Культура речи педагога, как образец подражания
консультация

Руппель Наталья Анатольевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА, КАК ОБРАЗЕЦ ПОДРАЖАНИЯ

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.

Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в речи.

Ответьте, пожалуйста на вопрос: «Какой должна быть речь педагога?»

Речь педагога должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания; с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Выделяют 7 компонентов речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Необходимо тщательно следить за своей речью и не допускать нелитературного произношения слов:

Мене - мне

хочут –хотят,

пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг,

сижа – сидя,

езжай – поезжай,

заплотит – заплатит,

ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)

По правилам современного русского языка в таких словах, как скучно, конечно, нарочно, буквосочетание «чн» следует произносить как «шн» (скушно, конешно, нарошно), а слова чего, никого, до того — как чиво, никаво, до таво.

 Произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов, например: сочетание согласных «сш», «зш» произносятся как удвоенный долгий звук «ш» — бешшумный (вместо бесшумный); сочетания согласных «еж», «зж» произносятся как удвоенный долгий звук «ж» - жжигать (вместо сжигать), бежжалости    (вместо   без   жалости); сочетание звуков «тч», «дч» произносятся как звук «чч» — развеччик (вместо разведчик); сочетания звуков «сч», «зч» произносятся как звук «щ» — щастье (вместо счастье), расскащик (вместо рассказчик); в глаголах окончания «-тся», «-ться» произносятся как «-цца» — одеваецца (вместо одеваться), дерецца (вместо дерется).

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Другими словами – это правдивое изображение действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию.

 

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. 

Например, неправильно построенное предложение: «Опять подорожали цены. (Подорожали товары, а цены – следствие этого процесса, они выросли.) 

Ухудшается уровень жизни народа(Ухудшается жизнь, уровень жизни снижается.)

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.   Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Часто употребляемые слова –паразиты«Как бы»«по ходу»«блин»«типа»«это»«это самое»«вот»«ну вот»«ну»«ну ваще»«короче»«то есть» «практически» «по-любому» «жесть»«вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем». От них нужно избавляться.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. (  Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь.

Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента. Тихую, переходящую в шепот речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Прислушиваться они не способны. Недопустима и громкая речь, переходящая в крик.

 Владение педагогом различными средствами выразительности речи способствует формированию выразительности речи ребенка, полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

 

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Богатая речь – та, в которой используются разнообразные предложения, слова и сочетания слов. Например: «Однажды я заметил, как морозом прихватило траву и лужи». А теперь по другому построенное предложение «Я был свидетелем рождения мороза, как он подсушил и подбелил старую, рыжую траву; покрыл лужицы тончайшим стеклышком».

Однако форму и содержание речи необходимо согласовать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткие, простые.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Особого внимания к себе требует культура речи, ее этика. Речь воспитателя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

Сейчас я предлагаю вам для развития четкой артикуляции и дикции, проговорить несколько скороговорок:

  1. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  2. Расскажите про покупки, про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  3. Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне – до сих пор бы сидел на сосне.

 Образуйте множественное число:

Кочерга – кочерёг;

Простыни – простыней;

Носки – носков;

Груши – груш;

Помидоры – помидоров;

Петли – петель;

Туфли – туфель;

Килограммы – килограммов;

Полотенце – полотенец;

Чулки – чулок.

Поставьте правильно ударения:

Звонит, баловать, средства, каталог, торты, банты, закупорить, кухонный, мусоропровод, договор, сливовый, шарфы.

Составьте правильно предложения:

  1. Меня ссадили с поезда за проезд без пропуска и документов.

(Меня без пропуска и документов за проезд ссадили с поезда)

  1. По крайнему у степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой.

(По крайнему проулку у степи в хутор Гремячий Лог январским вечером 1930 года въехал верховой).

  1. Взгляд генерала упал на подводу впереди, и вдруг он узнал среди людей ту одинокую девушку на шоссе, над которой неслись немецкие пикировщики.

(Взгляд генерала упал на подводу впереди, над которой неслись немецкие пикировщики, и вдруг он узнал ту одинокую девушку на шоссе).

  От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы успешно вести работу по речевому развитию детей, тем самым повышая свой имидж и имидж образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....

Буклет "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

Цель:  развитие грамотной речи и повыше-ние её культуры в педагогическом коллективе.Культурная речь является обязательным элемен-том общей культуры человека. Не случайно счита...

Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»....

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"....

Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....