«Организация сенсорных игр с детьми 1 младшей группы»
статья (младшая группа)

Начиная в это время работу по программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, выдвинула для себя развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребёнка и ориентирующую педагога на индивидуальные особенности ребенка. В Программе отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

    Начиная в это время работу по программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, выдвинула для себя развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребёнка и ориентирующую педагога на индивидуальные особенности ребенка. В Программе отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

На основании вышеизложенной проблемы в развитии детей поставила перед собой следующую:

Цель: Развитие условий, способствующих формированию у детей младшего возраста сенсорных способностей.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

-Изучить нормативно - правовые и программно-методическое обеспечение по имеющейся проблеме.

-Обновить и обогатить развивающую среду, приобрести и изготовить дидактические пособия;

-Разработать комплексно - тематическое планирование, конспекты различных видов образовательной деятельности;

Разработать инструментарий и подобрать стимулирующий материал для проведения диагностики.

-Активизировать сотрудничество с родителями для создания условий и реализации сенсорного развития детей в младшей группе.


В работе с родителями использовала разнообразные формы работы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»:

-индивидуальные консультации;

-информационные памятки;

-семинары-практикумы.

Сенсорное воспитание осуществляла через различные формы работы:

-совместная деятельность;

-игры–экспериментирования;

-непосредственно-образовательную деятельность;

-прогулка;

-развлечения.

Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание».

Благодаря созданному в группе центру сенсомоторного развития происходит:

-Стимуляция сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние)

-Развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности;

-Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, памяти);

-Создание положительного эмоционального фона.

Любая программа развития и обучения, в том числе и программа «От рождения до школы» выделяет игру как ведущую деятельность, так сенсорная игра может интегрировать с любой образовательной областью.

Методика проведения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, рассматривании используемых дидактических пособий. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям, по окончании необходимо подвести итоги.

Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные и вкусовые.

Выделяют следующие виды сенсорных восприятий:

-зрительное

Слуховое

-осязательное

-обонятельное

-вкусовое

Зрительное восприятие.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. в Зрительное восприятие – это сложная работа, процессе которого осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Целостное представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования, то есть целенаправленного его рассматривания.

Например: игра «Малыши и краски», её цель учить детей различать основные четыре цвета, геометрические фигуры и понятие «большой – маленький».

Применяя на практике дидактические игры могу утверждать, что адекватное зрительное восприятие формы, величины, положения в пространстве предметов, возникает только на основе многократного применения на практике различных способов:

-соотнесение предметов между собой;

-сравнение;

-вычленение признаков.

Слуховое восприятие.

Это умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности - это исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие ребенка начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Слуховой аназизатор имеет большое значение для развития речи.

Свою работу строила по 2 направлениям:

-Развитие восприятия речевых звуков, то есть формирование фонематического слуха;

-Развитие восприятия неречевых звуков, то есть шумов.

Например: игра « Что происходит в домике», её цель учить детей действовать по звуковому сигналу, научить различать предметы по характерным звукам и шумам.

Тактильно – двигательное восприятие.

Органом осязания служит рука. На кончиках фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.

Дидактические игры на развитие тактильно-двигательных ощущений преследуют главную цель – обследование предмета.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы ее используем в развивающих и образовательных ситуациях.

Например: игра «Найди сюрприз», её цель найти предмет и описать его.

Перенос традиционной деятельности на улицу и в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Так игра с песочными наборами и физкультурным оборудованием расположенным на участке дает возможность проследить интеграцию между такими образовательными областями как физическое развитие и познание.

Восприятие особых свойств предметов (обоняние, вкус).

Особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, познаются благодаря совокупной работе анализаторов. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются, и составляется целостное представление, что в дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (по запаху, вкусу).

Например: игра «Определи предмет по запаху», её цель иметь осведомление о различных запахах и уметь их различать их;

Игра «Определи предмет по вкусу», её цель уметь различать предметы по вкусу.

Делая вывод в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию дети успешно называю и показываю основные четыре цвета, форму, величину и другие признаки предметов.

Благодаря спланированной работе, взаимодействию с музыкальным руководителем, помощи родителей в оснащении группы работа с детьми дает положительные результаты.

Продолжая работу в дошкольном (от 3 до 7 лет) возрасте планирую развивать у детей сенсорные эталоны, что способствует развитию познавательных способностей детей, для успешного обучения в детском саду и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС: сенсорный уголок во второй младшей группе"

Данная статья предназначается воспитателям МБДОУ. Руководствуясь данным материалом воспитатели могут оформить сенсорный уголок второй младшей группы, правильно организовать предметно- развивающую сред...

Презентация опыта работы по сенсорному развитию с детьми младшей группы

В презентации представлена развивающая среда и дидактический материал первой младшей группы...

«Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»

laquo;Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»...

Консультация по организации образовательной деятельности с детьми младшей группы "Осень, осень, листопад"

Представлен материал из опыта профессиональной деятельности по организации ООД с детьми младшей группы с постановкой цели, задач, ходом ООД....

Проект «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»

Проект «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»...

«Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»

Методическая разработка «Организация игровой деятельности с детьми младшей группы»...