Буклет "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"
методическая разработка по развитию речи на тему

Калинина Екатерина Валерьевна

Цель:  развитие грамотной речи и повыше-

ние её культуры в педагогическом коллективе.

Культурная речь является обязательным элемен-

том общей культуры человека. Не

случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует

об его эрудиции, интеллекте, этике, воспита-

нии. Особенно актуально данное утверждение

по отношению к речи воспитателя ДОУ.

Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.

Что же такое «Культура речи»?

Это владение нормами устного и письмен-

ного литературного языка (правилами

произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые

средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Простейшая формула

культуры речи:

- Думай, кому говоришь;

- Что говоришь;

- Где говоришь;

- Зачем говоришь;

- Какие из этого будут последствия.

 

 

 

 

 

 

Компоненты профессиональной

речи педагога

Голос– важнейший элемент техники речи.

Для педагога он является основным

средством труда.

К голосу предъявляется ряд

требований:

- голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя

не звучал без нужды – это утомляет и

взрослого и детей.

- педагог должен уметь изменять характерис-

тики своего голоса с учетом ситуации

общения, голосом надо уметь владеть

(характерная ошибка многих педагогов –

стараться перекричать общий говор детей);

- педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми,

говорить не для себя, а для слушателей;

- с помощью голоса педагог должен уметь

внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для

устной речи очень важным является

правильное использование интонационных

средств выразительности: логического

ударения, пауз, мелодичности речи, темпа. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

 

 

 

 

 

 

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Правильность - соответствие речи языковым нормам (нормы образования и изменения слов).

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе,обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует формированию произвольности выразительности речи ребенка.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

 

Самые распространённые ошибки

в речи воспитателя:

1. Употребление слов-паразитов:Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это»,

«это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть», «практически»,

«по-любому», «жесть», «вобщем», «пипец»,

«да не вопрос» «без проблем».

2. Частое употребление слов с уменьши-

тельно-ласкательными суффиксами:

Машенька,вымой ручки. Катенька, убери

чашечку со стола.

3. Неточное называние предметов,

которые окружают ребенка и

которыми он пользуется.

    Необходимо не говорить безликое «штаны»,

    а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

    4. Использование в речи грубых просто-

    речийи жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений:

    телик, видик, комп.

    5. Нелитературное произношение слов:

    хочут –хотят, пошлите – пойдёмте,

    ляжь – ляг, сижа – сидя, езжай – поезжай,

    заплотит – заплатит, ложить – класть.

       

       

       

       

       

       

      Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для

      оживления своей речи и во время разговора

      с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

      Ласка и шутка:

      Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.

      Сядем рядком да потолкуем ладком.

      Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.

      Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

      Саночки-самокаточки: садись да катись.

      Поучение или наставление:

      За правое дело стой смело.

      Поспешишь — людей насмешишь.

      На скору ручку — комком да в кучку.

      Умел потерять, умей и найти.

      Мороз не велик, а стоять не велит.

      Порицание:

      Много шуму — мало толку.

      Пыль столбом, дым коромыслом —

      не то от пляски, не то от таски.

      Весь дом вверх дном.

      Кто весел, а кто и нос повесил.

      У всякого Федорки свои отговорки.

      Наш пострел везде поспел.

      Пословицы и поговорки,

      относящиеся к еде и сну:

      Пели, пели, да есть захотели.

      Ешь больше, богатырем будешь.

      Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

      Остатки сладки.

      Милая подружка — подушка.

      Одним ухом спит, другим слышит.

      Спали, почивали, весело ль вставали?

       

       

      Муниципальное бюджетное дошкольное

      образовательное учреждение

      детский сад № 15 «Ручеек»

       

       

       

       

      Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Сергач, 2015 г.

       

       

       

       

      Скачать:

      ВложениеРазмер
      Файл rechkak_sposob.odt51.3 КБ

      Предварительный просмотр:

         Цель:  развитие грамотной речи и повыше-

      ние её культуры в педагогическом коллективе.

      Культурная речь является обязательным элемен-

      том общей культуры человека. Не

      случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует

      об его эрудиции, интеллекте, этике, воспита-

      нии. Особенно актуально данное утверждение

       по отношению к речи воспитателя ДОУ.

         Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.

      Что же такое «Культура речи»?

         Это владение нормами устного и письмен-

      ного литературного языка (правилами

      произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые

      средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

      Простейшая формула

      культуры  речи:

      - Думай, кому говоришь;

      - Что говоришь;

      - Где говоришь;

      - Зачем говоришь;

      - Какие из этого будут последствия.

              Компоненты профессиональной

                               речи педагога

      Голос– важнейший элемент техники речи.

      Для педагога он является основным

      средством труда.

      К голосу предъявляется ряд

      требований:

      - голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя

      не звучал без нужды – это утомляет и

      взрослого и детей.

      - педагог должен уметь изменять характерис-

      тики своего голоса с учетом ситуации

      общения, голосом надо уметь владеть

      (характерная ошибка многих педагогов –

      стараться перекричать общий говор детей);

      - педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми,

      говорить не для себя, а для слушателей;

      - с помощью голоса педагог должен уметь

      внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

      Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для

      устной речи очень важным является

      правильное использование интонационных

      средств выразительности: логического

      ударения, пауз, мелодичности речи, темпа. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

      Требования к качеству речи педагога ДОУ

      Правильность - соответствие речи языковым нормам (нормы образования и изменения слов).

      Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе,обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

      Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

      Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

      Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует формированию произвольности выразительности речи ребенка.

      Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка.

      Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

      Самые распространённые ошибки

      в речи воспитателя:

      1. Употребление слов-паразитов:Часто употребляемые слова – паразиты:

      «Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это»,

      «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть», «практически»,

      «по-любому», «жесть», «вобщем», «пипец»,

       «да не вопрос» «без проблем».

      2. Частое употребление слов с уменьши-

      тельно-ласкательными суффиксами:

      Машенька,вымой ручки. Катенька, убери

      чашечку со стола.

      1. 3. Неточное называние предметов,

      которые окружают ребенка и

      которыми он пользуется.

      Необходимо не говорить безликое «штаны»,

      а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

      1. 4. Использование в речи грубых просто-

      речийи жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений:

      телик, видик, комп.

      5. Нелитературное произношение слов:

      хочут –хотят, пошлите – пойдёмте,

      ляжь – ляг, сижа – сидя, езжай – поезжай,

      заплотит – заплатит, ложить – класть.

      Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для

      оживления своей речи и во время разговора

      с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

      Ласка и шутка:

      Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.

      Сядем рядком да потолкуем ладком.

      Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.

      Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

      Саночки-самокаточки: садись да катись.

      Поучение или наставление:

      За правое дело стой смело.

      Поспешишь — людей насмешишь.

      На скору ручку — комком да в кучку.

      Умел потерять, умей и найти.

      Мороз не велик, а стоять не велит.

                            Порицание:

      Много шуму — мало толку.

      Пыль столбом, дым коромыслом —

       не то от пляски, не то от таски.

      Весь дом вверх дном.

      Кто весел, а кто и нос повесил.

      У всякого Федорки свои отговорки.

      Наш пострел везде поспел.

      Пословицы и поговорки,

       относящиеся к еде и сну:

      Пели, пели, да есть захотели.

      Ешь больше, богатырем будешь.

      Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

      Остатки сладки.

      Милая подружка — подушка.

      Одним ухом спит, другим слышит.

      Спали, почивали, весело ль вставали?

      Муниципальное бюджетное дошкольное

      образовательное учреждение

      детский сад № 15 «Ручеек»

         Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

      Сергач, 2015 г.


      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

      Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....

      Консультация "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

      Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания воспитанников. Культурная речь является обязательным эле...

      Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников».

      Консультация для педагогов ДОУ«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»....

      Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

      В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педаго...

      Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".

      Консультация для педагогов "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"....

      Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников

      Консультация для педагогов ДОУ Речь педагога, как образец для подражания воспитанников Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....