в год

3-4 года

10-15 минут

1

39

Ожидаемые результаты

Кружок «Волшебная мастерская» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Ребята овладевают многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование шерстью, солью и крупы, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают нашу группу.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Волшебная мастерская»

№ п/п

Перечень тем

Количество занятий

Дети 3 – 4 года

теоретические

практические

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Рисование пальчиками

1

4

5

3.

Рисование ладошками

1

2

3

4.

Бумага пластика+ рваная б.

1

3

4

    5.

Рисование крупами

1

4

5

   

  6.

Печать штамп

1

7

8

 7.

Из природного и бросового материала( нитки, вата)

1

1

2

8.

Обрывание и скручивание салфеток

1

8

9

9.

  Оттиск смятой бумаги        

1

1

       2

           Итого

39

4.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Исходя из этого, цели занятий в кружке, можно сформулировать следующим образом:

1. раскрыть творческие способности учащихся.

2. активировать потенциальные и продуктивные силы

3. дать возможность выбора пути самореализации, как личности.

4. закрепить и расширить знания и умения, полученные в процессе трудового обучения.

Достижение целей обучения обеспечивается проведением взаимосвязанных теоретических, практических и самостоятельных занятий, посещением выставок, участием в школьных и городских выставках и конкурсах.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    • Бросовый материал (поролон, пластиковые бутылки, проволока, крышки от бутылок, одноразовая посуда и др.)

  • Картон и тонированная бумага разных цветов.

   • Клей ,клеёнки

   • Ножницы

   • Кисти

   • Шаблоны, трафареты

Список литературы:

  1. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  2. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
  3. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
  4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер. – М.: «Просвещение», 2005.
  6. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
  7. Комарова,Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  8. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  9. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  10. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] / Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001G:\фото круж. работы\20211124_161316.jpg

                                                                       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Волшебная мастерская»

Во второй младшей  группе

Тема

Кол-во занятий

Содержание

Формы работы

Методическое обеспечение

Работа с родителями

Вводное занятие

1

Общие сведение о творческом кружке, об организации работы в коллективе, о технике безопасности труда при работе с различными инструментами о программе кружка.

Беседа

Октябрь

«Букет из осенних листьев».

1

 Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность. Печатание листьями

Беседа,

практическая работа

Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

Консультация для родителей «Волшебный мир бумаги»

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности детей»

«Колобок покатился по

лесной дорожке»

(аппликация с

элементами

рисования)

1

    Создание образа колобка из ватного

диска и наклеивание на дорожку,

нарисованную фломастером; развитие

восприятия; сравнение объемной формы

и плоскостного рисунка, воспитание

интереса к изо деятельности.

Беседа,

практическая работа

Ватные диски,

клей, кисточки

для клея, гуашь.

«Ягоды на тарелочке»

 

1

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Рисование пальчиками.

Беседа,

практическая работа

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

«Ветка рябины »

(коллективная работа).

1

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

 

Беседа,

практическая работа

¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

«Вышла курочка

хохлатка с    нею жёлтые цыплятки»

(  коллективная

работа  занятия)

1

Закреплять умение аккуратно и последовательно

выполнят работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать

представление о домашних птицах

Беседа,

практическая работа

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки

цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей,

кисти, салфетки.

«Петушок-золотой гребешок»(коллективная работа)

1

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Беседа,

практическая работа

Силуэт петушка, клей, салфетки

«Зайка беленький

сидит »

1

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться

клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения

Беседа,

практическая работа

Игрушка зайчика, ¼ тонированного

листа ватмана, белые бумажные

салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей ,кисти, салфетки.

«Цветок в

подарок маме»

(коллективная

работа)

1

Учить детей создавать красивую композицию из

цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика +рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление.

Воспитывать заботливое отношение к маме,

желание ее порадовать.

Беседа,

практическая работа

¼ тонированного листа ватмана с

Контурным изображением веточки,

салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти,

салфетки.

                   

Советы родителям о нетрадиционной техникой рисование .

                                                      Декабрь

«Зимние узоры, снежинка»

1

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисование солью. Учить детей равномерно засыпать рисунок нарисованный клеем, развивать творческие способности.

Беседа,

практическая работа

Клей, салфетки, соль, рисунок снежинка

«Снеговик»

1

Познакомить детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать учить детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.

Беседа,

практическая работа

Клей, салфетка, манка, рисунок снеговик.

«Елочка

пушистая,

нарядная».

1

Закрепить умение рисовать при помощи штампов;

учить наносить по всей поверхности ёлочки

игрушки, снежные комочки; воспитывать

аккуратность.

Беседа,

практическая работа

Тонированный лист бумаги (синий,

 фиолетовый), гуашь разного цвета в

мисочках; салфетки, тряпочки;

разрезанные поперёк морковки в

качестве штампов; полиэтиленовые

крышки; вода в баночках.

Январь

«Овечка»

1

Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и рисом. Учить посыпать рисунок рисом аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Беседа,

практическая работа

Картон, клей, рис, рисунок овечка

«Наряд для куклы»

1

Учить детей рисовать красками при помощи пальцев; закреплять знание цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Беседа,

практическая работа

«Нарядные матрешки»

1

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Беседа,

практическая работа

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки

Февраль

 «Покормим птичек»

1

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Беседа,

практическая работа

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

 

«Ночь и звезды»

1

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

Беседа, практическая работа

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

«Украшение чайного сервиза»

1

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Беседа,

практическая работа

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

Март

«Ветка мимозы» (Скатывание салфеток)

1

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

Беседа,

практическая работа

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы

Советы родителям «Бросовый материал в поделках детей»

Два жадных медвежонка»

1

Учить рисовать  животных. Оттиск смятой бумагой, ватные палочки.

Беседа,

практическая работа

Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая гуашь.

«Светофор»

(рисование

оттисков

печатками

из

картофеля)

1

Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. Учить правильно называть цвет.

Беседа,

практическая работа

Макет светофора, прямоугольник из картона, печатки из картофеля, мисочки с вложенным  тонким поролоном, пропитанным гуашью зеленого, желтого  и красного цвета.

 «Смотрит солнышко в окошко»

1

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Беседа,

практическая работа

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

Апрель

«Космос»

1

Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации. Формировать знания о космосе. Развивать чувство цвета, воображения у детей.

Беседа,

практическая работа

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея

«Весенние цветы»

(отпечаток дном

бутылки пласт.)

1

Познакомить с новой техникой рисования. Развивать

Эстетическое восприятие, чувство формы и цвета.

Воспитывать гуманное отношение к

природе.

Беседа,

практическая работа

Пластиковые бутылки небольшие,

гуашь, баночки, тряпочки.

 «Веточка вербы»

(аппликация из ваты)

1

Учить приемам нетрадиционной аппликации

Веток вербы, расположения «почек» справа и слева на

ветке. Закрепить и расширить знания

детей о вербе. Расширять представления

детей об изменениях в живой природе с приходом

весны.

Беседа, практическая работа

картинка с изображением

вербы, картонный лист на

каждого ребенка с эскизом

ветки вербы, ватные шарики.

“Красивые

цветы на

полянке».

1

 Упражнять в технике печатания

штампиками; закрепить умение заполнять

отпечатками всю поверхность листа, дополнять

рисунок одуванчиками желтого и белого цвета

пальчиковым рисованием; развивать мелкую

моторику, цветовосприятие, творчество.

Беседа, практическая работа

Листы бумаги формата А4; гуашь

разного цвета в мисочках; штампы

из картошки или готовые штампы;

кисти, салфетки, тряпочки, вода.

Май

 «Праздничный салют» (коллективная работа)

1

  Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

Беседа, практическая работа

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

Выставка детского творчества (из бумаги, природного материала, из бросового материала »

«Жили у бабуси два веселых гуся»

1

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали. Рисование ладошкой

Беседа, практическая работа

Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей

«Божьи коровки на лужайке».

Весёлый осьминог»

( рисование ладошками)

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность)

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Беседа, практическая работа

Беседа, практическая работа

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.

Листы белой бумаги размером 20*20.Гуашь синего цвета.

 

Итоговое занятие: «Одуванчики в траве»

коллективная работа)

1

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

Беседа, практическая работа

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...